Стратеги делают ставку на креативный капитал

861

 

 

 

Стратеги делают ставку на креативный капитал

Одной из основных тем обсуждения на форуме стали стратегии субъектов Российской Федерации

Обмен мнениями и опытом, поиски оптимальных решений, ответов на вопросы, которые стоят перед всеми субъектами Российской Федерации, и координация действий региональных и федеральных властей – все это стало неотъемлемой частью XV общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: диалог в поисках согласованности». Форум состоялся в конце октября, по традиции – в Петербурге. Его организаторами стали Государственная Дума РФ, Министерство экономического развития, Министерство финансов, правительство Санкт-Петербурга, фонд «Центр стратегических разработок» и МЦСЭИ «Леонтьевский центр».

Одной из основных тем обсуждения на форуме стали стратегии субъектов Российской Федерации и особенности формирования каждой стратегии в частности.

В рамках круглого стола «Стратегии субъектов Федерации: лучшая практика и методологические рекомендации» представители Красноярского края, Свердловской и Томской областей обсудили практику регулирования муниципального стратегирования на уровне территорий, подходы к методическому обеспечению и синхронизации процессов стратпланирования на региональном и муниципальном уровнях. Кроме того, были подведены итоги конкурса муниципальных стратегий, победителем которого стал Чистопольский муниципальный район Республики Татарстан. Представители Татарстана получили также приз зрительских симпатий, разделив его с Томской областью. Первый приз за конкурс «Мобильный город» был передан Хабаровску.

В ходе круглого стола «Разрабатываем стратегические документы: перестройка межведомственного взаимодействия», организованного Счетной палатой Российской Федерации, участники обсудили вопросы реализации Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», включая механизм согласования федеральных и региональных документов, перестройку взаимодействия министерств и ведомств по подготовке стратегических документов, а также высказали предложения по повышению эффективности такого взаимодействия. В своем выступлении директор департамента государственной энергетической политики Минэнерго РФ Алексей Кулапин рассказал о разработке отраслевых документов стратегического планирования ведомства. В частности, он остановился на корректировке действующей Энергетической стратегии России с пролонгацией ее на период до 2035 года.

– Несмотря на то что проект Энергостратегии – межотраслевой документ, при его подготовке Минэнерго России также учитывало и территориальный аспект развития Российской Федерации, – сказал Кулапин. – Энергетические проекты выступают как «точки роста» и опорные зоны при реализации стратегий социально-экономического развития регионов России. В свою очередь развитие регионов придает дополнительный импульс развитию ТЭКа, формируя новые центры энергопотребления, в том числе производящие экспортно-ориентированную продукцию.

Поэтому в проекте Энергетической стратегии России наибольшее внимание в территориальном аспекте уделяется регионам приоритетного ускоренного социально-экономического развития и, соответственно, формирующим наибольший прирост спроса на энергию, а также тем регионам, надежное энергообеспечение которых важно в плане энергетической безопасности. Одной из трех стратегических задач проекта Энергостратегии стало совершенствование территориально-производственной структуры ТЭКа с учетом приоритетов и направлений регионального и пространственного развития России, необходимости диверсификации экспортных потоков и сохранения лидерских позиций в мировой энергетике. Для ее решения проектом документа предполагается создание новых топливно-энергетических и энергопромышленных комплексов, стимулирующих развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока, диверсификация географической структуры экспорта с существенным ростом доли рынка стран АТР, подготовка крупномасштабного освоения ресурсов углеводородов на континентальном шельфе Арктики, экономически обоснованное развитие распределенной генерации и использование местных энергоресурсов и нетрадиционных возобновляемых источников энергии.

Международная программа форума была представлена секциями «Международное сотрудничество для регионального развития», «Программы приграничного сотрудничества Россия – ЕС как инструмент достижения целей региональных стратегий развития» и мозговым штурмом «Российско-эстонские межрегиональные связи: точки роста». В мероприятиях приняли участие эксперты из Италии, Великобритании, Эстонии, Греции и других стран.

С участием председателя совета фонда «Центр стратегических разработок» Алексея Кудрина в ходе экспертной панели «Креативный капитал как основа регионального развития» были представлены девять российских городов с их индексами креативного капитала, разработанными фондом Calvert 22 при поддержке PWC Россия. По данным фонда, Москва заняла первую строчку индекса, второе место – у Санкт-Петербурга. Тройку лидеров замкнула Казань. В ходе исследования свои рейтинги представили Екатеринбург, Краснодар, Тюмень, Новосибирск, Воронеж и Нижний Новгород.

По словам Алексея Кудрина, у развитых мировых экономик доля креативной индустрии занимает 5–6 процентов, что является вполне разумным ориентиром и для российской экономики. Однако у крупных городов, например у Петербурга, показатель должен достигать 10–12 процентов.

– Он существенно отстает от Берлина по развитию креативной индустрии, хотя имеет не меньший, а даже больший потенциал, – сказал Кудрин, добавив, что Петербург должен поставить цель по развитию этого направления.

Консорциум Леонтьевский центр – AV Group и фонд «ЦСР» представили круглый стол «Россия 2030: полюсы роста», на котором состоялась презентация исследования «Полюса роста – драйверы повышения конкурентоспособности России». Еще одним мероприятием тематической линии пространственного планирования стал круглый стол «Сценарии пространственного развития России и их социально-экономическая эффективность», в ходе которого состоялась активная дискуссия с участием представителей федеральной и региональной власти, инфраструктурных компаний и экспертов, посвященная выбору оптимального сценария, который ляжет в основу Стратегии пространственного развития России.

