Knowledge Management: необходимый компонент в работе современного менеджера

950

 

 

 

Knowledge Management: необходимый компонент в работе современного менеджера

Методологи и практики обменялись опытом на Экспертной сессии, посвященной управлению знаниями, и пришли к выводу, что знание – это сила, прибыль, лидерство

Представители более ста организаций из 21 региона России приняли участие в Экспертной сессии «Управление знаниями: стандарты и практики».

Мероприятие прошло 24–25 октября на базе Финансового университета при Правительстве РФ.

Знания становятся самым ценным ресурсом

Открывая пленарное заседание, руководитель Департамента менеджмента Финансового университета при Правительстве РФ, генеральный директор АО «Гознак» Аркадий Трачук отметил, что управление знаниями является важнейшим компонентом в работе современного менеджера. При этом менеджмент – лишь способ интерпретации и превращения в конкурентное преимущество отраслевого опыта и знаний, накопленных в организации.

– Поскольку любые теоретические концепции должны подтверждаться практическим опытом, мы пригласили к участию профессионалов-практиков в области управления знаниями, представляющих не только государственное управление, но и различные отрасли промышленности, а также сферу услуг. Кроме того, в наш разговор удалось вовлечь ведущих международных экспертов, мы сможем услышать их позицию по обсуждаемым вопросам и «сверить часы». Рассчитываем, что подобные встречи будут проводиться регулярно и Экспертная сессия станет площадкой для эффективного обмена мнениями, –

подчеркнул Аркадий Трачук.

По словам председателя правления Ассоциации российских специалистов и экспертов управления знаниями «КМ-Альянс» Олега Лаврова, интерес к направлению Knowledge Management (управление знаниями) высок во всем мире, в том числе в России. Сегодня эта сфера в зоне пристального внимания крупнейших государственных корпораций, бизнеса, технопарков, старт-апов и инкубаторов.

– Мы не случайно начали взаимодействовать с академическим вузом. Дело в том, что пока Россия находится в ранней стадии зрелости менеджмента знаний, и, чтобы достигнуть высокого уровня зрелости, нам всем придется продуктивно поработать, – заметил Олег Лавров, напомнив, что в июне 2017 года в России утверждены ГОСТы в области нового менеджмента знаний. – Знания – это бизнес-ценность, базовый элемент коллективной деятельности, смысла и культуры бизнеса, определяющий, зачем бизнес организован и реализуется. Знание – это бизнес-процесс, где объектом управления являются отличия людей в опыте и практической деятельности. Бизнес-процесс, который в этом году приобрел статус стандарта ISO, в российских компаниях знания пока оцениваются как ресурс и не более. Превращение их в актив, постановка на баланс, превращение в рыночную капитализацию компании – это качественное изменение и измерение для наших компаний в деньгах и возможностях и, конечно, создание новых знаний и новаций, в которых мы сами способны управлять маржинальностью.

Генеральный директор Международной ассоциации менеджмента знаний (Кембридж, Великобритания) Рон Янг уточнил, что Knowledge Management – новая дисциплина, которая позволяет сотрудникам, командам и всей организации коллективно и систематически обмениваться знаниями, применяя их для лучшего достижения своих целей и создания инноваций.

– Важный нюанс: Knowledge Management не стоит воспринимать как отдельное направление бизнеса, это, скорее, катализатор для управления знаниями и активами, – пояснил господин Янг.

Профессор Колумбийского университета, советник по менеджменту знаний NASA, IBM, World Bank (Бостон) Лоуренс Пруссак подтвердил: мир вступил в новую эру, когда знания являются самым ценным ресурсом.

– В последние 25 лет, в том числе благодаря технологическому прорыву и развитию коммуникационных технологий, знания стали более ценными, они распространяются с невероятной скоростью и влияют на нашу жизнь как никогда прежде. Знания становятся гораздо более ценной производственной силой, чем традиционные силы производства – я имею в виду землю, труд и капитал. В США и Европе есть множество примеров успешных компаний, которые при создании бизнеса опирались именно на знания. Например, компания Google была основана на идее поискового алгоритма, разработанного двумя молодыми исследователями из Стэндфордского университета, – комментирует спикер. – Второй важный аспект – демократизация знаний во всем мире. Сегодня все страны имеют институты знаний: университеты, государственные центры, государственные и негосударственные программы, которые способствуют развитию и распространению знаний. Это делает наш мир гиперконкурентным. Другое дело, что некоторые компании продолжают мыслить устаревшими категориями, подсчитывая квартальную прибыль, количество отработанных часов и производительность труда. На мой взгляд, в обществе, основанном на знаниях, это неактуально.

О российской практике применения менеджмента знаний в информационных технологиях рассказал научный руководитель факультета прикладной математики и ИТ Финансового университета при Правительстве РФ, член правления Союза ИТ-директоров России Борис Славин. В частности, он отметил, что использование информационных систем и технологий для управления знаниями заметно отстает от того, как используются IT в других сферах управленческой деятельности.

– Согласно исследованию Bains&Company, примерно половина компаний во всем мире используют инструменты управления знаниями, но степень удовлетворенности ими пока низкая, – пояснил эксперт, подчеркнув, что основными областями применения системы управления знаниями в настоящий момент являются инновационное управление и управление кадрами.

Председатель правления «СОВНЕТ» Александр Полковников считает, что управление знаниями в проектной деятельности – важный фактор повышения эффективности реализации подобных проектов, однако нужно учитывать некоторые особенности:

– Руководитель проекта не может быть специалистом во всех работах проекта, но должен уметь привлечь и организовать работу других специалистов. Кроме того, не стоит исключать сложность планирования, организации исполнения и координации деятельности, что вызвано новизной и уникальностью подхода, а также ограниченность во времени – проектная команда создается под конкретный проект и распускается по его завершению, – прокомментировал он.

