
7 июля 2022 года состоялся «HR пикник» — одно из главных июльских отраслевых событий индустрии HR-менеджмента.Лидеры рынка коммуникаций собрали ТОП 100 HRD крупных российских компаний на одной площадке, чтобы вместе обсудить главные инсайты HR отрасли и предложить эффективные решения по подбору и удержанию высшего менеджмента на основе анализа рынка.
Kontakt InterSearch Russia провели собственное исследование «Оценка и развитие сотрудников в компании», в котором задействовали 643 респондента: директора по персоналу, руководители различных бизнес-подразделений российских компаний.
Управляющий партнер Kontakt InterSearch Russia Марина Тарнопольская, представляя итоги исследования, отметила возрастающую значимость гибкости и адаптивности управленцев.
Эксперт также отмечает, что в турбулентное время от лидеров требуется понимание того, как быстро перестроить процессы без потери результатов. В топе soft skills и способность быстро обучаться, а также видеть варианты развития как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Сейчас актуальна передача опыта более компетентными сотрудниками другим членам коллектива – ожидаемо большое число компаний используют наставничество и коучинг. Не теряет своей значимости и самостоятельное развитие, а также проработка собственных возможностей через библиотеки ресурсов, корпоративные порталы и др.
Еще одно наблюдение: топ-менеджеры стали активно обучаться в бизнес-школах. Сейчас многие компании стали вкладывать ресурсы в дополнительное обучение своих сотрудников и в первую очередь топ-менеджеров. Ключевое для топов направление – индивидуальные программы развития. В целом, бизнес старается удерживать управленцев и сохранять команду, чтобы совместными усилиями выйти из кризиса победителями.
Для обсуждения результатов, в рамках панельной дискуссии выступили HRD крупнейших компаний российского рынка:
— Валентина Ватрак, директор по организационному развитию и управлению персоналом «Спортмастер»;
— Елена Салихова, старший вице-президент, руководитель блока по работе с персоналом Банка «Открытие»;
— Мария Голяндрина, заместитель генерального директора по управлению персоналом и социальной политике «Первая грузовая компания»;
— Анна Паршина, HR директор «СберИнтертеймент».
Модерировала дискуссию Елена Демьянишникова, партнер Kontakt InterSearch Russia, практика «Оценка и развитие топ команд».
Эксперты обсудили какие компетенции руководителей необходимы компаниям для активного развития именно сейчас, методы и инструменты оценки этих компетенции у кандидатов и действующих руководителей, инструменты креативной индустрии как способ мотивации и удержания сотрудников, какие инструменты well-being помогут повысить эффективность бизнеса.
Во время дискуссии коллеги сошлись во мнении, что самые востребованные компетенции, которыми должен обладать актуальный на сегодняшний день ТОП менеджер — это гибкость, инновативность, умение управлять своими ресурсами и ресурсами команды, умение замечать собственные паттерны поведения, критическое мышление с позитивным настроем, смелость, способность создавать смыслы и транслировать их в массы.
Главные качества, которые выделяли эксперты ранее — лидерство и стратегичность, по-прежнему остаются основой модели идеального кандидата, но сейчас изменились вызовы, следует обращать внимание на более актуальные скиллы.
«Жизненная сила — это валюта текущего времени, поэтому я считаю, что главная компетенция – это умение приводить себя в ресурсное состояние, наполнять и вдохновлять свою команду на новые достижения. Не стоит путать со стрессоустойчивостью. Такой скилл позволяет быть опорой себе и своей команде, знать и транслировать правильные смыслы на которых строится концепция работы», — отметила Валентина Ватрак.
Следующая важная компетенция, по ее словам, инновативность — открытость новому, новым технологиям процессов, знаний, умение внедрять технологии, непрерывно совершенствовать процессы работы.
Для Марии Голяндриной основными навыками неизменно остаются гибкость и адаптивность. В мире, где постоянно меняются события, крайне важно уметь принять новые условия и быстро к ним адаптироваться. Следующее качество — критическое мышление. Это способность быстро и правильно принимать стратегические решения.
Третье — позитивное мышление, которое транслируется в виде энергии. Сейчас очень важна уверенность в том, что все будет хорошо, умение заряжать команду. В комбинации, где присутствует гибкость, адаптивность, критическое мышление с позитивным настроем выстраивается портрет идеального кандидата.
Большинство опрошенных проголосовали, что главными качествами успешного кандидата являются гибкость (63%), скорость изучения новому (51%), адаптивность (47%).
Изменился и формат стандартного собеседования. Сейчас интервью с потенциальными ТОП-менеджерами в крупных компаниях проводятся в формате стратегической сессии с опорой на диагностику кандидата. Кроме того, инструменты оценки могут служить способом командообразования, когда группа ТОП совместно обсуждает профиль кандидата и принимает общее решение.
Компетенции и профиль руководителя такого уровня, оказывается достаточно легко проверить с помощью HR инструментов, самые востребованные — это прозвон предыдущих работодателей, наблюдение за поведением кандидата и обоснование опыта на примере реальных кейсов.
