Вызовы экономике России: ждите ответа

879

 

 

 

Вызовы экономике России: ждите ответа

Эксперты обсудили воздействие санкций на перспективы развития российской экономики

В октябре в Москве состоялся юбилейный – десятый – форум крупного бизнеса «Эксперт-400: кто создает экономику России». Организатор форума – рейтинговое агентство «Эксперт РА» (RAEX). На этот раз ключевыми вопросами дискуссии стали влияние мегапроектов на создание высокопроизводительных рабочих мест, воздействие санкций и контрсанкций на перспективы развития российской экономики, выгоды и риски импортозамещения, а также готовность финансовой системы страны к обеспечению прорыва в реальном секторе.

Для прорыва нужны масштабные проекты

Крупные инвестиции являются обязательным условием выполнения решений руководства страны об увеличении производительности труда, создании новых высокоэффективных рабочих мест, особенно важных в условиях импортозамещения. На данный момент самые масштабные государственные инвестпроекты завершены. Реализации новых препятствуют экономические санкции.

По мнению рейтингового агентства «Эксперт РА», генератором новой волны инвестиционного роста может стать частный бизнес. Направление прорыва показывает составленный RAEX список ста крупнейших инвестпроектов с объемом инвестиций от 10 миллиардов рублей каждый и сроком реализации десять ближайших лет. Все вместе эти проекты в промышленности, аграрном комплексе, инфраструктурных отраслях стоят более 14 триллионов рублей. В среднем стоимость одного такого рабочего места составляет 12 миллионов рублей, и это на 25–30 процентов дешевле, чем в США и Западной Европе.

Для конвейера новых высокопроизводительных рабочих мест важно повысить мобильность экономически активного населения. Сегодня в моногородах «заперты» 16 миллионов россиян, это больше 10 процентов наших сограждан. Необходимо создать систему массового профессионального переобучения. Такой опыт в России есть: в конце 90-х годов при реформе угольной отрасли новые профессии получили более 100 тысяч шахтеров.

Финансово-экономическая политика не стимулирует вложения в эффективные рабочие места. Российский частный сектор получает кредитов относительно ВВП в 4 с лишним раза меньше, чем в США, в 2 с лишним раза меньше, чем в Германии, втрое меньше, чем в Китае.

Высокой остается в России налоговая нагрузка – 54 процента от коммерческой прибыли против 36 процентов в Великобритании и 28 процентов в Казахстане. Тем не менее обозначенная Владимиром Путиным цель создать к 2020 году 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест должна быть выполнена. Решив эту задачу, мы получим новую экономику России, убеждены в RAEX.

Технологии надо и создавать, и покупать

Примером большого проекта с высокоэффективными рабочими местами может служить новое производство банкнотных и специальных защищенных бумаг на Краснокамской бумажной фабрике Гознака. Здесь к 2018 году благодаря инвестициям в 11 миллиардов рублей будет создано современное производство, которое позволит Гознаку укрепить лидирующие позиции на мировом рынке.

Аркадий Владимирович ТРАЧУК, генеральный директор ФГУП «Гознак»Генеральный директор ФГУП «Гознак» Аркадий ТРАЧУК подчеркнул, что, говоря о производительности труда, затрагиваются два аспекта – как производить и что производить. Сегодняшняя продукция Гознака – это, прежде всего, в значительной степени совокупность объектов интеллектуальной собственности. Следовательно, все оборудование, которое в данном случае в силу специфики производства, как правило, является строго индивидуальным, изготавливается специально для Гознака совместными усилиями как собственных инженеров и технологов, так и специалистов фирм-производителей.

Такого рода сотрудничество осуществляется совместно с немецкими, швейцарскими, японскими компаниями. Но в последние годы появилось несколько российских компаний, с которыми Гознак реализует ряд проектов, меняющих облик производства.

«С 2016 года предприятие полностью переходит на автоматизированную систему сортировки банкнот. Вместо 300 устаревших рабочих мест мы получим 50 новых, с совершенно другой высокой квалификацией, другим уровнем задач и уровнем дохода сотрудников», – подчеркнул Аркадий Трачук. Он также упомянул о крупном инвестпроекте по модернизации производства банкнотной бумаги в Краснокамске. Несмотря на использование полностью зарубежного оборудования (в основном немецкого), все ключевые идеи, связанные как с защитными технологиями, так и с долговечностью бумаги, были предложены специалистами Гознака.

«Технологии надо и создавать, и покупать. Приведу пример. Для печати банкнот в Советском Союзе, начиная с 1972 года, используется исключительно зарубежное оборудование. Ни тогда, ни сейчас это не мешало Гознаку разрабатывать технологии, которые позволяют заметно отличаться от конкурентов и предлагать свою продукцию на рынке. Если говорить об эффективности компаний, о производительности труда, это все реально работает, если компания по-настоящему глобальна, если у нее есть хорошие точки отсчета и возможность посмотреть, какая ее продукция востребована на мировом рынке», – подчеркнул генеральный директор Гознака.

