
В последние годы в мире усилился тренд, связанный с применением искусственного интеллекта (ИИ). Так, в 2024-м наблюдался всплеск использования чатов ИИ в маркетинге. Если раньше, чтобы написать бизнес-план, требовались один-два месяца и большие деньги, то сейчас с помощью ИИ бизнес-план можно собрать за пару дней в части исследования рынка, продукта, продвижения. Чат быстро и бесплатно выдает готовые решения, список вопросов для кастдевов (Customer Development — тестирование идеи будущего продукта на целевой аудитории с помощью интервью) и прочее. И это риск для профессионального маркетинга.
Люди, не разбирающиеся в нюансах маркетинга, думают: зачем платить специалисту, когда есть ИИ? Маркетолог, аналитик для малого и среднего бизнеса в сфере услуг Анастасия Гордиенко убеждена: ИИ не заменит знания, опыт, насмотренность профессионального маркетолога.
«Как вопрос ИИ задашь — такой ответ и получишь. Если поставить задачу «напиши рекламный оффер для digital-агентства» — он напишет, как умеет, не учитывая tone of voice бренда, позиционирование, целевую аудиторию, ценности, уникальное торговое предложение (УТП).
Если популяризация ИИ продолжит набирать обороты, а сейчас появляется все больше недорогих обучений на этот счет, то люди станут меньше обращаться к маркетологам, перестанут брать их в штат. Это приведет к снижению уровня и качества маркетинга.
Как реагировать на эти риски?
Во-первых, у меня есть непоколебимая вера и убеждение, что ИИ не заменит живого человека. Во-вторых, я также наблюдаю, что люди консервативны в большинстве своем, и только небольшой процент пользуется ИИ в жизни и бизнесе. В-третьих, это лишь еще один инструмент, который может решить задачу бизнеса. И перед собственником встает выбор: ИИ или маркетолог? Моя задача — применить технику айкидо и заранее отработать это возражение.
Уже сейчас через контент на своих ресурсах я раскрываю эту тему, пишу про плюсы и минусы ИИ и живого человека, показывая ценности маркетолога. Привожу примеры сравнения: ответ чата ИИ на определенный вопрос и мой ответ.
В фильме «Чарли и шоколадная фабрика» отец семейства работал на фабрике. Потом его уволили, поскольку фабрику роботизировали, и вместо него стал работать робот-конвейер. Затем мужчину снова приняли на работу, потому что этих роботов нужно было кому-то чинить.
Так и здесь: я считаю, что ИИ может стать хорошим помощником в работе маркетолога, снижая расходы и сокращая время, но грамотно пользоваться ИИ в маркетинге может только сам маркетолог».