Эксперт Аналитического центра (АЦ) при Правительстве РФ Анна Новикова выступила с докладом на конфренции Brand Analytics Forum 2023, посвященной аналитике социальных медиа для государства, и рассказала об особенностях сбора и верификации данных для получения обратной связи от общества.
Отправной точкой при сборе обратной связи являются соцмедиа, которые позволяют моментально получить реакцию общества на различные инфоповоды и выявить проблемы. Однако не всегда такие данные полны и репрезентативны, кроме того, они подвержены манипуляциям, отметила эксперт АЦ. Системный подход позволяет проверить информацию и дополнить ее благодаря другим источникам.
На первом этапе верификации проводится ретроспективный анализ и выявление сезонности. Затем эти данные дополняются за счет субъективных показателей, к которым относятся, например, обращения граждан на «Госуслугах», поисковые запросы, данные социологических исследований и другое. КЦ располагает более чем 300 потоками данных, и их число постоянно увеличивается. Это дает широкие возможности для сравнения данных из социальных медиа с объективными показателями.
В качестве примера эксперт АЦ привела обсуждение дефицита лекарственных препаратов. Сравнение жалоб в соцмедиа показывает, что препараты, на нехватку которых жалуются пользователи, зачастую действительно относятся к дефицитным. Однако регионы, где наблюдается наибольшая нехватка таких лекарств, могут не совпадать с теми регионами, где зафиксировано больше всего жалоб.
Еще один эффективный инструмент для анализа информации – это данные о поисковых запросах, рассказала Анна Новикова. Во-первых, при создании поискового запроса есть иллюзия анонимности, что позволяет выловить информацию, которую граждане не публикуют в социальных медиа. Во-вторых, поисковые запросы в большей степени отображают практические намерения граждан. Так, например, внимание к теме льготной ипотеки в социальных медиа значительно колеблется, тогда как количество запросов устойчиво растет с 2020 года.
Социологические опросы позволяют «дотянуться» до тех граждан, которые не настроены публично высказывать свою позицию в социальных сетях. Кроме того, при методологически выверенном подходе данные соцопросов будут более репрезентативны, отметила эксперт АЦ.
По итогам анализа информации из социальных сетей и других источников сотрудники Аналитического центра готовят рекомендации для членов Правительства, в которых обязательно учитываются позиции профильных органов исполнительной власти и мнения экспертов.