Андрей Васильевич ГАЙДАМАКА, вице-президент по отношениям с инвесторами ОАО «ЛУКОЙЛ»Сложилось представление, что инвестиции в мегапроекты в России неэффективны. Это не соответствует действительности, убежден Андрей ГАЙДАМАКА, вице-президент по отношениям с инвесторами компании «ЛУКОЙЛ». «У нас в пересчете на одно рабочее место проекты обходятся дешевле – и при освоении месторождений, и на нефтеперерабатывающих заводах. Что касается производительности труда, то размер бизнеса в отрасли за постсоветские годы вырос в 4–5 раз, тогда как число занятых сотрудников осталось прежним».

По мнению Андрея СОКОЛОВА, замминистра Российской Федерации по делам Крыма, реализация крупных инвестпроектов на территории Крымского полуострова позволит придать экономике региона «индустриальное лицо»: «Мы ставим перед собой цель, чтобы регион не остался только с курортной экономикой с вкраплениями «оборонки». Сейчас мы, с одной стороны, занимаемся снятием инфраструктурных ограничений, решением вопросов с изменившейся логистикой, связью с остальной Россией, а с другой стороны – стараемся сделать так, чтобы Крым стал действительно инвестиционно-привлекательной территорией».

Оценивая нынешнюю ситуацию в экономике, уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис ТИТОВ отметил: «В лебединой стае тот, кто летит первым, тратит намного больше энергии. Лидер всегда более затратен, он должен платить за свое лидерство. Те, кто следует за лидером, тратят намного меньше энергии, хотя летят с абсолютно той же скоростью и вместе прилетят в ту же точку. В бизнесе сегодня мы далеко не лидеры в инновационном мире. Поэтому, если мы хотим экономить энергию и затраты, нам не нужно бросаться разрабатывать и неэффективно тратить по государственным программам огромные деньги на науку. Упор нужно сделать на привлечение и покупку новейших технологий».

Санкции: наказание или шанс?

Дмитрий Эдуардович МАРКАРОВ, генеральный директор ООО «Росгосстрах»Одним из последствий введения санкций может стать переориентирование перестрахования с Запада на Восток. Это может отразиться на динамике российского страхования, отметил Дмитрий МАРКАРОВ, генеральный директор ООО «Росгосстрах»: «Санкции впрямую рынка практически не коснулись, наверное, отчасти и потому, что в отрасли не осталось государственных страховых компаний. Но у нас могут возникнуть проблемы со страхованием рисков компаний из санкционного списка, поэтому все ответственные операторы рынка обращают свое внимание на другие рынки, в том числе на Восток. Однако стоит понимать, что горизонт планирования в страховании и тем более перестраховании – это многие годы, и сиюминутно эту проблему решить не удастся. Мы все над этим работаем, но быстрых результатов мы не увидим».

Предложения о создании государственной перестраховочной компании не вызвали сегодня энтузиазма ни у перестраховщиков, ни у крупнейших финансовых ведомств, напомнил гендиректор «Росгосстраха».

«Конечно, санкции отразятся на нас ровно в той мере, как они отразятся в целом на всей экономике. Но это произойдет с опозданием, потому что наша отрасль в этом отношении инерционна и общий кризис в экономике, как правило, проявляется у нас через год-полтора. Но, к сожалению, отрасль и без того в кризисе. Последние года полтора темпы ее развития серьезно снизились. Растет у нас только убыточность, и эти возникающие ножницы ухудшают ситуацию на рынке. Если санкционные явления отразятся дополнительно на страховой отрасли, это лишь дополнительно подтолкнет падающего», – заключил господин Маркаров.

Александр Васильевич АПКАНЕЕВ, вице-президент «Группы Е4»Отвечая на вопрос, как изменились отношения крупного бизнеса с финансовыми институтами на фоне санкций, вице-президент «Группы Е4» Александр АПКАНЕЕВ отметил, что инжиниринговые компании уже почувствовали их последствия на себе: «У банков возникли проблемы с фондированием, и те дешевые деньги, займы которых нам ограничили на Западе, в России, к сожалению, не удается восполнить. Но с точки зрения возможностей привлечения финансовых ресурсов для инжиниринговой компании большее влияние оказали не столько санкции, сколько вообще проблемы транспортного строительства. Стоимость привлечения денежных ресурсов увеличилась, а количество проектов, которые позволяли бы обеспечивать достойный денежный поток для обслуживания этих кредитов, уменьшается. Все банки сейчас испытывают серьезные проблемы, поэтому значительно усилили требования к заемщикам».