Елена Демьянишникова подчеркивает значимость оценки перспективных сотрудников при помощи инструментов диагностики, а также в ходе личных интервью. Сейчас компаниями важно усилить свою экспертизу компетентными сотрудниками – идет борьба за лучших из лучших. Второй важный аспект – удержание наиболее талантливых сотрудников.
«Не секрет, что именно команда – один из факторов эффективности бизнеса. В нестабильные времена каждый член коллектива хочет чувствовать свою значимость и ценность. Большинство компаний расширяет социальные пакеты, включая возможность обратиться к психологу, активизирует внутренние коммуникации и увеличивает число мероприятий. При этом бизнес все так же нуждается в сильных управленцах, готовых бросать вызов особенностям внешней среды. Сейчас идеальное время для обмена опытом между сотрудниками. Через коучинговые и менторские программы управленцы могут поделиться с командой лучшими практиками и передать опыт, позволяющий справиться с непростыми временами», — сказала она.
Эксперты отметили, что замена ТОП- менеджера влечет за собой волатильность команды на следующие 6-12 месяцев, поэтому особое внимание следует обращать на ценности и смыслы, которые несет в себе человек. Если за ним будут стоять команды других сотрудников, он должен совпадать ценностями и чертами характера с остальной топ-менеджерской командой и подчиненными.
Большинство опрошенных проголосовали, что самые эффективные инструменты развития сотрудников — это тренинги (65%), участие в проектах (47%), наставничество (42%).
Одна из самых обсуждаемых компетенций — креативность. Ранее было мнение, что это набор навыков, полученных при рождении, сейчас эксперты уверенны, что такое качество можно развить с помощью определенных инструментов и методов.
«Одна из новейших методик по развитию талантов и компетенций сотрудников, на примере Банка «Открытие» — это внутренняя школа коучинга. Не привлекая внешних специалистов, нам удалось собрать целую команду сертифицированных коучей среди сотрудников, которые изъявили желание самостоятельно обучать коллег. Мы создали программу для менеджеров в чьем подчинении от 6000 сотрудников. За 3 месяца прошло 8 тренингов дней. Таким образом, люди получили внимание, реальный инструментарий для подъема своего ресурсного состояния, научились взаимодействовать с коллегами внутри команды и улучшили навык коммуникации. На реальном примере мы перевернули стереотип и показали, что обучение в своей среде является магнитом притяжения, а не отторгающим фактором. В дальнейшем мы планируем масштабироваться и развивать все актуальные навыки в наших сотрудниках», — сказала Елена Салихова.
В свою очередь Анна Паршина — фанат профессиональных сообществ внутри компании: «Абсолютно бесплатным способом ты сплачиваешь людей, организуешь перекрестное опыление знаниями и опытом. Появляются кроссфункциональные проекты и продукты, решаются общие задачи. Вовлеченные идейные сотрудники есть всегда, важно их найти, замотивировать и поддержать для того, чтобы такие сообщества заработали. В этом, конечно, неоценимая роль блока внутренних коммуникаций».
По ее словам, сейчас, когда вокруг всех нас сложный внешний контекст, когда в команде очень много молодых людей, очень важно давать проявляться социальной ответственности сотрудников. В наших компаниях мы поддерживаем такие инициативы, их очень много приходит от самих людей: сдаем крышки и батарейки на переработку, собираем одежду в фонд «Второе дыхание», помогаем детским домам и домам престарелых, сдаем кровь и т.д. Сейчас стало гораздо сложнее удерживать сотрудников: коучинг, собственный психолог – это уже норма. Приходится постоянно искать новые рабочие методы.
Лена и Илья Горбачевы — основатели коммуникационной группы megroup в состав которой входит ивент агентство MarketEmotoin — лидер качества в организации HR-ивентов согласно рейтингу AdIndex, поделились собственным взглядом на ситуацию в бизнесе через призму event — индустрии.
Эксперты отмечают, что ситуация в мире бизнеса стабилизируется, компании снова научились адаптироваться к новым условиям и находить эффективные решения, но при этом весь рынок столкнулся с проблемой утечки персонала на запад и нехваткой качественных кадров. Удержание и мотивация персонала сейчас одна из основных проблем крупного бизнеса, особенно научной и ИТ отраслей.
Одним из самых эффективных решений по привлечению и удержанию кадров являются well-being инструменты, среди которых организация мероприятий для сотрудников. На данный момент, ивенты являются самым мощным креативным инструментом для решения HR задач всех отраслей бизнеса.
Учитывая ментальность ведения бизнеса в России, Илья и Елена Горбачевы сделали акцент на необычных форматах событий вызывающих «WoW» эффект даже у самой избалованной публики, особенно в отрасли ИТ. Эксперты отметили, что на данный момент заметно выросла потребность в необычных форматах, направлениях и местах проведения мероприятий, особенно категории Mice.
Организаторами мероприятия выступили коммуникационная группа компаний megroup и консалтинговая компания Kontakt InterSearch Russia при поддержке специальных партнеров Kommersant Events, Эксмо, HeadHunter.