На МФФ обсудили новые возможности для развития

1279

На МФФ обсудили новые возможности для развития

В сентябре состоялся Московский финансовый форум, организаторами которого стали Министерство финансов Российской Федерации совместно с правительством Москвы. Главная тема Московского финансового форума была обозначена так: «Российская экономика: возможности для опережающего развития».

Только рациональный подход

– Ситуация сейчас не самая благоприятная. Ключевой глобальный риск связан с торговыми войнами и протекционизмом. В отношении нашей страны все это усугубляется санкциями. Однако интерес инвесторов к проектам, реализуемым Российской Федерацией, сохраняется. Это заметно и по работе Консультативного совета по иностранным инвестициям, и по запросам на сделки с российскими активами, совершаемыми иностранными компаниями, – заявил на пленарном заседании Московского финансового форума председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. – За последние годы мы серьезно укрепили стабильность нашей финансовой системы и бюджета. Раньше колебания нефтяных котировок заставляли Минфин сильно нервничать. Сейчас же у нас большой профицит – эта «подушка безопасности» отличает отечественную экономику от других. В то же время остается умеренной инфляция, благодаря чему в начале сентября Банк России снизил ключевую ставку до 7%. В последний раз такое было в 2014 году.

Премьер-министр уточнил, что на 1 сентября 2019 года Фонд национального благосостояния достиг 7,5% валового внутреннего продукта, то есть минимально безопасный уровень резервов обеспечен.

– Есть разные идеи, в какие активы инвестировать дополнительные доходы, но очевидно: мы должны подходить к таким вложениям рационально, чтобы они обеспечивали достойную доходность будущим поколениям и, с другой стороны, – развивали экономику прямо сейчас, стимулировали привлечение частных инвесторов. Наши усилия в целом неплохо оцениваются международными рейтинговыми агентствами, – подчеркнул глава кабинета министров. – Макроэкономическая стабильность – хорошая основа для развития. Завершается подготовка проекта бюджета на следующие три года. Работая над ним, мы руководствовались несколькими принципами. В первую очередь, сфокусировали поддержку на перспективных проектах с долгосрочной отдачей, в том числе на достижении национальных целей, установленных указом президента от 7 мая 2018 года.

Перераспределили структуру бюджетных расходов в пользу создания удобной инфраструктуры, технологической модернизации экономики, включая цифровое развитие и развитие социальной сферы. Еще в прошлом году появился такой элемент, как национальные проекты. Мероприятия, обозначенные в них, структурированы по срокам, ответственным, и, самое главное, они измеряются во вполне конкретных результатах. С учетом получаемого положительного опыта планируем распространить подобный подход на всю систему государственных программ, то есть, по сути, на всю систему госуправления. Система принятия решений становится более гибкой благодаря сквозной цифровизации процессов, переводу системы принятия решений, мониторинга и последующего контроля на единую цифровую платформу. Причем в один контур здесь нужно интегрировать стратегическое и бюджетное планирование, а также финансовый контроль. Концепцию новой системы управления и детальный план ее внедрения Минфин должен подготовить до 1 октября.

Эти шаги направлены на повышение эффективности государственных инвестиций. Продолжит правительство работу и по привлечению частных вложений в экономику. В этой связи акцент будет сделан на нескольких направлениях. Прежде всего, на реформировании в сфере контроля и надзора, ведь система норм и требований должна быть удобной, эффективной. Во-вторых, правительство продолжит формировать справедливые конкурентные условия. Это касается и улучшения налогового администрирования. В-третьих, уделит большее внимание снижению административной нагрузки, на что направлен новый механизм «Трансформация делового климата» – это «живой» инструмент, который должен обеспечить максимальную обратную связь от бизнеса. ТДК представляет собой механизм оперативного реагирования власти на запросы бизнес-сообщества и направлен на снятие существующих нормативных ограничений при ведении бизнеса, в том числе на устранение избыточных, устаревших и противоречащих друг другу требований, содержащихся в нормативных правовых актах. Бизнес-сообщество будет включено в эту работу на всех ее этапах – от выявления существующих проблем ведения бизнеса в различных отраслях, формирования путей их решения до оценки качества работы органов власти. В-четвертых, продолжится создание благоприятных условий для возвращения отечественного бизнеса в национальную юрисдикцию.

– Безусловно, необходимо улучшить условия гарантий для инвесторов, – подчеркнул Дмитрий Медведев. – С большим трудом завершается работа над законопроектом о защите и поощрении капитальных вложений. Он многократно обсуждался, в том числе с представителями деловых кругов. В данном документе определяются законодательные гарантии стабильности условий ведения бизнеса и введение в действие законов, иных правил работы, которые влекут дополнительные издержки, запреты на предпринимательскую деятельность или усиление ответственности, только по прошествии определенного периода. Таким образом, бизнесу будет дано время для адаптации к новым условиям. Кроме того, те, кто к определенному сроку запустит крупные инвестиционные проекты, могут рассчитывать на особые условия. Важный нюанс – даже если государство что‑то не сделало или пересмотрело законодательство, при наличии соглашения интересы инвестора будут защищены лучше, поскольку такого рода соглашение носит гражданско-правовой характер и подлежит защите в суде, даже если нормативный акт, на основе которого оно было заключено, утратил силу или в него внесены какие‑то изменения.

В документе должно быть предусмотрено возмещение затрат на инфраструктуру инвестора за счет вновь поступающих от реализации проекта налогов и целый ряд довольно интересных новелл. Рассчитываю, что документ будет в ближайшее время окончательно подготовлен, согласован и внесен в Государственную Думу. По оптимистическим подсчетам, он позволит аккумулировать, в том числе в рамках нацпроектов, инвестиции от 20 триллионов рублей.

