Наука управлять

378

 

 

 

Наука управлять

На конференции в Финансовом университете при правительстве России обсудили вопросы корпоративного управления, критерии оценки эффективности и результативности и другие актуальные вопросы

21–22 ноября в Москве состоялась научная конференция «Управленческие науки в современной России». Организатор мероприятия – Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации – приурочил ее проведение к 95-летию Финансового университета. В рамках конференции состоялись научные дискуссии и обмен мнениями между исследователями, аналитиками и практическими специалистами по актуальным проблемам управления экономикой. Соорганизаторами мероприятия выступили Институт ИТКОР и Академия мендежмента и бизнес-администрирования (МБА). Председателем программного комитета мероприятия стал член-корреспондент РАН, проф. Г. Б. КЛЕЙНЕР, сопредседателями оргкомитета – М. А. ФЕДОТОВА, проректор по научным исследованиям и разработкам Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, заслуженный экономист Российской Федерации, д.э.н., проф. и А. В. ТРАЧУК, научный руководитель факультета «Менеджмент» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Генеральный директор ФГУП «Гознак», д.э.н., проф.

Масштабный форум

На конференции рассматривались актуальные теоретические проблемы управления, математические методы и модели, вопросы корпоративного управления, управления человеческими ресурсами, социальной ответственности бизнеса, критерии оценки эффективности и результативности и др.

В форуме приняли участие российские и зарубежные ученые, преподаватели управленческих дисциплин, консультанты, менеджеры компаний и специалисты-практики в сфере корпоративного и государственного управления, аспиранты.

В рамках научной конференции «Управленческие науки в современной России» также состоялись открытая лекция доктора экономических наук, академика РАН А. Г. Аганбегяна «Социально-экономическое положение России и перспективы» и панельная дискуссия «Модернизация управленческого образования: международные тенденции и российская реальность» (совместно с Российской ассоциацией бизнес-образования).

Рабочая программа включала в себя 13 научных секций, посвященных следующим темам:

«Корпоративное управление и социальная ответственность бизнеса»;

«Методы и технологии менеджмента в государственном управлении»;

«Актуальные теоретические проблемы управления»;

«Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление» (совместно с Академией МБА);

«Финансовый и инвестиционный менеджмент»;

«Управление человеческими ресурсами»;

«Оценка эффективности и результативности в управлении»;

«Современный маркетинг»;

«Математические методы и модели в управлении»;

«Динамика социально-экономических систем»;

«Управление проектами»;

«Управление научно-инновационным комплексом (исследования, разработки, инновации)»;

«Управление информацией».

Кроме того, состоялись два круглых стола на темы «Менеджмент в сфере образования» (совместно с институтом ИТКОР) и «Стандарты современных управленческих исследований».

В течение двух дней работы конференции в ней приняли участие 270 человек, было заслушано более 200 докладов.

Трансформация экономики: колодец и маятник

Доклад профессора Георгия КЛЕЙНЕРА, заместителя директора ЦЭМИ РАН, завкафедрой «Системный анализ в экономике» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, члена-корреспондента РАН, д.э.н., проф., был посвящен системному управлению в трансформирующейся экономике. В своем выступлении докладчик проследил эволюцию управленческих стилей в России.

Он выделил период хаотического управления (середина 1980-х – середина 1990-х гг.), когда по каждой проблеме отдельным субъектом принималось отдельное решение; период «ручного» управления (середина 1990-х – середина 2010-х гг.) – по каждой проблеме принимается отдельное решение определенным субъектом управления, связанным с какой-то группой лиц; стратегическое управление (возможный период становления – середина 2010-х – середина 2020-х гг.) – решение по каждой отдельной проблеме принимается на основе принципов, явно сформулированных в рамках предварительно сформированной и принятой обществом долгосрочной стратегии; институциональное управление (возможное начало становления – середина 2020-х гг.) – решение по каждой проблеме принимается на основе как явных, так и неявных норм и правил (институтов), разделяемых участниками процесса.

Характеризуя текущее состояние управления экономикой в нашей стране, Георгий Клейнер отметил, что практически на всех уровнях это состояние можно определить как критическое. Основными признаками такого многоуровневого дисменеджмента являются несвязность пространства принимаемых решений, отсутствие согласованности между управлением организациями, инвестиционными проектами, бизнес-процессами; возвратно-поступательная динамика (возвращение к одним и тем же проблемам и принятие противоположных решений); легитимизация метода «проб и ошибок» практически для всех типов решений в стране; восприятие страны как поля «глобального эксперимента». На уровне вузов и исследовательских организаций это проявляется наиболее ярко, подчеркнул замдиректора ЦЭМИ РАН.

