В Петербурге обсуждали диджитал-технологии

44

В Петербурге обсуждали диджитал-технологии

Петербургский цифровой форум, прошедший 29–30 августа 2019 г в Санкт-Петербурге, – это новая площадка для прямого диалога всех субъектов создаваемой цифровой экономики в масштабах не только Северной столицы, но и в границах всей России. Ключевой темой форума стало обеспечение технологического прорыва как основы экономического развития страны. В рамках панельных дискуссий обсуждались возможности привлечения в Россию передовых зарубежных технологий, задачи государственной и бизнес-поддержки разработки и успешного внедрения отечественных цифровых решений.

От испытаний к сериям

В ходе панельной дискуссии «Прорывные цифровые технологии для стратегических отраслей развития» участники обсуждали возможности и барьеры внедрения современных цифровых технологий в ключевых отраслях и городской среде.

Как рассказала директор по стратегическому развитию ПАО «Ростелеком» Алеся Мамчур, стратегия компании заключается в переходе от инфраструктурного оператора, предоставляющего базовые телеком-услуги, к владельцу цифровых платформ, в том числе для транспорта. «Ростелеком» совместно с Минтранс РФ подготовил большой проект цифровизации отрасли, куда входит развитие сетей LPWAN, геоинформационное обеспечение, системы высокоточного позиционирования и кибербезопасности транспортных средств, а также строительство сетей связи пятого поколения, именно эти сети предусмотрены перечнем мероприятий проекта «Цифровая экономика».

– Наряду с искусственным интеллектом 5G станет ключевой технологией, катализатором увеличения количества цифровых платформ во всех отраслях экономики, – отметила Алеся Мамчур. – В рамках национальной программы мы проводим испытания самой технологии, а впереди нас ждут пилотные проекты, связанные уже с коммерческими кейсами и возможностью ее окупить.

Компания «Ростелеком» представила реализованный в Санкт-Петербурге проект, основанный на системах видеонаблюдения.

– Мы представили решения экологического мониторинга воздуха в Петербурге, – рассказал руководитель направления «Ростелекома» на Северо-Западе Сергей Алексеев. – В течение полугода прошлой зимой у нас отработали 10 станций экологического мониторинга.

Суть технологии сводится к объективности оценки качества воздуха по нескольким параметрам. Технология проходит сертификацию и, возможно, скоро начнет работать во всех районах Петербурга. В планах «Ростелекома» построить «умные остановки», оснащенные устройствами, которые смогут сообщать о прибытии автобусов, вызвать такси и забронировать номер в гостинице.

По словам президента ПАО «Ростелеком» Михаила Осеевского, «умные» технологии пользуются все большим спросом. Так, например, система «умный дом» следит за состоянием квартиры с помощью многочисленных датчиков и о внештатных ситуациях докладывает жильцу – может сообщить о невыключенном электроприборе.

– Сегодня есть запросы у покупателей квартир на то, чтобы уже к моменту заселения их жилища были максимально оборудованы всеми необходимыми решениями, – отметил Михаил Осеевский.

Представитель «Ленэнерго» поделился итогами внедрения автоматизированной программы работы с обращениями клиентов. По словам советника генерального директора «Россети Ленэнерго» Максима Мамаева, система позволит существенно сократить время обработки обращений и увеличить пропускную способность центров обслуживания клиентов.

– Использование современных систем искусственного интеллекта существенно облегчает обработку большого объема данных, – сказал М. Мамаев. – Например, при поступлении потока обращений заявителей мы можем в автоматическом режиме составить единый план ответа, тем самым минимизировав работу персонала. Оператор компании получает заранее сформированный объем информации и может быстрее дать нужный конкретному клиенту ответ. Это помогает сэкономить не только время, но и средства. В перспективе системы искусственного интеллекта существенно облегчат работу многих промышленных компаний, серьезно улучшат качество обслуживания клиентов, сократят нагрузку на специалистов и позволят освоить им новые навыки.

Ускорение бизнеса

Цифровые сервисы для клиентов в сфере b2b предлагает Почта России. На площадке форума заместитель директора макрорегиона Северо-Запад по ИТ ФГУП «Почта России» Юрий Цветков рассказал о первых итогах внедрения таких продуктов.

Как отметил спикер, в течение последних лет Почта России переживает стремительные изменения, в том числе и по реализации проектов цифровизации услуг предприятия.

В качестве примера Юрий Цветков привел решения в сегменте b2b, которые помогли значительно ускорить процессы заключения договоров, а также этапы внедрения разработок Почты России.

