Государство и бизнес готовы к компромиссу
К такому выводу пришли участники форума «Территория бизнеса-2018»
Малый и средний бизнес должен стать опорой экономики России. Для этого предстоит решить ряд задач, одна из которых – снижение давления на бизнес. Однако, несмотря на декларации, фискальная и административная нагрузка растет и затрагивает в том числе крупный бизнес. О том, как прийти к единому знаменателю с государством, говорили участники панельной дискуссии «Стратегия развития предпринимательства в России», состоявшейся в рамках предпринимательского форума «Территория бизнеса-2018». Мероприятие организовали правительство Московской области и школа бизнеса «Синергия».
В условиях неопределенности
– Мы оказались в непростой экономической ситуации, и нам придется адаптироваться к новой реальности, – говорит президент РСПП Александр Шохин. – Дело не только в новом пакете санкций и не в том пакете санкций, который, вероятно, будет объявлен в преддверии промежуточных выборов в конгресс США, хотя это отразится на деятельности крупного, среднего и даже малого бизнеса – из‑за ограничений на финансово-банковские и экспортно-импортные операции все они понесут потери. Все же ключевая проблема в другом – неопределенность в экономической политике властей негативно сказывается на поведении бизнеса. Так, наряду с повышением налога на добавленную стоимость и другими мерами фискального свойства не добавило предсказуемости предложение помощника президента РФ Андрея Белоусова, прозвучавшее в начале августа, об изъятии 500 млрд рублей сверхдоходов у бизнеса за 2017 год. (В частности, речь шла о металлургах, производителях удобрений и крупнейшей нефтехимической компании России «СИБУР Холдинг». Эти деньги, по словам господина Белоусова, нужны для выполнения майских указов президента. – Прим.авт.) Мы прекрасно понимаем, что конъюнктура на мировых рынках меняется, на экспортно-ориентированные компании влияет обесценивание рубля, но было бы неправильно предположить, что правительство и Центральный банк намеренно обесценивают рубль, чтобы экспортно-ориентированный бизнес заработал больше денег, которые правительство будет потом изымать. Вряд ли речь идет о подобном сговоре.
В связи с этим 24 августа на площадке РСПП состоялась встреча представителей бизнеса и органов власти по вопросу изъятия сверхприбыли у промышленных предприятий. Сторонам удалось прийти к консенсусу – нагрузка на компании не возрастет, но крупному бизнесу придется наращивать инвестиции в социально значимые проекты в сфере экологии, цифровизации экономики и создания инфраструктуры. Государство же со своей стороны должно обеспечить условия для повышения инвестиционной привлекательности этих проектов. Один из них – строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Владимир с возможной пролонгацией до Казани. По оценкам аналитиков, эффекты от реализации проекта будут весомые: время в пути сократится в четыре раза; суммарный прирост ВВП составит 13,4 трлн рублей; появятся 370 тысяч новых рабочих мест; будет локализовано более 70 инновационных технологий. Кроме того, ВСМ поможет решить важную задачу повышения мобильности населения: можно будет жить во Владимире, а работать в Москве, тратя на дорогу не более одного часа. Таким образом, в разные социально значимые проекты можно вовлечь множество предприятий малого и среднего бизнеса, что придаст новый импульс их развитию.
Проекты на пересечении интересов
Александр Шохин заметил: по результатам переговоров с помощником президента Андреем Белоусовым и первым заместителем председателя правительства РФ – министром финансов РФ Антоном Силуановым можно сделать вывод о том, что правительство готово создавать условия для реализации инвестиционных проектов, причем не только входящих в компетенцию компаний.
– У большинства компаний достаточно амбициозные инвестпроекты либо есть в планах, либо они их уже реализовали. Кстати сказать, в силу этого у многих из них очень высокая долговая нагрузка, и они используют благоприятную конъюнктуру – девальвационную или ценовую мировую, для того чтобы снизить эту долговую нагрузку, а вовсе не за тем, чтобы извлечь из этого дивиденды, – комментирует глава РСПП. – Теперь придется искать компромисс между собственными инвестиционными проектами компаний, которые должны соответствовать критериям майского указа президента, и критериями политики государства, в частности в области цифровизации, критических технологий, импортозамещения. С другой стороны, компании уже работают в этих направлениях, реализуют соответствующие инвестиционные проекты, решая задачи, которые являются приоритетными для государства. В то же время есть проекты, находящиеся, что называется, «чуть сбоку», в которые государство вписывает свои национальные приоритеты, – имею в виду инфраструктурные программы, программы развития тех или иных отраслей. Важно, чтобы эти проекты реализовывались не за бюджетные средства, а на основе государственно-частного партнерства. Но любое ГЧП – это реализация интересов как частных инвесторов, так и государства, и, безусловно, государство, привлекая частных инвесторов, должно гарантировать им определннную маржинальность, доходность, возврат вложенных инвестиций.
На данный момент достигнута договоренность о том, что совместная рабочая группа под руководством Антона Силуанова и Александра Шохина в ближайшие полтора месяца попытается отобрать проекты, которые находятся на пересечении интересов государства и бизнеса. При этом оговаривается, что участие бизнеса в них будет заключаться не в изъятии средств или принуждении к инвестированию, а в добровольном инвестировании.