Управляемость в трансформирующейся экономике невелика, реформируемая экономика – саморазвивающаяся система. Системное управление как управление, использующее «системный ландшафт местности», соединение организационных, проектных, процессных и институциональных видов управления, дает шансы на резонансные и противорезонансные системные эффекты.

Российскую трансформацию экономики докладчик сравнил с движением маятника (по аналогии с рассказом Эдгара По «Колодец и маятник»).

Говоря о положении российских трансформационных маятников сегодня, он отметил маятник социально-экономических ожиданий. Например, «рыночный романтизм – рыночный прагматизм».

Существует также маятник личностных социальных ожиданий: «счастье – несчастье» («маятник Достоевского»). В России счастливых людей меньше, чем в среднем по миру, 42 процента (на 33-м месте в мире из 54 в 2013 году). 44 процента россиян пребывают в состоянии внутренней неопределенности при среднемировом показателе в 32 процента.

Маятник управленческих ожиданий: «ручное управление – стратегическое управление – хаотическое управление – ручное управление – попытки приблизиться к стратегическому управлению».

Маятник экономических ожиданий: «коммерциализация – декоммерциализация». Так, для периода с середины 1980-х до середины 1990-х годов характерна полная ориентация на коммерцию (биржи, «челноки», приватизация, открытие торговых границ). С середины 1990-х до середины 2000-х происходит развитие коммерциализации, распространение ее на науку и образование. С середины 2010-х наблюдается поворот к некоммерческой экономике в мире.

Соперничество между нео-классической, институциональной, эволюционной, системной теориями экономики – это соперничество между теоретическими основами управления. Управление не может не опираться на социально-экономическую теорию. Но на сегодняшний день общепринятой экономической теории нет, отсутствует теоретическое обоснование местоположения и устойчивости демаркационной линии между экономической самоорганизацией и административным (бюрократическим) управлением.

В свете системной концепции управленец занимает центральное место в структуре сил, влияющих на организацию. Управление – это процесс создания, организации взаимодействия и трансформации систем. Первичная задача менеджмента – обнаружение, идентификация и анализ систем в сфере его компетенций. Процесс изучения предметной области должен завершиться составлением системной карты данной сферы, отражающей состав, взаимосвязи и особенности системной структуры предметной области.

Управление должно носить системный характер, охватывать все составляющие системы в пространстве, во времени и во взаимодействии с внешней средой. Экономика рассматривается как совокупность взаимодействующих и трансформирующихся экономических систем. Система является экономической, если она в той или иной степени участвует в процессах производства, распределения, обмена и потребления благ.

Первичной задачей системного управления, по мнению профессора Клейнера, является определение структуры подсистем управляемой системы и выявление их типов (объектные, проектные, процессные, средовые). Необходим единый закон о промышленной политике, предусматривающий системное управление промышленными предприятиями, а также разработка и реализация отдельных разделов управления, ориентированных на универсальную структуру экономических систем. Обеспечение устойчивости экономики требует законодательного обеспечения процессов создания, функционирования и ликвидации не только предприятий (и подобных им систем объектного типа), но и процессных, проектных и средовых экономических систем. Нужно разработать организационно-правовые формы функционирования бизнес-систем в виде экономических тетрад указанного выше типа, а также создать институты взаимодействия тетрад. По мнению докладчика, середина 2010-х годов – это время необходимых перемен в нашей стране.

Татьяна ГУРОВА, шеф-редактор медиахолдинга «Эксперт», выступила с докладом «Влияние макроэкономической конъюнктуры на развитие предпринимательства в России». Она напомнила, что в 1995–1998 гг. в нашей стране происходило формирование экспортного блока и базы предпринимательства. Завершилось формирование крупнейших компаний сырьевого сектора, живущих на экспортных потоках, предпринимательских компаний первого поколения в самых разных отраслях экономики. Этот период характеризуется дефицитом ликвидности и завышенным курсом рубля.

На 1999–2004 гг. пришелся пик развития экономики, сформированной в предыдущем периоде. Происходит новое развитие сырьевого сектора на фоне роста цен, расцвет предпринимательского сектора на фоне снижения курса рубля и формирование рынка капитала.