– Появление личного кабинета значительно упростило этапы интеграции наших готовых решений. Например, если раньше уходило больше месяца на то, чтобы заключить договор и приступить к внедрению разработок, то теперь максимальный срок не превышает недели. С крупными компания – чуть дольше. Всего мы разработали более 40 методов интеграции, – объяснил спикер.

Он также рассказал, что наличие личного кабинета на сайте Почты России позволяет пользователям сокращать время на отправку посылок и различной корреспонденции. Эта услуга называется предзаполненные и предоплаченные посылки. Сервис позволяет оформлять и оплачивать отправления онлайн. Затем клиенту необходимо упаковать посылку, распечатать и наклеить бланк, на котором уже указан номер для отслеживания, и в течение 72 часов отнести в любой из 550 центров выдачи и приема посылок более чем в 200 городах России. Посылки, оформленные на портале, будут приняты сразу же, вне зависимости от числа клиентов в зале – нужно просто подойти к стойке со специальной табличкой и передать посылку оператору.

После обработки отправления сотрудником Почты России на электронный адрес клиента, оставленный при регистрации на сайте, поступит письмо с уведомлением о приеме и чеком.

Решения для новых рынков

Цифровизация неразрывно связана с информационной безопасностью. Эксперты этой сферы говорят о том, что тенденция к изоляции государственных информационных систем свойственна не только России. Президент группы компаний InfoWatch Наталья Касперская рассказала о примере Германии, где внедрили собственные ИТ-продукты в госорганах.

– Сектор информационной безопаснности будет дробиться географически. Если несколько лет назад на российском рынке были и американские вендоры, то сейчас практически никого из них не осталось, – подчеркнула Н. Касперская. – Наивно также думать, что какой‑то российский стартап будет работать на американском рынке информационной безопасности. С другой стороны, есть страны, которые не производят свои технологии, и таких большинство. Для многих из них подойдут российские решения: это африканские страны, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток. И это катализатор развития отечественного рынка. Ситуация меняется, появляются новые возможности и для стартапов, и для существующих игроков.

Области информационной безопасности, особенно взаимодействующие с критичными информационными системами и конфиденциальными данными, подлежат особому вниманию и регулированию госслужб. По словам вице-президента ПАО «Ростелеком» по информационной безопасности, генерального директора «Ростелеком-Солар» Игоря Ляпунова, лучше, если это регулирование будет мотивирующим, а не предписывающим.

– Когда у вас есть мотивация на защиту от регулятора и нет практически никакой ответственности за те инциденты, которые у вас происходят, – это стимул к «бумажной» безопасности, – сказал эксперт. – И это фундаментальная проблема нашей нормативной базы в области ИБ. Сейчас регуляторы разворачивают нормативную базу в более правильную сторону, требуя не просто наличия сертифицированных средств защиты, но и работающего процесса. Важный тренд: у нас должна возникать ответственность и мотивация за защиту от инцидентов.

Игорь Ляпунов рассказал также, что благодаря импортозамещению российский рынок систем по информационной безопасности прошел стадию инкубации: учитывая разницу в объемах инвестиций, которые зарубежные вендоры готовы вкладывать в разработку и маркетинг своих продуктов и которых нет у нас, этот тепличный период для отечественного рынка крайне важен.

Новые географические маршруты российские продукты по цифровизации освоят в пределах Арктики – эта тема стала новой на цифровом форуме и, пожалуй, впервые обсуждалась профессиональным сообществом в рамках формирования современной инфраструктуры региона. Россия очень активно осваивает Арктику, увеличивая объемы перевозок по Северному морскому пути, формируя планы по строительству энергообъектов и промышленных зданий. Такая ситуация требует серьезных усилий по развитию инфраструктуры, и в том числе каналов связи. Только спутниковой связи на этой огромной территории оказывается уже недостаточно. Специалисты рассказали о проекте строительства международной подводной высокоскоростной оптической линии, которая должна пройти по арктическому шельфу и соединить Хельсинки с Токио. Проект возглавляет финская Cinia Oy, в консорциум включились японские и скандинавские компании, от России участие принимает компания «МегаФон».

Умные школы и биометрические стадионы

На полях форума состоялось подписание серии договоров и соглашений. Правительство Санкт-Петербурга и организация «Цифровая экономика» будут совместно реализовывать проекты нацпрограммы «Цифровая экономика РФ» на территории региона. Соглашение подписали Александр Беглов (на тот момент – врио губернатора Санкт-Петербурга) и генеральный директор организации «Цифровая экономика» Евгений Ковнир. Документ предусматривает, в частности, организацию взаимодействия по направлению повышения эффективности госуправления в Санкт-Петербурге за счет применения цифровых технологий.

