Управление рисками в условиях новых вызовов: опыт практика

979
Павел Разумовский

Текущий год был богат на новые вызовы и риски. С какими из них пришлось столкнуться Х5 Group (сетевой ритейл), какие практики риск-менеджмента сработали, какие нет, рассказал директор по рискам и внутреннему контролю компании Павел Разумовский в ходе XVIII Russia Risk Conference.

 

– Сейчас очень высокая неопределенность. Иногда кажется, что больше времени потратим на расчет, на вычисления, и в итоге все равно проценты будут плюс-минус похожие. Ну так чего мучиться? Давайте соберемся, поймем, какие действия для нас самые критичные, и на них сфокусируемся. Кажется, что они закроют 80% проблем. Будет что-то еще – разберемся по ходу. Поэтому с точки зрения принятий решений, во-первых, сейчас очень важна стала скорость реакции. Во-вторых, никто не знает будущего, и пытаться предсказать что-то сейчас очень тяжело. Поэтому важно сфокусироваться на том, что мы считаем важным. Дальше будем думать по ходу, понимая, что любые наши действия – дополнительные ресурсы, и у бизнеса эти ресурсы ограничены. Это в целом с точки зрения подхода.

X5 – крупнейший ритейлер, торгующий продуктами питания. У нас порядка 6–7% составляет импорт, он был, есть и остается. А в масштабе Х5 6–7% оборота – это больше 100 млрд рублей. То есть с этой точки зрения все равно достаточно большая сумма. Все проблемы, связанные с банками, расчетами, для нас также актуальны.
Особенность ритейла в том, что для нас основной риск – это не успеть. Если даже месяц, два, три не отслеживать конкурентов, догнать потом их крайне сложно.

Ключевой вопрос, который у нас был и сейчас остается, – расчеты в долларах и евро. В национальной валюте расчеты возможны, это могут быть и индийские рупии, и вьетнамские воны. Про юани вообще не говорю – это уже стандарт с точки зрения расчетов. Мы даже пробовали китайскими юанями расплачиваться со Шри-Ланкой. Даже сейчас алкоголь в Европе пытаемся оплатить юанями.

Проблема в том, что с учетом той неопределенности на рынке, которая есть сейчас, и девальвации некоторых национальных валют поставщикам в этих странах не нужна их национальная валюта. Например, туркам лира не нужна. У нас был поставщик, с которым мы договорились о расчетах в турецкой лире. Оплата шла 10 дней, и за это время турецкая лира девальвировалась на 30%. И поставщик попросил: в следующий раз, пожалуйста, в долларах либо плюс 30% к цене.

В итоге получается, что расчеты в национальной валюте, наверное, возможны. Банки готовы переводить и лиры, и рупии. Но, к сожалению, комиссия, которая на стороне поставщиков, плюс их боязнь девальвации своей национальной валюты дает такую наценку, что приходится рассчитываться в долларах, пока это возможно. Кроме того, многие поставщики однозначно требуют доллары.

Одним из последних рисков для сетевой розницы стало сокращение мужского персонала. А в этом сегменте некоторые процессы, в первую очередь логистика, где нужна физическая сила, завязаны на мужском населении. Такие кадры по-прежнему востребованы, и привлечение студентов здесь не поможет. Пенсионеров, людей старшего возраста – тоже нет. Поэтому приходится искать тех, у кого физическая сила еще осталась.

Как управлять таким риском? Рассматриваются разные варианты запасных платформ для набора мужского персонала. Включая страны ближнего зарубежья. Есть фантастические варианты: привлечение работников из Африки. Ближнее зарубежье, которое давало достаточно много кадров, сейчас менее доступно для поиска людей. Х5 – достаточно большая компания, и за день этот вопрос не решить.

 

C точки зрения принятий решений, во-первых, сейчас очень важна стала скорость реакции. Во-вторых, никто не знает будущего, и пытаться предсказать что-то сейчас очень тяжело.

 

Внешний шок, с которым мы сейчас столкнулись, очень серьезный. Это риск конкуренции. Люди продолжают есть – это базовая потребность. Но переключаются на более дешевые продукты. То есть если раньше люди покупали рыбу, то сейчас они берут мясо, курицу, что дешевле. То есть та же самая потребность в тех же самых калориях забивается другими продуктами, по более низкой цене.

С другой стороны, сетевая розница достаточно конкурентна, и, наверное, все сетевики реагируют на это изменение потребления. С точки зрения таких бизнес-рисков конкуренция была важной, а сейчас становится еще более актуальной, потому что на фоне сжатия готовности людей платить и возрастания для них важности цены ценовой фактор в конкурентной борьбе становится очень критичным. И очень не хочется получить в результате ценовую войну, потому что от этого не выиграет никто, мы просто разрушим бизнес.

 

Евгений Герасимов