Кроме того, в рамках пленарного заседания состоялась специальная модерируемая сессия профсообщества «Ассоциация КМ-Альянс» и Knowledge Associates International (Cambridge, UK), в ходе которой эксперты обсудили опыт Ассоциации исследования международных практик в области внедрения систем управления знаниями и международной сертификации.



Вызовы и решения

Далее работа продолжилась в формате двух параллельных секций. На первой говорили про бизнес-деятельность в целом, затрагивая вопросы финансов, информационных технологий и маркетинга.

Подробный доклад, посвященный российской практике применения бизнес-знаний, представил Олег Лавров. По его словам, в России Knowledge Management практикуют компании крупного бизнеса, работающие на глобальных рынках; компании крупного и среднего бизнеса – лидеры отраслей и стремящиеся стать лидерами; компании среднего бизнеса в стадии активных организационных изменений или освоения новых рынков; компании малого и среднего бизнеса с высокой вовлеченностью менеджмента в поиск путей выживания бизнеса.

В то же время большая часть компаний реализует пилотные проекты по управлению знаниями. Лишь треть принявших участие в исследованиях компаний (28%) имеют формализованную стратегию по управлению знаниями и не более 2% – соответствующую политику. Как следствие, отсутствует системность и комплексный подход к построению работающих систем управления знаниями. Только 37% компаний отмечают наличие у них всех четырех этапов управления знаниями (коммуникации, сотрудничество, процесс управления знаниями, создание и внедрение инноваций).

– Крайне редко проекты по Knowledge Management инициируются в дирекциях производства, департаментах маркетинга или стратегического развития. Всего 3% компаний ставят первой задачей пилотного проекта по управлению знаниями изучение существующих коммуникаций, корпоративной культуры компании, компетенций и ресурсов участников пилота, распределения по подразделениям «владельцев уникальных знаний» – экспертов, мастеров, наставников, – уточнил Олег Лавров.

Управляющий партнер учебного центра «Проектная практика» Юрий Трубицын рассказал об особенностях перехода от систем сертификации к системе оценке, развития и применения проектных компетенций. Он отметил, что компетентный специалист может быть бесполезен или даже вреден организации, если в ней не созданы условия для применения его компетенций. Более того, по мнению докладчика, организация не может быть компетентной в проектной деятельности без владения компетенциями в области управления знаниями.

Пост-президент московского отделения PMI Мария Романова говорила об актуальности передачи знаний в проектном управлении. Мария акцентировала внимание коллег на том, что к 2020 году население 13 стран в возрасте свыше 65 лет будет составлять более 20%, и пять поколений будут работать вместе. Демографический сдвиг также отразится и на передаче знаний: будут создаваться новые каналы для передачи идей; компании будут заинтересованы в поиске сотрудников, которые могут рассказать о том, какие подходы работают, а какие – нет, и работе сотрудников, обладающих навыками извлечения необходимых знаний и встраивания их в рабочий контекст.

На второй секции речь шла о менеджменте знаний в производственной сфере. Полезным опытом поделился руководитель направления по развитию систем проектного менеджмента проекта «Реинжиниринг автопроизводства и создание перспективного семейства а/ м «КАМАЗ» ПАО «КАМАЗ» Илья Князев. Он рассказал о реализации конкретного проекта компании, отметив, что важную роль играют еженедельный мониторинг и приверженность принципам отслеживания хода проекта, а именно: проведение обзоров по стандартной структуре на всех уровнях; визуализация мероприятий, связанных с общими целями проекта; ведение отчетности на основании отклонений; отслеживание проблем до их разрешения или эскалации.

Управляющий партнер ООО «Академия КАМ» Андрей Белоногов представил опыт реализации КМ-проектов в ритейле. Прежде всего, упомянул о вызовах, с которыми сегодня столкнулся бизнес, а именно о непонимании, как управлять инновациями; как вовлечь сотрудников в улучшение услуг / продуктов компании и внутренних процессов; как обеспечить преемственность управления компании в условиях быстрого роста / ухода от дел основателей компании. Спикер уверен: отладка системы обучения и бизнес-процессов важнее отдельных КМ-инструментов. Имеет значение и система распространения знаний. Кроме того, любой бизнес-процесс в цепочке создания ценности можно сделать точкой роста.

Директор по информационным технологиям ГК «Деловые информационные системы» Юрий Муравьев акцентировал внимание на управлении вовлеченностью сотрудников в реализацию проекта по внедрению корпоративной СУЗИ с учетом особенностей разных поколений. Понятно, что внедрение любой системы – это изменение, а любое изменение вызывает сопротивление, и чем масштабнее изменения – тем сильнее сопротивление. Юрий убежден: в выборе методов вовлечения надо учитывать ценности разных поколений и выбирать целевое влияние на разные категории сотрудников. Допустим, для поколений Y и Z в числе прочих подойдут методы геймификации – процесса привлечения аудитории, при котором берется лучшее из программ лояльности, игровых механик и поведенческой экономики. Вероятно, в среднесрочной перспективе инструменты геймификации станут обязательными при создании любой корпоративной среды.

Оба дня конференции были информационно насыщенными. Участники высоко оценили прошедшее мероприятие, отметив его практическую значимость – приобретенные знания они смогут реализовать на практике в своих компаниях.

Также в рамках Экспертной сессии состоялось награждение за достижения по внедрению системы управления знаниями в ПАО «Лукойл».

Партнерами – организаторами конференции выступили: «КМ-Альянс», ГК «Алмаз», Деловые информационные системы и Финансовый университет при Правительстве РФ.

Фото предоставлено организаторами

 

Елена Восканян