– Санкт-Петербург со дня своего основания является городом успешного запуска новых технологий, и, надеюсь, подписанное соглашение позволит продолжить эту традицию в полной мере, – отметил гендиректор организации «Цифровая экономика» Евгений Ковнир. – Результатом взаимодействия должно стать внедрение конкретных цифровых платформ и сервисов, которые сделают деятельность органов городской власти еще более прозрачной и эффективной, а жизнь петербуржцев еще удобней и мобильней. Для подбора необходимых программных решений наша организация создала и постоянно пополняет базу эффективных кейсов по цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, часть которых может быть синхронизирована с цифровыми планами Санкт-Петербурга.

По словам Евгения Ковнира, возможными решениями для запуска в Санкт-Петербурге могут стать платформа геоаналитики для моделирования маршрутов движения общественного транспорта и анализа туристического потока, строительства и оптимизации сети социальных объектов, проекты Умная школа, Яндекс.Лицей, который уже в новом учебном году открывается в 17 школах, Яндекс.Учебник, Яндекс.Афиша, Яндекс.Район и другие решения в сфере взаимодействия с населением.

В свою очередь, правительство Санкт-Петербурга уже предоставляет для базы лучших цифровых кейсов решения, которые зарекомендовали себя в городе. Среди них – платформа управления человеческим капиталом, решения по общественной безопасности, в области комплексного управления городским хозяйством.

Еще одно соглашение между Санкт-Петербургом и группой компаний ЦРТ предусматривает улучшение IT-инфраструктуры города.

Известно, что продукты на базе речевых технологий ЦРТ уже используются органами власти Санкт-Петербурга, в том числе Комитетом по здравоохранению, аппаратами мировых судей. В «Системе 112» Санкт-Петербурга они фиксируют телефонные звонки, помогают совершенствовать городские сервисы. В 2018 году технология распознавания лиц от ЦРТ была интегрирована с городской системой видеонаблюдения Санкт-Петербурга при создании АПК «Безопасный город». Это стало первым этапом создания масштабной интеллектуальной системы безопасности на улицах Петербурга. Технология распознавания лиц от ЦРТ постепенно становится неотъемлемым элементом проектов «Умного города».

Кстати, Санкт-Петербург – первый город в мире, где появился биометрический стадион: в 2014 году ЦРТ внедрил биометрическую систему распознавания лиц на стадионе «Петровский». Это решение стало стандартом спортивной отрасли. Сегодня крупнейшие ледовые арены и стадионы используют решения ЦРТ, чтобы сделать посещение своих гостей безопасным и комфортным. Решения ЦРТ уже применяются в АПК «Безопасный город» и концепциях Smart City в пяти регионах России.

– На основе наших решений трансформируется городская среда, она становится более эффективной, открытой, удобной для жителей, – сказал генеральный директор группы компаний ЦРТ Дмитрий Дырмовский. – Уверен, что масштабирование успешных кейсов, которые мы реализовали в Санкт-Петербурге, позволит перенять лучшие практики другим регионам.

По информации АНО «Цифровая экономика», в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика РФ» создается онлайн-сервис по развитию цифровой грамотности. Ожидается, что в 2019 году обучение на онлайн-сервисе пройдут 100 тыс. человек. О заинтересованности в реализации проекта заявили Ростелеком, Сбербанк России, РЖД, Мегафон, ЭР-Телеком, Сибур, МТС, Киви банк, Ростелеком-Солар, РОЦИТ, Открытая мобильная платформа, общество «Знание», ASAP production. Организации войдут в консорциум по разработке сервиса, который формирует центр компетенций по кадрам для цифровой экономики.

– Сервис по развитию цифровой грамотности объединит в себе функционал образовательного ресурса: предоставит возможность оценки и развития ключевых компетенций и предложит актуальный контент для решения жизненных задач, в которых требуется использование цифровых сервисов и инструментов, – отметил координатор центра компетенций по кадрам для цифровой экономики Олег Подольский. – Он станет верхушкой «айсберга» – системы, которая должна включать всю инфраструктуру взаимодействия человека с различными цифровыми решениями и сервисами и будет нацелена на решение глобальной задачи по развитию цифровой грамотности трудоспособного населения.

– Цифровые технологии сегодня приходят в нашу жизнь благодаря конкретным компаниям, и, конечно, бизнес заинтересован в том, чтобы люди, как его нынешние и потенциальные клиенты, обладали высоким уровнем грамотности в цифровой сфере, – сказал директор по направлению «Кадры для цифровой экономики» организации «Цифровая экономика» Андрей Сельский. – Согласно нацпрограмме, к 2024 году аудитория онлайн-сервиса составит около 10 миллионов пользователей.

Ирина Кривошапка