Заглавная тема Форума стратегов 2022 года – Стратегии эпохи турбулентности

    На сайте Форума стратегов опубликован проект программы мероприятия. Заглавная тема 2022 года – Стратегии эпохи турбулентности.

    Программа  Форума  построена  с  учетом  интересов  ключевой  аудитории  (региональных и муниципальных специалистов по стратегическому планированию) вокруг нескольких остроактуальных  тем,  связанных  с  особенностями  разработки  и  реализации  стратегий в периоды быстро и резко меняющейся внешней среды. Геополитическая напряженность, глобальные эпидемии, климатические изменения, энергетический переход, изменения схем логистики,  экономические  санкции  –  варианты  учета  подобных  вызовов  в  содержании планов и в методах планирования– эти и другие темы войдут в программу Форума и будут представлены 31 октября-1ноября в Санкт-Петербурге.

    Согласно представленному проекту, в программу Форума войдет свыше 30 мероприятий, разбитых на 5 тематических линий: «Стратегии трансформации в период турбулентности», «Центр, регионы, муниципалитеты», «Прошлое и будущее стратегического планирования в России», «Партнерства для развития» и «Устойчивость в турбулентном мире». Планируется, что за два дня на полях Форума состоится 19 круглых столов, 11 панельных дискуссий, а также ряд мероприятий в формате конференций, стратегических сессий и экспертных диалогов.

    Организаторами запланировано проведение финала VIII конкурса муниципальных стратегий (КМС–2022). Конкурс проводится в целях выявления и распространения успешного опыта долговременного существования эффективных муниципальных систем стратегического планирования, успешной реализации крупных проектов, зафиксированных в стратегиях, а также выявления новаций и эффективных решений социально-экономических задач на муниципальном уровне. КМС-2022 приурочен к 25-летию стратегического планирования в России.\

    Также в рамках Форума состоится Панельная дискуссия «Качество, устойчивость, безопасность». Актуальные трансформации мировой экономической системы оказывают значительное влияние на все сферы развития Российской Федерации как на федеральном, так и на региональном уровне. На первое место выходят вопросы обеспечения национальной безопасности и повышения качества жизни населения. Обеспечение комплексной безопасности (включая геополитическую, социальную, экономическую, экологическую, продовольственную и др.) является базовым условием для устойчивого развития. Важную роль играет система своевременного выявления и управления рисками, а также мониторинг, направленный не просто на оценку достижения плановых значений показателей, а на оценку реальных изменений качества жизни населения и вклада ключевых факторов в достижение целей развития.

    «Сегодня  вопрос  безопасности  вышел  на  первый  план.  Причем  безопасность  во  всех аспектах – гуманитарная, стратегическая, технологическая. Безопасное развитие – в наше время это главный признак устойчивости и проявления качества жизни. Мы предлагаем по- новому взглянуть на ставшую снова актуальной взаимосвязь понятий качества, устойчивости и безопасности, в том числе затронуть вопросы стратегического антикризисного управления в бизнесе, регионе и в публичной власти», — сообщил Аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев.

    Еще одним из мероприятий станет Круглый стол «Трансформация межбюджетных отношений в условиях санкций». Рост целевой финансовой помощи в общей структуре межбюджетных трансферов ведет к снижению самостоятельности регионов и в итоге к снижению эффективности управления. В условиях санкций для обеспечения большей маневренности в принятии решений целесообразно увеличение объемов нецелевой финансовой помощи, которую регионы могут использовать исходя из тех задач и приоритетов, которые они сами определяют, что является важным направлением развития межбюджетных отношений.

    «Доля нецелевой финансовой помощи в объеме межбюджетных трансфертов на протяжении последних нескольких лет сокращается. Если в 2018 году доля дотаций составляла 50,6 %, то в 2021 году — только 28,2 %. Согласно сводной бюджетной росписи федерального бюджета по состоянию на 1 июля 2022 года доля дотаций в объеме межбюджетных трансфертов составила 27 %. Это снижает самостоятельность региональных бюджетов в принятии решений о возможных направлениях расходования средств. Однако в качестве позитивного примера совершенствования межбюджетных трансфертов отмечается введение с 2023 года «единой субсидии» как механизма, направленного на повышение самостоятельности региональных бюджетов», — прокомментировала Аудитор Счетной палаты Наталья Трунова.