Фаза роста 2004–2008 гг. – это период «снятия сливок». Он означает расцвет сырьевого сектора на фоне роста экспортной выручки, тиражирование предпринимательского успеха, высокие инвестиции, колоссальный рост ликвидности денежного рынка и постепенную концентрацию капитала в государственном и окологосударственном секторе.

Текущую экономическую ситуацию в нашей стране, по мнению Татьяны Гуровой, можно охарактеризовать как стагнацию на фоне беспрецедентного сжатия ликвидности. В 2008–2013 гг. Россия переживает период кризиса и поиска новых моделей роста. При этом каркас, созданный в 90-х годах, остается несущим стержнем экономики.

В своем докладе шеф-редактор медиахолдинга сделала прогноз, каким станет экономическое лицо России в ближайшем будущем, будет ли она сырьевым государством или страной тонких инженерных решений и ресурсосберегающих технологий. В частности, в нашей стране назрела необходимость масштабной модернизации инфраструктуры, отметила Татьяна Гурова.

Гиперсвязанность меняет отношения между государством и гражданами

Аркадий ТРАЧУК, научный руководитель факультета «Менеджмент» Финансового университета, генеральный директор ФГУП «Гознак», д.э.н., проф., выступил с докладом «Бизнес-модели для гиперсвязанного мира». Он отметил, что термин «гиперсвязанность» возник около десяти лет назад в работах двух канадских социологов и означал, прежде всего, связанность внутри сетевых организационных структур. На сегодняшний день гиперсвязанность основывается на практически полном проникновении мобильной связи, принципиальном изменении медиа, изменении цифровых технологий, во взаимодействии вещей между собой и возникновении новой сущности – «интернет-вещей».

Нынешний гиперсвязанный мир представляет собой удивительное соединение интернета, мобильной связи, больших данных и других новых сущностей, которые создаются достаточно быстро. Цифровые технологии широко используются в различных отраслях. Количество мобильных телефонов на Земле достигло 6,8 миллиарда, а смартфоны и планшеты заменяют фотоаппараты, книги, магазины и даже традиционные средства оплаты. Происходит постоянное накопление огромных массивов данных, требующих новых способов обработки. Тренд гиперсвязанности оказывает существенное влияние на сегменты бизнес-модели, касающиеся взаимоотношений с клиентом, такие, как предоставление клиенту информации о продукте, доставка продукта и получение оплаты. Главной тенденцией в розничной торговле в последние десятилетия является развитие интернет- и мобильной коммерции.

Фактором, позволяющим победить в конкурентной борьбе, становится не обладание лучшим продуктом, а создание лучшей платформы. Успешные бизнес-платформы сегодня в своей деятельности опираются на интернет как на канал связи, предоставляющий наибольшую возможность скорости и интерактивности.

Главная тенденция в розничной торговле в последние десятилетия – развитие интернет- и мобильной коммерции. Помимо создания новой парадигмы представления продукции, выстраивания отношений с клиентами и обеспечения канала оперативной доставки товаров, одним из фундаментальных драйверов развития электронной коммерции становится предоставление безопасных и надежных, а также удобных для клиента механизмов оплаты за поставленные товары и услуги.

Аркадий Трачук рассказал, что недавно по заказу Гознака было проведено социологическое исследование, посвященное отношению населения к системам электронных платежей, в результате которого был составлен портрет пользователя систем электронных денег в России, а также определены некоторые факторы, оказывающие влияние на выбор платежного инструмента покупателем. Изучение отношения населения к системам электронных денег проходило в период с 10 по 20 мая 2011 года в Москве и Санкт-Петербурге. В качестве основного исследовательского метода был использован массовый онлайн-опрос. Выборка строилась на основе онлайн-панели. Всего в опросе приняло участия 873 человека, но только 314 из них обладали необходимыми исследовательскими характеристиками.

Выяснилось, что чем выше уровень образования, тем чаще человек использует безналичные платежные инструменты. 63 процента пользователей систем электронных платежей в России имеют высшее образование. Безналичные платежи выбирают люди более молодые. 76 процентов пользователей электронных денег в России – люди в возрасте от 20 до 35 лет. Большинство людей считают оплату наличными безопасней. Лишь около 40 процентов пользователей систем электронных платежей в России считают, что платежные карты надежно защищены. Даже в развитых странах оплата банковской картой возможна далеко не всегда – например, в Германии безналичная оплата возможна приблизительно в 60 процентах торговых точек.

