На рынке оценочных услуг сместится центр тяжести

861

 

 

 

На рынке оценочных услуг сместится центр тяжести

Об этом говорили в Санкт-Петербурге участники форума «Большой консалтинг»

Кризис внес свои коррективы в работу оценщиков. Их услуги вскоре будут широко использоваться не только при банкротстве, но и для финансового оздоровления компаний. К такому выводу пришли участники форума «Большой консалтинг’10», который состоялся в Санкт-Петербурге 2–3 июля 2010 г.

Форум собрал более 100 крупнейших игроков рынка стоимостного консалтинга. В форуме приняли участие представители Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Конституционного и Арбитражного судов РФ, Минэкономразвития и Минфина России, Минрегиона и Минэнерго России, ФНС России, Федеральной антимонопольной службы, Росимущества, Росреестра, Ростехнадзора, Ассоциации российских банков, Ассоциации региональных банков «Россия», саморегулируемых организаций, крупнейших потребителей профессиональных услуг, международных организаций. Гостеприимная обстановка гостиницы «Ренессанс Санкт-Петербург Балтик Отель» располагала к неформальному общению. Два дня напряженной работы форума для участников пролетели на одном дыхании. Обсуждение последних тенденций рынка продолжалось за пределами пленарных сессий, докладов и выступлений.

Чувствовалось, что рынок не только ожидает изменений, но и готов конструктивно их воспринять. «Мы рассмотрели вопросы совершенствования законодательства оценочной деятельности, изменения в кадастровой оценке, подняли целый ряд вопросов по саморегулированию и повышению качества отчетов. Делились своими наблюдениями о том, как меняется рынок оценочных услуг в условиях нестабильной экономики и готов ли рынок воспринять сейчас те изменения, которые готовит законодательство», – рассказала Марина Федотова, президент партнерства СМАО и проректор по науке Финансового университета при правительстве РФ.

Новые перспективы

Пожалуй, отличительной чертой форума стало проведение разноплановых параллельных дискуссионных панелей и привлечение ведущих экспертов и специалистов, обладающих многолетним опытом работы и обширными знаниями в области стоимостного консалтинга и смежных областях. Так, Анна Попова, статс-секретарь, заместитель министра Минэкономразвития России, в своем выступлении рассказала об основных направлениях работы министерства, связанных с развитием оценочной деятельности и усилением контроля за работой СРО. Большой интерес вызвало выступление об особенностях городской среды в Российской Федерации и вопросах оценки при переходе к налоговой недвижимости Григория Томчина, президента Фонда поддержки законодательных инициатив. Николай Волович, генеральный директор Института оценки собственности и финансовой деятельности, рассказал о зарубежном опыте определения рыночной стоимости земельных участков. Эта тема неожиданно вызвала большое оживление среди участников, последовала горячая дискуссия о различиях в подходах определения рыночной стоимости объектов недвижимости.

Приехавшие на форум специалисты обсудили также перспективы роста востребованности инвестиционной оценки недвижимости. Немалый интерес вызвала оценка бизнеса высоких технологий и манипулирование стоимостью в процедурах банкротства. Но, пожалуй, особое внимание было уделено оценке в антикризисном управлении. «Оценка для антикризисного управления используется на разных стадиях и в разных случаях. В настоящее время в условиях изменяющегося рынка точность оценки, точность выбранных методов оценки имеет большое значение на каждой стадии антикризисных мероприятий. Надеюсь, что оценка сейчас будет широко использоваться не только в рамках процедуры банкротства, но и при финансовом оздоровлении», – отметила Марина Федотова.

Тем более что власти уже предпринимают в том числе и законодательные меры в этом направлении. «Фактически мы вводим новые измерения использования оценки. Она может быть использована при доказывании, что реструктуризационный план позволит кредитору получить больше, чем простая распродажа имущества, – пояснил Дмитрий Скрипичников, заместитель директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России. – То есть на практике и кредитор, и должник с использованием инструментария оценки смогут в суде доказывать экономическую обоснованность своих предложений и решать, какие меры предпринимать – либо идти на распродажу имущества и ликвидацию, либо использовать механизмы реструктуризации и финансовое оздоровление». В данном случае оценщик будет выступать адвокатом стоимости, как со стороны должника, так и со стороны кредитора. По мнению Дмитрия Скрипичникова, это принципиально важно. «Без экономической оценки невозможно принять гибкое эффективное решение, – объяснил он. – Такая же схема будет применяться и по отношению к физическим лицам. Мы сейчас разрабатываем и готовим к внесению в правительство РФ соответствующий законопроект «О реструктуризационных процедурах в отношении физических лиц с использованием судебных механизмов реструктуризации либо распродажи имущества».

То есть весь потенциал грядущих изменений оценщики могут почувствовать на себе уже в скором времени. Центр тяжести в их ежедневной профессиональной деятельности постепенно уйдет с процедур банкротства и направится на финансовое оздоровление. Оценщик будет изучать не активы для ликвидации, а выступать в первую очередь как консультант, в компетенции которого войдет разработка планов финансового оздоровления на основе денежных потоков.

А оценивать-то как?