    Также  в  рамках  Форума  состоится  Панельная  дискуссия  «Достижение  ЦУР  –  вектор развития регионов в новых условиях: ответственный подход ради будущих поколений». Россия взяла на себя обязательства перейти к углеродной нейтральности к 2060 году. В рамках этих обязательств развивается система инструментов стимулирования частных инвестиций в проекты, создающие положительные экологические и социальные эффекты, включая в том числе налоговые льготы, субсидии и государственные гарантии для предприятий и инвесторов. Важным направлением реализации Повестки-2030 (ЦУР) и ESG- трансформации  в  России  является  продвижение  данной  повестки  на  региональный  и местный уровень. В последние 5 лет регионы активно вовлекаются в различные инициативы в сфере устойчивого развития. В рамках секции будут представлены лучшие примеры ESG- трансформации российских регионов и городов, а также успешные практики реализации Повестки-2030.

    «Обеспечение устойчивого развития и прогресс в достижении ЦУР возможен только с участием регионов. В текущем году Счетная палата проводит аудит реализации ЦУР на уровне регионов. Мы уже видим, что многие регионы активно включились в работу по достижению ЦУР, при этом расстановка приоритетов у каждого региона особенная», — отметил Дмитрий Зайцев.

     

     

     

     

     

     

    Еще одним из мероприятий станет Круглый стол «Региональные приоритеты в условиях санкций». Переживаемые страной кризисные явления могут привести к ухудшению социально-экономической ситуации в регионах, в том числе к росту инфляции, снижению доходов и инвестиций, негативным изменениям на рынке труда. В условиях неопределенности масштабов и продолжительности экономических санкций требуется разработка дополнительных мер для регионов по минимизации рисков, связанных с внешним давлением.  При  этом  основные  акценты  должны  быть  сделаны  на  ключевые  риски, связанные с неисполнением прогнозных показателей по поступлению доходов, стагнацией регионального развития, логистическими и транспортными проблемами, а также импортозамещением.

     

    «По итогам I полугодия 2022 года риски санкционного давления на Российскую Федерацию не оказали существенного влияния на состояние региональных бюджетов. Напротив, наблюдался конъюнктурный рост доходов в большинстве регионов страны, связанный с динамикой цен на мировых и внутренних рынках. Благодаря активным действиям Правительства Российской Федерации и бизнеса экономика получила определенное время на первичную адаптацию к санкциям. Сейчас реализуются различные меры поддержки на федеральном и региональном уровнях, в связи с чем нужно определить, какие из них являются системными, а какие антикризисными. Также важно обсудить возможности, возникающие в результате складывающейся ситуации, и как регионам следует ими воспользоваться», — сообщила Наталья Трунова.

     

    Организаторами круглых столов, дискуссий и семинаров выступят Государственная Дума Федерального  Собрания  Российской  Федерации,  Минэкономразвития  России,  Счетная палата  РФ,  Минтранс  России,  МИД  России,  Центр  стратегических  разработок,  АНО

    «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации», Правительство Санкт-

    Петербурга, Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, РАНХиГС, МЦСЭИ «Леонтьевский центр», Консорциум Леонтьевский центр – AV Group, Общероссийский конгресс муниципальных образований, Фонд «Сколково» и многие другие организации, ведомства и экспертные институты.

     

    Форум проводится ежегодно в Санкт-Петербурге с 2002 года и является основной федеральной площадкой для обсуждения методов и механизмов стратегического планирования, для конструктивных дискуссий по острым вопросам реализации стратегических планов и комплексных проектов развития городов и регионов Российской Федерации. В Форуме ежегодно принимают участие порядка 1000 представителей органов власти федерального, регионального и муниципального уровней, бизнеса, научного сообщества, а также российские и зарубежные эксперты. С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте Форума.

    Место  проведения:  г.  Санкт-Петербург,  отель  «Park  Inn  by  Radisson  Прибалтийская», ул. Кораблестроителей, д. 14.

     

    Организаторы Форума: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Счётная палата Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Правительство Санкт-Петербурга, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Фонд «Центр стратегических разработок» и МЦСЭИ «Леонтьевский центр».