Люди проще расстаются с безналичными деньгами, чем с наличными, – безналичные платежи менее эмоционально окрашены. В ряде случаев люди готовы переплачивать для сохранения анонимности сделки. Чаще всего покупатель не готов платить за использование платежного инструмента, предпочитая те, которые являются бесплатными или дают косвенные преимущества.

Анализируя тенденции в развитии мобильной коммерции, докладчик отметил, что огромные массивы данных, которые накапливаются и могут быть обработаны, точно так же являются основой для возникновения новой структуры и бизнеса и в значительной мере влияют на экономику. Такого рода изменения неизбежно влекут за собой и изменения бизнес-моделей. В качестве иллюстрации глава Гознака привел фразу, впервые прозвучавшую на Всемирном экономическом форуме в Давосе в прошлом году: «Возрастающая гиперсвязанность меняет отношения между гражданами и государством».

В развитии экономики и общества действительно происходят фундаментальные преобразования. Традиционные организационные структуры и промышленная инфраструктура сталкиваются с трудностями. Все вместе это говорит о том, что существующее сегодня представление о бизнес-моделях будет меняться. Меняются также технология взаимоотношения с потребителями, каналы сбыта и система взаимодействия с точки зрения оплаты. Возникают новые бизнес-модели, в центре которых становится изменение системы контактов, изменение формирования отношений и формирование новых систем связей.

Сегодня 8 процентов рынка розничной торговли США – это интернет- и мобильная коммерция. В России этот рынок растет очень высокими темпами – примерно 15 процентов в год, что, вероятно, связано с эффектом низкой базы. Исследование Финансового университета и Гознака показало, что электронная мобильная коммерция, безусловно, оказывает наибольшее влияние на наше восприятие мобильного мира, а одним из важнейших драйверов развития электронной коммерции является изменение платежных привычек и возникновение платежных инструментов.

В современных условиях, в том числе в связи с развитием новых бизнес-моделей, существует безусловная востребованность в электронном платежном инструменте, который перенял бы характеристики как банковских платежных инструментов, так и наличных денег. Такой инструмент должен иметь максимально широкую принимаемость, подходить для осуществления микроплатежей; иметь возможность использоваться в режиме офлайн, а также иметь возможность проведения условно анонимных платежей. Возможным развитием потребности в создании инновационного платежного инструмента становится перспектива возрождения частных денег, которые могут создавать более дешевую альтернативу для организации платежей. Мостиком к таким частным деньгам служат разные виды электронных денег. Так, недавно глава ФРС США Бен Бернанке заявил, что киберденьги имеют право на существование, поскольку могут создавать более дешевую альтернативу для организации платежей.

Особенности национального бизнес-образования

Сергей МЯСОЕДОВ, президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы, д.с.н., проф., в докладе «Современные тенденции и проблемы подготовки менеджеров» сообщил, что одним из основных трендов высшего образования в России является укрупнение государственных учебных заведений и их небезуспешные попытки стать монопольным реципиентом государственных ресурсов. Он напомнил, что на сегодняшний день российское бизнес-образование интегрировано в мировое образовательное пространство. В нашей стране реализуются все существующие в мире виды и уровни управленческого образования: бакалавр, специалист, магистр, МВА, мастерские программы (MBI, MBF и др.), Executive MBA, DBA. Используются все формы реализации обучения и все методы обучения. За последние 20 лет сформировались устойчивые профессиональные объединения и ассоциации – РАБО, Ассоциация менеджеров и др. Ведется активная издательская деятельность, более 20 специализированных издательств ежегодно издают более 300 новых учебников по менеджменту. Выпускается большое число профессиональных управленческих журналов.

Существует несколько основных отличий бизнес-образования от университетского – в частности, цели. Цель обучения в университете – фундаментальные теоретические знания, широкий кругозор по разным направлениям, получение профессии. В бизнес-школе – отработка навыков, обмен практическим опытом, развитие компетенций лидера для карьерного роста. Существуют различия в источниках финансирования и отношении к платности: университетское образование в значительной степени финансируется из государственного бюджета и является бесплатным для лучших студентов. Бизнес-образование, напротив, не может и не должно быть бесплатным – чем дороже бизнес-школа и программа, тем она, как правило, лучше.