Еще один инструмент, на который правительство возлагает надежды, – так называемый СПИК 2.0, то есть специальный инвестиционный контракт. Как отметил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, усовершенствованный инструмент СПИК будет сфокусирован на разработке и трансфере технологий. Фактически вектор сместится от решения преимущественно инвестиционных задач в сторону развития и передачи новых технологических компетенций. В рамках нового механизма конкурсный отбор будет проводиться на принципах публичности, при этом исключен входной порог по минимальному объему инвестиций, а предельный срок действия СПИК увеличится до 20 лет.

Бизнес должен поверить

Первый заместитель председателя правительства РФ – министр финансов РФ Антон Силуанов убежден: в настоящее время нужно сконцентрировать финансовые и управленческие ресурсы на создании благоприятных условий для бизнеса, что приблизит Россию к цели – вхождению в пятерку ведущих экономических стран. Пока же, по его словам, процент инвестиций от внутреннего валового продукта небольшой – варьируется от 20 до 21%. Задача минимум – повысить этот показатель до 25%, ведь все страны, добившиеся роста, имели уровень инвестиций к ВВП за 30 и более процентов.

– В России на первый взгляд все хорошо: есть стабильные условия для бизнеса, в том числе налоговые, наблюдается макроэкономическая стабильность, деньги у предприятий есть – на депозитах они держат около 28 триллионов рублей, но эти средства не идут в экономику. Бизнес должен поверить, что новые инвестиции в отечественную экономику дадут результат и принесут доход, – заявил министр финансов.

Председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина полагает, что инвестициям способствуют ценовая стабильность и устойчиво низкая инфляция. Но не стоит думать, что стабильность создает инвестиции сама по себе.

– Низкие темпы экономического роста в нашей стране вызваны, прежде всего, структурными факторами. Здесь денежно-кредитная политика практически бессильна, поэтому мы не должны повторять ошибки тех стран, которые пренебрегали структурным характером замедления экономики и пытались с помощью печатного станка «разогреть» экономику. В итоге был краткосрочный всплеск, после чего экономика проседала. Повышенная инфляция и нестабильность – не то, к чему мы стремимся, – заметила Эльвира Набиуллина.

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин считает, что сегодня необходимо работать над двумя крупными блоками – структурой спроса и реализацией структурных мер на стороне предложения.

– В части бюджетной политики нужно правильно расставлять акценты, чтобы росла инфраструктура. Наш целевой план на 2020 год предполагает темпы роста 2,1% от ВВП. Но структурные изменения позволят выйти и на 3%. Надо ориентироваться на стратегические показатели, которая Россия может себе позволить, – заявил глава ведомства.

По мнению председателя Счетной палаты РФ Алексея Кудрина, прорыв невозможен без структурных мер, включая бюджетный маневр в сторону социальных расходов, повышение роли регионов, увеличение доли частного сектора в экономике. Причем реализацию таких мер не стоит откладывать на завтра, этим нужно заниматься прямо сейчас – в таком случае первые эффекты появятся через три-четыре года.

В то же время, заметил он, нацпроекты, которым сегодня уделяется повышенное внимание и на федеральном, и на региональном уровнях, являются скорее планами эволюционного, а не прорывного развития. Дело в том, что в них не заложено достаточных мер для экономического рывка.

– По оценке разных институтов, исполнение нацпроектов добавляет к экономическому росту от 0,1 до 0,6 процентных пункта к ВВП. Это не тот рывок, который позволит добиться 3%, – убежден глава Счетной палаты. – По нашим оценкам, темпы роста в 2019 году максимум будут около 1%. На следующий год Минэкономразвития предлагает 1,7%. Наш прогноз – от 1 до 1,3%.

Мэр Москвы Сергей Собянин полагает, что прежние параметры измерения эффективности экономики устарели, сегодня нужен принципиально другой подход:

– У нас экономика не труб, не нефти и газа и каких‑то абстракций, а экономика человека. Современная экономика – экономика человека, значит, мы должны мерить результат через человека. Если затраты в какой‑то отрасли, которая обслуживает этого человека, снижаются – это плюс такой экономики, а мы считаем, что это минус. При этом, коллеги, при оценке экономики нам не помешало бы учитывать данные Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования, а также банков и городов, – комментирует мэр. – Еще один важный критерий оценки – человеческий капитал. За последние годы средняя продолжительность жизни населения увеличилась на восемь лет, а российское школьное образование по качеству подготовки детей – на 15‑м месте в мире. В то же время важно самочувствие людей, оценка ситуации, их оптимизм, ведь любой кризис – это внутреннее состояние человека, он либо верит в развитие страны и экономики, либо нет.

Также Сергей Собянин призвал учитывать потенциал развития регионов, ведь многие из них сегодня проводят большую хозяйственную работу, развивают инфраструктуру, а вложение инвестиций в города дает намного больший эффект по сравнению с другими территориями. К тому же за бюджетными вложениями в развитие города приходят частные, в том числе иностранные, инвестиции.

– К примеру, Москва к 2019 году увеличила объем инвестиций почти втрое. Теперь мы имеем рост не за счет бюджета, а за счет частных инвестиций. С одной стороны – вкладывая в инфраструктуру и убирая «узкие горлышки», в том числе в области транспорта, инженерных коммуникаций, социальной сферы. С другой – придя в брошенные промзоны и создавая там инфраструктуру – инженерную и транспортную, мы начали привлекать большой объем инвестиций, – заявил градоначальник.

Елена Восканян