Московский финансовый форум: место для дискуссий
На ММФ-2018 обсудили, как вывести Россию в топ-5 крупнейших экономик мира
6–7 сентября 2018 г. в ЦВЗ «Манеж» состоялся Московский финансовый форум-2018. На специализированной площадке для профессиональной дискуссии встретились представители федеральной и региональной власти, бизнеса, научного сообщества, общественных организаций и объединений, а также эксперты в сфере экономики и финансов международного уровня. По словам организаторов (Министерства финансов РФ и правительства Москвы), решения, принятые на форуме, послужат основой для определения ключевых направлений финансово-экономической политики России в среднесрочной перспективе.
Центральным событием стало пленарное заседание с участием председателя правительства РФ Дмитрия Медведева. В ходе своего выступления он отметил, что современные вызовы связаны не только с проблемами движения денег, но и с экономикой в целом, на которую влияют перемены в глобальной политике, торговле, состояние рынков и международной конкуренции.
– Эти перемены, как известно, далеко не всегда позитивные. Именно в таких условиях нам предстоит вывести Россию в топ-5 крупнейших экономик мира – такая цель поставлена в майском указе президента. В том числе финансовая, налоговая и бюджетная политика должна обеспечивать достижение этой цели. За предыдущие годы мы создали неплохую базу для дальнейшего развития. Вопреки экономическому давлению, санкциям, кризисам, которые сотрясают глобальную экономику с 2008 года, мы вернули экономику к росту. И хотя его темпы совсем невысоки, все‑таки развитие уже не сопровождается накоплением дисбалансов и внешней уязвимости – как прежде, в тех рамках, в которых это было, – подчеркнул премьер-министр. – Очередного минимума достиг государственный внешний долг. Укрепляется конкурентоспособность промышленности; в ряде сегментов идет импортозамещение, уверенно увеличивается несырьевой экспорт, в том числе за счет укрепления надежности финансового сектора. Сейчас российская юрисдикция гораздо больше отвечает потребностям бизнеса. Претензий все равно хватает, тем не менее это уже гораздо более развитая юрисдикция. Финансовые рынки получили ключевую инфраструктуру – единый мегарегулятор на основе Банка России и центральный депозитарий. Усилена защита от манипулирования рынком за счет доступа к инсайдерской информации – принят соответствующий закон. Развиваются механизмы защиты денежных накоплений, в том числе в части ипотечных сделок.
Дмитрий Медведев напомнил о том, что снижены налоги для новых бизнесов – например, ставки по налогу на прибыль для территорий с особым статусом, особых проектов (имеются в виду так называемые ТОСЭРы – территории опережающего социально-экономического развития, режим специальных инвестиционных контрактов и другие механизмы). Кроме того, Россия переходит к принципу «одного окна» для бухгалтерской отчетности перед государственными органами. По мере возможности поддерживается развитие малого и среднего бизнеса.
– Все это сделало возможным укрепление позиций нашей страны в рейтинге Doing Business до 35‑го места. Этим не нужно увлекаться, но все‑таки это определенный индикатор, который показывает нам, в правильном ли направлении мы движемся, правильные ли решения принимаем, – считает глава кабинета министров. – Сейчас мы дорабатываем основные направления деятельности правительства до 2024 года, они содержат все тактические и стратегические шаги, в том числе по достижению национальных целей, которые определены в майском указе, но суть документа шире. Речь идет о стабильном развитии с низкой инфляцией и растущими доходами людей, продолжении трансформации экономики в сторону несырьевого сектора через поддержку цифровых технологий, инновационного развития, высокотехнологичных инфраструктур и других позиций.
Одна из главных целей правительства – увеличение притока инвестиций. В этой связи недавно принят профильный План действий по ускорению темпов роста инвестиций, где поставлена задача – выйти на уровень 25% ВВП в год (при нынешнем 21%). В плане есть мероприятия по дальнейшему укреплению и улучшению инвестиционного климата, снижению издержек для бизнеса, расширению копирования в регионах лучших практик, продолжению реформы контроля и надзора, декриминализации отдельных правонарушений со стороны бизнеса.
– Также мы работаем над созданием дополнительных условий для возвращения капиталов из‑за границы, – сообщил Дмитрий Медведев. – Появятся специальные административные районы, уже приняты определенные решения по островам Русский в Приморье и Октябрьский в Калининградской области, где будет возможность перевести бизнес из‑за рубежа в нашу юрисдикцию с сохранением статуса, корпоративной структуры и целого ряда преимуществ. Надо и дальше стимулировать формирование пула длинных денег в экономике, запускать проекты на базе синдицированного кредитования. Для этого мы создали такой инструмент, как фабрика проектного финансирования. Также будем активнее вовлекать частных инвесторов в различные проекты, в том числе инфраструктурные. Недавно создан Фонд развития, который будет формироваться за счет бюджетных источников, его размер будет ежегодно определяться законом о бюджете. Наряду с другими задачами он займется софинансированием отдельных мероприятий государственных программ. Это большой финансовый пул, благодаря которому сможем вовлечь в проекты гораздо больший круг частных компаний, предоставить необходимую поддержку не только крупным компаниям, но и относительно небольшим предприятиям. Также планируем расширить набор инструментов государственно-частного партнерства и упростить работу концессий, активнее вовлекать в проекты действующие институты развития – в части организации финансирования, привлечения частных партнеров и проведения необходимой экспертизы.
