Рынок захватывают «скрытые чемпионы»

902

 

 

 

Рынок захватывают «скрытые чемпионы»

Небольшие компании, работающие в узких нишах, нередко становятся локомотивами тех или иных сегментов экономики

Успех скрытых чемпионов начинается с постановки амбициозных целей, убежден известный экономист и маркетолог Герман Симон. Презентация русскоязычного издания его книги «Скрытые чемпионы 21 века (стратегии успеха неизвестных лидеров мирового рынка)» состоялась 7 октября в Финансовом университете при правительстве Российской Федерации.

Инновации и глобализация

Специальная русская версия этой книги (Симон Г. Скрытые чемпионы 21 века. Стратегии успеха неизвестных лидеров мирового рынка. М.: КноРус, 2015) стала результатом сотрудничества Германа Симона и Финансового университета. Переводом мирового бестселлера на русский язык занимались студенты и аспиранты университета под руководством преподавателей кафедры «Иностранные языки-2». К публикации издание подготовила кафедра «Микроэкономика».

– Я считаю, что средний бизнес (именно средний, а не малый, который в основном создается для личного выживания, и не гигантский, олигархический) – самая здоровая и потенциально сильная часть нашей экономики. А Симон пишет, и очень талантливо пишет, об абсолютно практической вещи – как этому среднему бизнесу обрести конкурентные преимущества. Поэтому книга нужна, во-первых, именно бизнесменам, а во-вторых, студентам-экономистам, чтобы понимали, как им создавать свой бизнес, если хотят добиться серьезного успеха, – считает научный редактор перевода, профессор кафедры «Микроэкономика» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д.э.н., профессор Андрей Юданов.

Под «скрытыми чемпионами» автор подразумевает занятые в основном в узких рыночных нишах небольшие и неизвестные широкой публике компании, которым, тем не менее, удалось стать локомотивами отдельных сегментов экономики и захватить значительную часть мирового рынка. Герман Симон уверен: в эпоху глобализации успех в меньшей степени зависит от гигантских корпораций и в большей степени – от средних компаний мирового класса.

Многие гости презентации отметили актуальность данного издания, в том числе и для России, ведь пока главную роль в развитии российской экономики играют несколько крупных компаний, в то время как во многих странах движущей силой экономики является малый и средний бизнес.

– Я изучил книгу и отметил для себя несколько ключевых моментов. Один из них – основными драйверами скрытых чемпионов позиционируются, прежде всего, инновации и глобализация, – отмечает руководитель учебно-научного департамента «Инвестиции и инновации» Финансового университета при Правительстве РФ, д.т.н., профессор Нияз Абдикеев. – В России осознание важности инновационного развития наступило несколько десятилетий назад. Казалось бы, имеются все необходимые условия: создаются фонды, идет финансирование, появляются такие объекты, как Сколково, но спрос на инновации пока не сформирован. Чтобы он появился, на мой взгляд, необходимо двустороннее движение навстречу.

По мнению Нияза Абдикеева, в этом случае очень показателен пример Германии, где, в частности, развита государственная программа софинансирования.

– К примеру, жителям Германии предложили выкупать участки крыши одного из немецких стадионов и устанавливать там солнечные батареи. Полученную тепловую энергию можно продавать государству по цене ниже, чем оно может покупать у централизованных источников. Новые энергосберегающие технологии актуальны как для государства, так и для жителей. Естественно, на этот рынок стремятся молодые компании, которые придумывают новые устройства для аккумулирования и успешного транспортирования тепловой энергии. Получается, правительство искусственно создало встречное движение для увеличения спроса на инновации. Мы прекрасно понимаем: если нет спроса, то продукция не всегда становится успешной. Книга Германа Симона еще раз подтверждает это, – подчеркнул Нияз Абдикеев.

Скрытые чемпионы России

По просьбе автора бестселлера российские коллеги подготовили для книги специальную главу, рассказывающую про скрытых чемпионов России. Над этой темой работали профессор Андрей Юданов и заведующий кафедрой «Микроэкономика» Финансового университета, д.э.н., профессор Наталья Думная.

– В России очень мало скрытых чемпионов, и мы постарались выяснить, с чем это связано, – рассказывает Андрей Юданов. – Одна из причин – наши скрытые чемпионы самые скрытые чемпионы в мире, из-за чего мы просто не можем их выявить. Они не рассказывают о своей деятельности, не привлекают к себе лишнего внимания. Несмотря на то что статья об их успехах в известных изданиях стала бы хорошей рекламой, они предпочитают оставаться в тени. Считают, что лучше работать спокойно, без рекламы. Тогда не будет пристального внимания налоговых органов, криминальных структур. Но в то же время стоит учитывать, что они не занимаются «серой» деятельностью. У того, кто хочет стать мировым лидером в какой-то области, нет «серой» деятельности.

Еще одна причина – молодость российских фирм. Согласно исследованиям профессора Симона, средний возраст скрытого чемпиона в мире – 61 год.

