«Черного лебедя» сложно предсказать, но его нужно ожидать

    «Черного лебедя» сложно предсказать, но его нужно ожидать, — ожидать, что может произойти нечто неожиданное, рассказала Наталья Хазова, директор департамента закупок и логистики Symrise в интервью CFO Russia.

    «До кризиса многие могли позволить себе закрыть глаза на проблемы и узкие места в компании. Сегодня пренебрежение в оценке рисков губительно для компании. Поэтому наряду с навыками категорийного менеджмента, стратегического управления, управления проектами и навыками ведения переговоров сейчас среди ключевых компетенций менеджеров по закупкам стал востребован риск-менеджмент. А ключевые антикризисные навыки в закупках — это оценка глобальных и локальных рисков и рисков на уровне собственной компании», — говорит эксперт.

    Наталья Хазова сообщила, что управление рисками строится на уровне компании и является частью FSSC 22000. В Symrise используются такие инструменты, как brainstorm, SWOT-анализ, диаграмма Исикавы и другие. В текущей обстановке в компании фиксируют усилия на нескольких направлениях:

    — поиск альтернативных поставщиков;

    — рассматриваются альтернативные материалы и процессы производства;

    — прорабатываются альтернативные маршруты;

    — фокус на скорости выпуска на рынок новых продуктов (speed to market).

    В части мотивации и подготовки персонала к работе в новых экономических условиях, Наталья Хазова считает крайне важным поддержку руководства и вовлеченность сотрудников в процесс выработки решений.

    «Важно обозначить для персонала ценность развитых горизонтальных связей (поставщики-конкуренты-партнеры), а также тесного кросс-функционального взаимодействия. Хочу также подчеркнуть значимость принципов «доверяйте своей интуиции», «не принимайте решения из точки паники» и «никогда не рвите до конца связи с партнерами», — отметила эксперт.