– Другое дело, что рынок вряд ли потянет крупные инфраструктурные проекты, в которых заинтересовано правительство. Мы посчитали, на какой объем инвестиций со стороны бизнеса можно рассчитывать, это порядка 200–300 млрд рублей, но только в том случае, если будут привлекательные финансовые инструменты, а сами проекты будут прозрачными, – комментирует президент РСПП. – Поэтому сейчас мы сместились в сторону нормального диалога бизнеса и власти по отбору проектов, по выстраиванию адекватных финансовых моделей под каждый проект. Речь не должна идти о том, что бизнес кинется в некий фонд инфраструктурных проектов, а этот фонд под управлением государственного института, такого, как ВЭБ, будет сам решать, куда эти деньги вкладывать. Каждый проект должен оцениваться самостоятельно, и экспертиза проектов, предлагаемых правительством, с точки зрения заинтересованности бизнеса – наша текущая задача.
Прыгнем ли выше?
Предприниматель, частный инвестор, основатель розничной сети «Седьмой континент» Владимир Груздев выразил надежду, что сторонам удастся прийти к единому знаменателю, который бы устроил всех. Также он считает, что чиновникам следовало бы внимательно относиться к любым своим высказываниям во избежание цепной реакции. К примеру, если федеральный чиновник может предложить крупным компаниям скинуться и поделиться 500 млрд рублей, то региональному и муниципальному чиновнику ничто не мешает обратиться с аналогичным посылом к представителям среднего и малого бизнеса.
В то же время Владимир Груздев назвал положительным результат недавних переговоров на площадке РСПП, ведь все предприниматели должны планировать свой бизнес, и горизонт планирования не должен ограничиваться годом или двумя, нужно смотреть дальше, как минимум на пять-шесть лет вперед. В таком случае можно рассчитать, сколько средств нужно вложить, какие дивиденды будут, а также проанализировать возможные риски роста стоимости ставки по кредиту, девальвации рубля в том случае, если деятельность компании частично связана с импортом продукции или комплектующих.
– Однако мне хотелось бы понять, какой аргумент привел помощник президента, предлагая изъять у бизнеса эти 500 млрд рублей сверхдоходов, учитывая, что текущий бюджет 2018 года, по данным за восемь месяцев, идет с профицитом в 1 трлн 200 млрд рублей, хотя изначально проект бюджета 2018 года предусматривал некий дефицит. Представитель государства считает, что предприниматели не сделали ничего для того, чтобы получить эти деньги, ведь это некая рента за счет девальвации рубля. Хорошо, пусть так. Но если предприниматели должны поделиться рентой от девальвации рубля, то, наверное, и государство должно поделиться некой рентой, полученной от девальвации рубля в виде налогов, прежде всего от экспортно-ориентированной промышленности, – заметил Владимир Груздев.
Александр Шохин поддержал коллегу, добавив:
– Если и делиться рентным / девальвационным доходом, то на справедливых основаниях. Правительство приняло решение создать некий резервный фонд за счет дополнительного полпроцента дефицита бюджета и пустить его на инфраструктурные проекты. В принципе, я считаю, можно расширить этот источник финансирования инфраструктурных проектов за счет государства, в том числе имея в виду не просто дополнительные полпроцента дефицита, но и, возможно, даже повышение границы по ценам на нефть с нынешних 40 до 45 долларов. Надо смотреть, какие задачи мы решаем, поскольку инвестиции, сделанные сейчас, это наши доходы в будущем. В данный момент мы исходим из того, что нам на всякий случай на будущее нужно иметь резерв, но тогда сокращаем возможности расширения той же налоговой доходной базы в будущем. Государство хочет сделать рывок вперед, а не ползти в стагнационном режиме с приростом ВВП на 1,5–2% в год. Однако многие эксперты, в том числе председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина и министр экономического развития РФ Максим Орешкин, говорят, что мы не прыгнем выше двух процентов, при том что в майском указе президента упоминается об ускорении темпов роста ВВП России до уровня выше среднемирового значения. Учитывая, что среднемировой показатель приближается к отметке 4%, выходит, мы должны сделать рывок и параллельно перейти на другую экономическую модель.
Стопроцентного доверия пока нет
Председатель Комитета по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке РСПП Игорь Вдовин считает, что сегодня многое зависит не только от усилий государства и его готовности договариваться с бизнесом, но и от самого бизнеса. К тому же, учитывая, что между сторонами нет стопроцентного доверия, бизнес не спешит заходить в новые проекты и вкладывать инвестиции в новые направления.
Президент группы компаний «Руян», создатель и владелец бренда «Экспедиция» Александр Кравцов признал, что государство и бизнес существуют в разных средах, которые крайне редко пересекаются, и в основном при индивидуальном общении представителей власти и крупного бизнеса. При этом, полагает он, стоит разделять понятия «бизнес» и «предпринимательство», поскольку в случае с бизнесом практически всегда речь идет о больших системах, которые живут по своим законам, имеют сильный менеджмент и заинтересованы, прежде всего, в получении прибыли. Предприниматели же зачастую превратили хобби в дело всей жизни и готовы все отдать за успех своего предприятия.
– Сегодня, на мой взгляд, нужно стремиться к целостности, объединению усилий. Один из недавних примеров – строительство инфраструктуры к чемпионату мира по футболу-2018, этот процесс объединил разные стороны и дал хороший результат, – говорит Александр Кравцов. – Если же государство начнет давить на предпринимателей, то они, будучи людьми креативными, начнут масштабировать свой бизнес по франчайзингу по всему миру, создавая новые рабочие места и развивая рынки в других странах. Чтобы избежать подобного, нужно прислушиваться к другой стороне и быть готовым идти на компромисс.
Алена Бехметьева