
22 апреля 2025 года в Финансовом университете при Правительстве РФ состоялся круглый стол на тему «Драйверы инноваций: потребители». В ходе мероприятия эксперты обсудили, как в последние годы меняются роль потребителей, и какой вклад они могут внести в создание инноваций в секторах B2B и B2C. Мероприятие организовали кафедра стратегического и инновационного развития Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета и издательский дом «Реальная экономика».

Открывая круглый стол, модератор дискуссии, заведующий Кафедрой стратегического и инновационного развития Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ Аркадий Трачук подчеркнул, что в современном мире рынок во много ориентируется на запросы потребителей, предлагая в ответ на них новые и улучшенные продукты. В этой связи, представляется важным разобраться, каковы механизмы такого взаимодействия, какими компетенциями должен обладать поставщик услуг, разработчик, владелец продукта, для того, чтобы воспринимать эти сигналы, и чем отличается работа с потребителями на рынках B2C и B2B.
«Очевидно, что привычные нам инструменты здесь могут не работать. Тем более, если речь идет о госуслугах и сервисах. Вопрос в том, каким образом государство может и должно учитывать потребности пользователей, будь это бизнес или гражданин», — подчеркнул Аркадий Трачук.
В сегменте B2B, отметил он, особый интерес вызывает трансформация ценностного предложения компаний под влиянием современных рыночных трендов — сервисизации, кастомизации, ESG.
«Представляется необходимым разобраться, каким образом разного рода платформы открытых инноваций, предпринимательское сообщество взаимодействовать в контексте сегмента B2B. А также, каковы отличия и особенности работы в сегменте B2C», — сказал Аркадий Трачук.
С докладом на тему «Маркетинговый скептицизм или почему необходимо вовлечение потребителей в совместное создание инноваций» выступила профессор Кафедры стратегического и инновационного развития Факультета «Высшая школа управления» Финуниверситета Наталия Линдер.
Она обратила внимание аудитории на рост числа покупателей – «скептиков», уделяющих меньше внимания брендам и менее им приверженным. Такие покупатели хорошо информированы, имеют возможность сравнивать и переключаются между магазинами и продуктами в поисках достоинств и новизны. В условиях подобных изменений поддержание эффективности маркетинговых мероприятий становится все более сложной задачей и требует понимания механизмов, стоящих за происходящими в поведении потребителей изменениями.
Потребители изучают рынок и механизмы его функционирования через личный опыт или средства массовой информации, в результате чего формируют собственные представления о том, как воздействуют на них различные маркетинговые инструменты, применяемые фирмами, и разрабатывают свои «житейские теории» рекламы, ценообразования, управления брендами, ритейл-маркетинга.
Данные представления составляют знания потребителей о маркетинговом воздействии и во многом определяют их последующую реакцию на маркетинговые действия фирм, а значит, оказывают влияние на результаты маркетингового воздействия.
О совместном создании ценности в B2B говорил коммерческий директор УМКА ИИ, эксперт по развитию продукта и выстраиванию партнерств Дмитрий Демаков.
По его словам, сегодня разработчики нередко привлекают потенциальных заказчиков к разработке продуктов. Так, небольшие фокус-группы будущих пользователей, объединенные общими идеями, участвуют в создании продукта, дают своим рекомендации.
Важный момент – не все B2B готовы делиться данными, которые необходимы для создания нового решения, поскольку опасаются, что этой информацией смогут воспользоваться конкуренты, и продукт будет работать, в том числе, на них.
Следующим взял слово директор Научно-исследовательского института – филиала АО «Гознак» Георгий Корнилов. Он рассмотрел важную тему — роль R&D при реализации продуктового подхода в компании.
Эксперт подчеркнул, что для тех, кто создает новые продукты, важен постоянный диалог с потребителем. Только понимая, какие у него потребности и проблемы, можно предложить релевантное решение.
На рынке B2C эта потребность более понятна, потому что закрывает какие-то чаяния или особенности конкретного потребителя, физического лица. На рынке B2B это чуть менее понятно, но за любым продуктом всегда стоит проблема, которая закрывается в результате реализации этого продукта. Это может быть проблема организации, первого лица в организации, какого-то подразделения внутри нее.
Продуктовый подход не отменяет необходимость проведения НИОКР или R&D внутри организации, даже при наличии огромного количества инструментов, которые существуют на рынке.
Георгий Корнилов убежден, что нужно разрабатывать уникальные технологии и решения. Хотя большинство современных продуктов, особенно в отрасли ИТ, можно собрать, как конструктор Lego, из различных блоков, но в таком случае продует не будет иметь конкурентных преимуществ. В то же время важно развивать компетенции квалифицированного заказчика для возможной быстрой сборки продуктов
Генеральный директор АНО, генеральный директор ИД «Бюджет» Марк Цуциев выступил с докладом на тему «Инновации в государственном управлении: роль гражданина».
Он отметил, что граждане стремятся взаимодействовать с государством как с маркетплейсом: быстро, персонализированно, без бюрократии. Более 70% россиян предпочитают получать госуслуги в цифровом формате.
Государство все чаще вовлекает граждан в создание инноваций. Такой подход способствует повышению эффективности расходов (выявляются реальные потребности, что позволяет отказаться от невостребованных услуг); росту доверия к власти (проявление «эффекта соучастия»); ускорению цифровой трансформации (тестирование новых услуг); появлению канала обратной связи, что актуально для выявления проблем.
Для вовлечения граждан в процесс создания инноваций используются разные механизмы: краудсорсинг, инициативное бюджетирование, публикация открытых данных для разработчиков сервисов и приложений, хакатоны и конкурсы, инновационные лаборатории и платформы.
Все прозвучавшие доклады сопровождались вопросами аудитории, которая отметила актуальность рассматриваемой проблематики. Подводя итоги дискуссии, Наталия Линдер подчеркнула, что поскольку драйверов инноваций на самом деле много, подобные семинары могут стать постоянной площадкой для обмена мнениями.