Сложность оформления страхования ОСАГО для автомобилей такси и непрозрачный механизм ценообразования стоимости полисов тормозят легализацию рынка таксомоторных услуг. Об этом говорили эксперты на круглом столе в Аналитическом центре при Правительстве РФ.
Как рассказал главный эксперт Департамента отраслевой аналитики Центра системного анализа АЦ Алексей Зомарев, проблема доступности страхования ОСАГО для таксомоторных перевозчиков существует давно, и она неразрывно связана с усилиями по легализации рынка таксомоторных услуг.
«В настоящее время эта проблема проявляется в отказе страховых компаний оформлять перевозчикам страховки ОСАГО, в высокой разнице цены страховки для такси по сравнению с обычным ОСАГО. Также перевозчикам навязывают дополнительные платежи, без которых оформить страховку невозможно», — пояснил Алексей Зомарев.
По его словам, страховые компании указывают на убыточность страхования такси из-за более высокого риска ДТП. «Встречаются различные оценки частоты возникновения подобных ситуаций с такси: примерно в 2-7 раз выше, чем для у участников дорожного движения. В этом году на стоимость страхования повлиял и рост цен на восстановительный ремонт», — добавил эксперт.
В результате именно невозможность получить полис ОСАГО и вопрос обоснования его цены становятся барьером для легализации рынка такси.
«Нет никакого объяснения, почему для такси стоимость ОСАГО выше. Но именно это препятствует легализации рынка такси и не позволяет четко посчитать аварийность на этом рынке», — отметила исполнительный директор Ассоциации «Национальный совет такси» Наталия Лозинская.
Руководитель Центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус добавил, что, несмотря на принятые за последние 2 года постановления об автоматическом продлении разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковыми такси, общее количество аннулированных разрешений в прошлом году превысило число истекших. По мнению Станислава Швагеуса, это подтверждает уход бизнеса в «серую зону».
По словам председателя Общественного Совета по развитию такси Ирины Зариповой, подтверждения этому приходят из разных регионов страны. Так, крупный перевозчик в Барнауле, имеющий более 300 автомобилей, эксплуатирует только 253 из них. Остальные простаивают из-за отказа страховых компаний заключать договоры ОСАГО по тарифам легкового такси. В Чувашии за последние два года количество действующих разрешений на перевозку пассажиров в республике снизилось в три раза из-за их аннулирования. По отзывам перевозчиков, основная причина — отказ в оформлении полисов страховыми компаниями и значительный рост их стоимости.
Игроки рынка сходятся во мнении, что для решения проблемы необходимо совершенствовать систему государственного регулирования сферы страхования легковых такси.
Участники круглого стола предложили внедрить адресный механизм компенсации страховых премий по договору обязательного страхования ОСАГО для автомобилей легкового такси. Это позволит повысить экономическую заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения за счет дифференцированного подхода к определению суммы компенсации в зависимости от реального уровня аварийности парка автомобилей такси конкретного предпринимателя.
Индивидуализация страхового тарифа может оказаться удачным решением и для перевозчиков, и для страховых организаций, согласился советник Президента Российского Союза Автостраховщиков Михаил Порватов. «Страховые организации – коммерческие структуры, а такси – аварийный сегмент. Автовладелец, который часто попадает в аварии, должен платить за страховку больше, — отметил Михаил Порватов. – Это позволит снизить аварийность на дорогах».
Дополнительной мерой может являться создание выделенной горячей линии на сайте Банка России с целью скорейшего реагирования на проблемы перевозчиков со страхованием ОСАГО автомобилей такси.