– Вряд ли у нас найдутся фирмы с таким стажем. Мы имеем что-то вроде прото-скрытых чемпионов – тех, кто еще не является скрытым чемпионом, кто пока идет к этому. Например, пермская компания «Прогноз» с 1991 года занимается разработкой программного обеспечения класса «бизнес-аналитика», предназначенного для визуализации данных и принятия сложных управленческих решений. Среди их клиентов МВФ, Центральный банк Российской Федерации, Газпром, Лукойл, Сбербанк, Международная организация здравоохранения, компания Coca-Cola, Азиатский и Африканский банки развития и многие другие. В 2012 году компания «Прогноз» впервые вошла в главный BI-рейтинг планеты, так называемый магический квадрат Гартнера. А в 2013-м резко продвинулась вверх по этому квадрату, вплотную приблизившись к лидирующей группе. Можно ожидать, что скоро она станет скрытым чемпионом, – отметил Андрей Юданов.

Третья причина, мешающая российским фирмам стать настоящими чемпионами, связана с трудностями глобализации.

– В последнее время разговоры о том, что фирма должна глобализироваться, вообще не воспринимаются в России. Наш внутренний рынок может долго поглощать энергию компании, давая ей возможность расти только внутри России. Та же проблема в США. Есть компании, которые на внутреннем рынке лидируют, даже несмотря на присутствие могучих иностранных конкурентов, но им очень сложно выйти на мировой уровень. Тем не менее глобализироваться отечественным фирмам надо, без этого не построишь долгосрочно успешный средний бизнес. И положительные примеры уже есть, – рассказал Андрей Юданов.

Студенты университета поинтересовались у автора бестселлера: можно ли оценивать некоторые компании как «скрытых чемпионов» не только на мировом уровне, но и на региональном? Ведь для России, обладающей обширной территорией, это очень актуальный вопрос.

– Конечно, можно. Безусловно, компаниям проще развиваться на региональном уровне, но тогда они не смогут достичь необходимых высот, не смогут выйти на мировой уровень. Поэтому важно, чтобы компании, обладающие задатками скрытых чемпионов, не останавливались только на уровне регионального развития, – подчеркнул Герман Симон.

У чемпионов больше патентов

Отдельное внимание автор книги уделил патентам. Герман Симон отмечает, что «скрытые чемпионы» активно получают патенты. К патентному делу в Германии относятся очень серьезно, интеллектуальной собственности уделяется большое внимание. Среди пятидесяти патентоактивных предприятий, наиболее часто обращавшихся за получением патентов в Германское агентство по патентам и торговым маркам, двенадцать были скрытыми чемпионами.

Однако не все патенты находят свое воплощение в продукции. Один неиспользованный патент оценивается в 200 тысяч долларов США. И если в крупных фирмах многие патенты остаются неиспользованными из-за неготовности производства или рынка, то небольшие компании, такие, как скрытые чемпионы, пускают в дело почти все полученные ими патенты.

– В России по сей день существует проблема, когда патенты лежат на полке и не находят спроса у потребителя. А в Японии, к примеру, если патент активно не используется, то через десять лет его обладатель теряет право собственности и этот патент могут использовать другие компании. Поэтому в нашей стране, по всей видимости, эти аспекты нужно иметь в виду и обсуждать, – считает Нияз Абдикеев.

Причины провалов

Однако и скрытые чемпионы не застрахованы от провалов. Генеральный директор ФГУП «Гознак», профессор кафедры «Экономика и антикризисное управление» Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н. Аркадий Трачук привел в пример крупнейшего в мире производителя бумажных денежных знаков, которая печатает банкноты для более чем 150 стран мира, – компанию De La Rue. Хотя она и является скрытым чемпионом, в последние два года испытывает серьезные проблемы.

Герман Симон согласился с Аркадием Трачуком и отметил несколько причин таких провалов:

– Во-первых, существует проблема преемственности, потому что основателям 70–75% семейных компаний не удается полностью передать свои компетенции следующему поколению. Вторая угроза, которая имеет отношение к вашему примеру, – технический ресурс. Расширяется безбумажное денежное обращение, внедряются новые технологии, и производство банкнот находится в стрессовом состоянии. Некоторые компании не готовы к техническим изменениям и в результате гибнут. Вот еще пример: одна из компаний являлась лидером мирового рынка по профессиональным камерам в течение десятилетий, имела множество высоких наград за свою продукцию. Но пришли цифровые технологии, и старые знания оказались не в цене. Однако компания ответила на вызов: найдя единомышленников, выпустила новую цифровую камеру и снова стала лидером, – заключил автор бестселлера.

Герман Симон утверждает:

– Страны не экспортируют. Германия не экспортирует, Россия не экспортирует. Экспортируют сильнейшие компании.

– Успех скрытых чемпионов всегда начинается с постановки амбициозных целей.

– Только фокусировка на узких нишах гарантирует среднему бизнесу успех. Скрытые чемпионы всегда четко сфокусированы на своих целях и своих технологиях.

– Скрытые чемпионы комбинируют узкую специализацию на своих товарах и технологиях с широкой маркетинговой активностью по всему миру.

– Главными сильными сторонами скрытых чемпионов являются инновативность и поддержание тесных контактов с потребителями.

Герман Симон – председатель правления консалтинговой компании SIMON KUCHER & PARTNERS Strategy & Marketing Consultants, имеющей 23 филиала в 17 странах мира. Специалист в области стратегии, маркетинга и ценообразования, сотрудничает со множеством клиентов во всем мире. Согласно интернет-голосованию, он самый авторитетный эксперт в области менеджмента после покойного Питера Друкера.

Герман Симон написал более тридцати книг, которые переведены на 22 языка.

 

Примечания:

Фото автора

Елена ВОСКАНЯН