Какие конкретно проекты будут запущены –
говорить еще рано. Сейчас, по словам премьер-министра, завершается первый этап формирования комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, который охватит проекты в области транспорта и энергетики. Один из основных критериев – привлекательность проектов для частного капитала. Государство планирует привлекать к этой работе представителей бизнес-комьюнити и регионов. Также в планах – добиваться дальнейшего снижения стоимости кредитов, это поможет создать условия для более уверенного роста экономики в целом. Упомянул Дмитрий Медведев и о необходимости перехода от нейтрального к стимулирующему регулированию сферы кредитования. Ведь даже несмотря на успехи в сдерживании инфляции, которые есть на данный момент, ставки все равно остаются довольно высокими. Правительство рассчитывает на активную позицию Банка России в этом вопросе.
Что касается налоговой политики, будет продолжен курс на формирование стабильных и предсказуемых налоговых условий, при которых соблюдается паритет интересов бизнеса и государства.
– Именно в такой логике мы действовали, предпринимая шаги по трансформации налоговой системы. Мы понимали, что перед нами стоят большие цели, а значит, необходимы и большие расходы, но при этом старались минимизировать влияние этого шага на доходы людей, – уточнил глава кабинета министров. – В итоге было принято решение повысить базовую ставку НДС с сохранением льгот по социально значимым товарам и некоторым услугам. При этом будет снижен порог применения упрощенной процедуры возмещения НДС. С трех до двух месяцев уменьшен предельный срок проведения камеральной налоговой проверки при возмещении НДС. То есть деньги, надеюсь, будут приходить быстрее. Также на более низком уровне зафиксирован совокупный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (с 34 до 30%), и отменен налог на движимое имущество. Кроме того, в ближайшие шесть лет мы завершим налоговый маневр в нефтяной отрасли. Другая важная тема – неналоговые платежи, которые, по сути, являются теми же налогами. Мы планируем создать единые правила их введения, изменения, взимания. Я неоднократно обсуждал эту тему с представителями бизнеса. Специальная рабочая группа занимается разработкой подходов к этой реформе, итоговый документ ждем уже в начале следующего года. А в ближайшее время будет подготовлен законопроект о включении части таких платежей в Налоговый кодекс. Мы долго обсуждали, включать или не включать, но все‑таки решили, что часть платежей нужно включать. В целом, по нашим оценкам, нынешняя фискальная нагрузка в России соответствует тому уровню, который принят в странах ОЭСР. Хочу особо подчеркнуть: этот уровень сохранится в предстоящие шесть лет – это действительно важно. Фактически мы сохраняем налоговый мораторий и не планируем ничего изменять.
Первый вице-премьер – министр финансов РФ Антон Силуанов отметил, что в майских указах президента говорится о прорыве, и правительство подразумевает под прорывом увеличение темпов роста экономики, что позволит улучшить социальное обеспечение граждан путем повышения зарплат, пенсий, социальных выплат, а также создать новые рабочие места. В идеале в России должна сформироваться новая и, что немаловажно, качественная экономика.
– Наша задача – создать условия, чтобы, несмотря на все внешние ограничения, внутри страны развивалась инвестиционная активность: чтобы инвесторы не боялись вкладывать средства в открытие новых предприятий, граждане – приносить накопления в банки, малый бизнес – рисковать и открывать новые производства. Тем более, что благодаря антикризисной политике государства мы защищены от внешних воздействий, будь то изменения цен на нефть, волатильность на финансовых рынках или какие‑то торговые ограничения, – подчеркнул Антон Силуанов.
Министр экономического развития РФ Максим Орешкин считает, что у России есть все шансы, чтобы войти в пятерку самых развитых экономик мира.
– В последние годы наша страна демонстрировала неплохие темпы экономического роста и на фоне других выглядит вполне устойчиво: у нас и бюджет в профиците, и внешний долг небольшой. Сейчас в приоритете три компоненты – человеческий капитал, инвестиционная активность и рост производительности труда, и все национальные проекты направлены на улучшение качественных и количественных показателей по этим направлениям. При этом все национальные проекты должно связать и вывести их на другую динамику внедрения новой культуры управления в разных сферах: не только в промышленности, транспорте, сельском хозяйстве, но и в социальной сфере, госуправлении, – резюмировал министр.
Председатель совета фонда «Центр стратегических разработок» Алексей Кудрин обратил внимание на то, что не всем стратегически важным направлениям уделяется должное внимание:
– Прежде всего, нужно начинать с реформы государственного управления, ведь текущее качество регуляторной среды и методов не соответствует вызовам ни по скорости, ни по точности принятия решений. Нуждается в реформировании и контрольно-надзорная деятельность, которая сегодня давит и на бизнес, и на бюджетные учреждения. Кроме того, в эпоху цифровизации нужно отказываться от дублирующих функций министерств, особенно в работе с информацией. Еще один важный аспект – за предыдущие десять лет, согласно нашему исследованию, доля государства в экономике увеличилась почти на 10% – с 39 до 48%. В послании президента говорится, что нужно уменьшать этот показатель, однако четких планов пока нет.
Выслушав коллег, главный исполнительный директор Всемирного банка Кристалина Георгиева выразила надежду на то, что Россия не откажется от своей очень важной роли в мировом сообществе.
– Я убеждена, что мир продолжит развиваться в направлении совместного решения сложных вопросов, мы очень нуждаемся в поддержке друг друга, – сказала она.
В ходе форума состоялось множество тематических дискуссий. В частности, эксперты обсудили итоги настройки налоговой системы, оценили потенциал частного финансирования и обменялись мнениями относительно повышения производительности труда.
Фото предоставлено пресс-службой Московского финансового форума
Алена Бехметьева