Анализируя методы преподавания и квалификации преподавателей, Сергей Мясоедов отметил, что идеальный преподаватель в университете – это ученый, доктор наук, создавший свою научную школу, блестяще читающий лекции, гуру для студентов. В бизнес-школе – это практик-консультант, чаще вообще без ученых степеней, способный «разговорить» группу, вывести свой предмет на реальные потребности бизнеса. К сожалению, существует дефицит высококвалифицированных преподавателей, и главная задача состоит в том, чтобы найти хороших бизнесменов-практиков, умеющих блестяще преподавать.

Одной из существенных проблем бизнес-образования является отсутствие серьезной правовой, административной и финансовой базы. В результате проявилась коммерциализация бизнес-образования, что, в свою очередь, влияет на качество процесса обучения и создает трудности при оценке качества конечного результата. Россия находится на периферии исследований и разработки научно-методических основ бизнес-образования в мировом масштабе. Отсутствуют экспорт российского бизнес-образования и действенные альянсы между школами бизнеса. Руководители бизнес-образования слабо представлены в государственных и общественных организациях, и оно оказывает слабое влияние на рынок труда.

Среди ожидаемых в будущем изменений докладчик отметил внедрение новых бизнес-моделей в бизнес-образовании, изменение форм и методов преподавания, формирование преподавателей нового типа, совершенствование портфеля программ и преодоление географических границ бизнес-образования в направлении к интеграции и международной аккредитации, постепенный переход от набора слушателей к отбору.

Доклад Леонида ГИТЕЛЬМАНА, научного руководителя НОЦ «ИНЖЭК» Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета, завкафедрой «Системы управления энергетикой и промышленными предприятиями», научного руководителя консалтинговой компании «Центр экономических и социальных нововведений «Урал-ЭСОН», д.э.н., проф., был посвящен насущным проблемам управленческого образования для технологической модернизации. Суть проблемы, по мнению выступавшего, состоит в том, что профессиональное образование управленческих кадров в настоящее время не соответствует задачам обновления промышленности. Управленцы не способны действовать в условиях неопределенности и стремительных перемен, не понимают взаимосвязей инженерных технологий с экономическими результатами и конкурентоспособностью бизнеса, не подготовлены к организации инновационной деятельности. Кроме того, они не обладают знаниями и навыками для работы в глобальной среде и международных проектах.

Новые задачи и акценты в управленческой деятельности влекут за собой новые требования к компетенциям, к новой образовательной парадигме, новым методам и технологиям обучения. Это определяет расширение системных взаимосвязей бизнеса с многообразием технологий, общая интеллектуализация задач менеджмента, усиление междисциплинарного подхода, глобализация управленческой деятельности.

Докладчик рассказал о внедренной в НОЦ ИНЖЭК Уральского федерального университета интегрированной системе консультирования, обучения и преобразующих действий ИСКО, которая реализует новую образовательную парадигму. Это комплекс инструментов активного погружения в проблемно-ориентированную среду, содержащую интеллектуальные и мотивационные механизмы решения управленческих задач от поиска идей до воплощения инновационных решений. Суть новой обучающей модели состоит в том, что обучение больше не фокусируется вокруг того, что говорит профессор, а концентрируется вокруг того, что делает студент, работая над проектом.

Таким образом, профессор становится организатором процесса обучения, консультантом, модератором. Обучающиеся активно обсуждают друг с другом различные вопросы, сотрудничают, вместе моделируют ситуации и постигают новые смыслы. Студенты воспринимают учебные курсы не как отвлеченные учебные предметы, а как практико-ориентированный комплекс, способствующий решению реальных проблем.

В рамках конференции также прошла панельная дискуссия «Модернизация управленческого образования: международные тенденции и российская реальность». Состоялись круглые столы «Менеджмент в сфере образования» и «Стандарты современных управленческих исследований», а также заседания научных секций, посвященные методам и моделям в управлении, финансовому и инвестиционному менеджменту, современному маркетингу, проблемам конкурентоспособности и т. д. В работе конференции приняли участие российские и зарубежные ученые, преподаватели управленческих дисциплин, консультанты, менеджеры компаний и специалисты-практики в сфере корпоративного и государственного управления, аспиранты. По итогам работы конференции будет издан сборник научных трудов.

 

Яна ЛИСИЦЫНА