«Сколько ни говори халва, во рту слаще не станет. Та емкость денежного рынка, которая есть на сегодняшний день, будет перетекать туда, где банки будут себя чувствовать более уверенно, более устойчиво, более гарантированно. В частности, в ритейл, где достаточно большая оборачиваемость и менее рисковые возвраты займов, чем в других отраслях», – считает вице-президент «Группы Е4».

Держим курс на импортозамещение

В условиях санкций приоритетным становится импортозамещение. Андрей Гайдамака привел пример, когда заходящие на российский рынок зарубежные нефтяные компании тянут за собой цепочку поставщиков – вплоть до доставки буровых вышек с помощью больших самолетов. «Дело очень затратное, но они так делают, потому что у них выстроена своя цепочка взаимодействия с поставщиками. Поэтому важнейший вопрос – кто является интегратором процесса, его заказчиком? Если отечественная компания на своем рынке делает что-то конкурентоспособное – это очень важно. Хотя зачастую бывают ситуации, когда комплектующие даже в техническом плане с большим трудом замещаются. Это является проблемой», – подчеркнул представитель «Лукойла».

Валерий Михайлович ОКУЛОВ, заместитель министра транспорта Российской ФедерацииВопросы импортозамещения в авиапроме в свете уже реализованных и возможных санкций затронул в ходе дискуссии заместитель министра транспорта Российской Федерации Валерий ОКУЛОВ. Одним из примеров больших проектов, нацеленных на достижение импортозамещения, является создание ближне-среднего магистрального самолета МС-21. Первый МС-21 должен подняться в небо уже в 2016 году. Для этого в августе 2014 года правительство дополнительно выделило 17 миллиардов рублей. В 2016 году лайнер будет запущен в серию. Контракты на поставку этих самолетов уже заключили российские и зарубежные корпорации.

Создание пассажирского самолета нового поколения МС-21 предусмотрено Федеральной целевой программой «Развитие гражданской авиационной техники России на период до 2015 года» и является основным перспективным проектом авиационной промышленности России в сегменте гражданской авиации. Ведущие конструкторские бюро России объединились для создания авиалайнера XXI века с высокими летно-техническими характеристиками и конкурентными экономическими показателями.

Валерий Окулов отметил: «И в маленькой Cessna, и в громадном Boing 747 – на всех этих самолетах есть импортные комплектующие и агрегаты. Авиапром и авиаперевозки это глобальная отрасль, и неизбежность международной кооперации является уже свершившимся фактом. Возможно ли обеспечить полное импортозамещение? С инженерной, технической точки зрения – да. Даст ли это эффект? Нет».

По словам замминистра транспорта РФ, главное – обеспечить за российским авиапромом авторские права на продукцию и финальную сборку самолетов. Именно это, а не стопроцентная локализация должно быть целью нашего гражданского самолетостроения, убежден он.

В качестве примера господин Окулов привел совместный с Китаем проект по созданию широкофюзеляжного самолета: «Мы обладаем более сильными технологиями в вопросах проектирования, в подготовке создания документации проекта и т. д. Китай только в последние годы получил некоторые компетенции по промышленной сборке. Хотелось бы, чтобы в России остались две главные составляющие – разработка технической документации (авторские права) и финальная сборка. Все это является предметом переговоров».

Награды нашли героев

В рамках форума прошло награждение по итогам ежегодного рейтинга крупнейших компаний России «Эксперт-400».

Дмитрий Эдуардович ГРИШАНКОВ, председатель правления Международной группы RAEX«Мы уже два десятилетия следим за тем, как развивается крупный бизнес России. В этом году мы отмечаем 20 лет рейтингу «Эксперт-400» и десять лет форуму. Поэтому наряду с чествованием участников рейтинга нынешнего года мы хотим отметить ряд компаний, которые внесли особый вклад в развитие экономики страны», – отметил Дмитрий ГРИШАНКОВ, председатель правления Международной группы RAEX.

В номинации «Развитие бизнеса по итогам 20-летия» была отмечена компания «ЛУКОЙЛ», показатели по выручке которой за 20 лет выросли в «Эксперте 400» в 27 раз. В номинации «Инновационный прорыв 20-летия» награждена компания «ЯНДЕКС», а «Лидером новой экономики» признана компания «МАГНИТ».

Также были отмечены лидеры российской экономики в рамках текущего рейтинга. Всего было вручено пять наград в различных номинациях. За успешный дебют была награждена компания «ТехноНИКОЛЬ», за динамичное развитие – «БТК групп», за инновационное развитие – «ЕВРАЗ». Награду в номинации «Инвестиционная активность» получили «Российские сети», а за лидерство в производительности труда отмечен Антипинский НПЗ.

 

Яна ЛИСИЦЫНА