Однако если схема действий оценщика при проведении процедуры банкротства предельно ясна и отработана, то механизмы оценки способности бизнеса к дальнейшему существованию и самостоятельному развитию пока не собраны в «единый набор». Как раз на это и обратил внимание в рамках дискуссии «Оценка в антикризисном управлении. Эффективное взаимодействие?» Аркадий Трачук, генеральный директор ФГУП «Гознак». Важность таких оценок сложно переоценить. Ведь они играют ведущую роль не только при принятии решений о ликвидации или реструктуризации компании, но и в рамках сделок слияний и поглощений.

Аркадий Трачук акцентировал свое внимание на оценке интеллектуальной собственности, которая по-прежнему развита достаточно слабо. «Те подходы, которые имеются, сильно отличаются друг от друга. Но самое главное – они сложно применимы в реальной практике. Однако для эффективного управления и принятия верных решений просто необходимо понимать, какую ценность имеет та или иная интеллектуальная собственность, принадлежащая компании. Но и этого недостаточно. Надо еще понимать степень вероятности того, что предприятие может эффективно использовать эту интеллектуальную собственность и может ли оно дальше развиваться», – аргументировал он. Есть четыре фактора, которые должны быть подвергнуты анализу и оценке. Первый – способность создавать новые знания, наличие талантов и идей. Второй – потенциал коммерциализации, то есть насколько то или иное предприятие способно извлекать деньги из этих знаний. Третий – технологический уровень и способность реализовать решения. Четвертый – техническая инфраструктура (состояние основных производственных фондов позволяет оценить, насколько предприятие может развиваться).

Важно понимать, что инновация и инновационный потенциал – это не только способность создавать что-то абсолютно новое, но и способность быстро воспринимать, адаптировать и использовать, чтобы функционировать и существовать на рынке. Если такой потенциал есть, значит, есть и высокая вероятность того, что план по финансовому оздоровлению будет достаточно успешно реализован. Сюда же следует также включить критерий поиска и доработки технологий. Допустим, вы что-то придумали, но должен быть механизм, который позволит внедрить это в производство. На российских предприятиях это зачастую решается сверхсложно. Причин тому много: начиная от износа оборудования до отсутствия необходимых специалистов. Аркадий Трачук предложил еще несколько критериев для оценки потенциала коммерциализации: наличие ноу-хау как объектов интеллектуальной собственности, механизм учета и охраны интеллектуальной собственности.

Нужны консультанты и больше общения

Елена Павлова, генеральный директор ООО «Принпар Консалтинг», подняла еще одну очень животрепещущую тему. С ее точки зрения, оценка – лишь отправная точка для антикризисного управления. Необходимо, чтобы оценщики, которые работают при процедурах банкротства, получили новые знания. «Либо надо снабдить оценщиков консультантами. Ведь технологический уровень некоторых компаний таков, что для объективной оценки нужны дополнительные знания или привлечение дополнительных специалистов», – уверена Елена Павлова. Помощь узкоспециализированных специалистов может сыграть решающую роль и для привлечения инвесторов в компании на грани банкротства. Они могут оценить объект полностью, всю его технологическую цепочку, а не каждый агрегат по отдельности. Именно такая оценка и нужна инвестору. До сих пор зачастую при процедуре банкротства оценивались и уходили на торги самые дорогие и технологичные установки. Тем самым разрывалась технологическая цепочка, и стоимость объекта в целом резко падала.

Жаркие дебаты вызвало выступление Сергея Покровского, судьи Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области, который высказал мысль о том, что даже самая хорошая оценка может служить тормозом в процессе проведения процедуры банкротства. Часть участников форума сошлись на том, что еще одним существенным тормозом в их работе становятся особенности региональной действительности.

Участники форума не смогли остаться равнодушными и во время обсуждения вопросов взаимодействия оценщиков и арбитражных управляющих. Мол, эффективность могла бы быть и повыше. Однако внести какие-то конструктивные предложения – как ее можно повысить – никто так и не смог. Оптимистичную ноту внесла Антонина Ряховская, ректор Института экономики и антикризисного управления, предложив приемлемый всем вариант. «Оценщикам и арбитражникам надо попросту работать в тесном контакте. Больше общения, и многие проблемы сами собой потеряют актуальность», – с улыбкой отметила она.

 

Примечания:

Форум «Большой консалтинг’10» прошел при содействии Национального совета по оценочной деятельности и Всероссийского профсоюза работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций.

Организатор форума – СМАО, одно из крупнейших профессиональных объединений российских оценщиков. Основная функция СМАО – представлять и защищать законные интересы своих членов, обеспечивать информационно-правовую поддержку, урегулировать возникающие конфликты.

На российском рынке оценки СМАО представлено двумя организациями: законодательно установленной саморегулируемой организацией оценщиков, объединяющей специалистов, – НП «Сообщество специалистов-оценщиков «СМАОс» и организацией, объединяющей на добровольной основе компании, оказывающие услуги по оценке, – НП «Сообщество оценочных компаний «СМАО».

В настоящее время СМАО объединяет более 500 оценочных компаний и более 3000 специалистов-оценщиков более чем из 80 регионов России.

Вера СВИРИДОВА