Пространственная организация территории России – одна из ключевых задач государственной политики, решаемой посредством Стратегии пространственного развития РФ, разработка которой осуществляется в соответствии с ФЗ №172. Стратегия направлена на гармонизацию системы расселения и размещения производительных сил и является основополагающим документом для разработки документов стратегического и территориального планирования. В ходе круглого стола участники обсудили возможные сценарии пространственного развития России, методологию их формирования, предварительные подходы к оценке социально-экономических эффектов от реализации каждого сценария, а также сформулировать предложения по формированию оптимального сценария, который ляжет в основу Стратегии пространственного развития страны.

По словам одного из участников, это было первое масштабное обсуждение линии пространственного стратегирования. Вокруг этой темы в настоящее время идет много споров, потому что каждый субъект видит в стратегии свои перспективы развития, определяет приоритеты и обеспечивает потенциал развития.

Например, генеральные планы, о которых, в частности, шла речь в ходе круглого стола, включают в себя документы территориального планирования, они обеспечивают планирование инфраструктуры непосредственно в пространстве. Что из этого станет приоритетным в каждый отрезок времени – это как раз задача комплексного развития, которая является инструментом генерального плана.

По мнениям участников круглого стола, сегодня ощущается недостаток методологической базы в теме стратегического пространственного планирования. В стратегии должны быть определены приоритеты, зоны территорий, в соответствии с этим возможности обеспечения экономического потенциала, например за счет туристических комплексов, производственных площадок, хорошо сохраненных культурных центров, ориентиры на формирование недвижимости и др. Это может быть баланс всех приоритетов. Иными словами, в пространственном планировании должен быть ориентир на качественную городскую среду, но стоит понимать, что только благоустройством этого не достичь, нужны многие другие компоненты, которые тоже определяются посредством документов территориального планирования.

В рамках международного сотрудничества при стратегическом планировании специалисты обсудили программы приграничного сотрудничества с участием России и Финляндии, которые должны стартовать в конце 2016 года, актуальную повестку и вопросы повышения эффективности совместной работы в новом программном периоде в ходе круглого стола «Результаты реализации ППС Россия – ЕС «Юго-Восточная Финляндия – Россия», «Карелия», «Коларктик 2007–2013 и перспективы нового программного периода 2014–2020».

Проект актуализированной Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года и обновленная Стратегия ЕС для региона Балтийского моря были представлены на секции «Инструменты взаимодействия Россия – ЕС в регионе Балтийского моря».

Пятерка лидеров конкурентоспособности

Специально для юбилейного форума консорциум AVGroup – Леонтьевский центр подготовил рейтинг конкурентоспособности регионов (AVRCI). Первое место в рейтинге и главный индекс получила Москва (5,00), второе место – Краснодарский край (4,11), затем Московская область (4,01), Республика Татарстан (3,87) и Санкт-Петербург (3,71).

Как пояснили авторы проекта, на этапах формирования рейтинга были исследованы все субъекты Российской Федерации, и каждому присвоен определенный индекс. В подготовке рейтинга использовались статистические данные (индикаторы) и публичные авторитетные рейтинги и оценки. Каждый индикатор оценивался по пятибалльной шкале, где 5 – максимум, достигнутый одним из регионов, 0 – минимум. Все факторы при группировке взвешивались экспертами по уровню влияния на ключевой показатель верхнего уровня.

Лидерами улучшения в рейтинге с прошлого года стали Краснодарский край, Липецкая область, Калининградская область, Чеченская Республика и Ставропольский край соответственно. Ключевыми параметрами улучшения этих регионов стали: рынки, человеческий капитал, инвестиции, инновации, реальный капитал, институты и природные ресурсы.

На форуме стратегов отметил свой пятилетний юбилей «Зеленый день» – эта тематическая линия традиционно фокусируется на лучших международных и российских практиках разработки, согласования и управления реализацией стратегических планов с учетом современных тенденций глобализации и экологизации экономики. «Зеленый день» был обозначен мероприятиями «Стратегии устойчивого развития и перехода к зеленой экономике: лучшие практики и инструменты государственного регулирования», «Стратегии развития экомобильности и устойчивых транспортных систем городов и регионов России» и «Инновационные платформы и кластеры чистых технологий: результаты и перспективы международного сотрудничества». По словам инициаторов мероприятий, тема развития городской среды постепенно входит в федеральную повестку дня: в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ создана рабочая группа по формированию комфортной городской среды. Федеральное агентство по туризму РФ на протяжении последних шести лет активно поддерживает проекты, направленные на развитие инфраструктуры городского туризма. В этой связи чрезвычайно важно разработать практические рекомендации для органов власти по реализации проектов развития городской среды, а также предложения по изменению федеральной институциональной среды, которые необходимы для успешной реализации подобных проектов и их продвижения.

Кстати, «Зеленый день» продолжил свою работу на Молодежной площадке в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Лидеры молодежных движений и организаций из Санкт-Петербурга, регионов России и зарубежных государств обсудили проблемы согласованности экономических, социальных и экологических аспектов в стратегиях развития, а также определи роль молодежи в социальном, экономическом и культурном развитии городов и регионов России: международный опыт молодежного сотрудничества и проектной деятельности, диалог «зеленая мобильность – зеленая активность – зеленая энергетика», молодежные инициативы ШОС, «зеленые» инициативы Молодежных правительств РФ, роль молодежи в социальном, экономическом и культурном развитии городов и регионов России – все это стало темами площадки.

Юбилейный общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России: диалог в поисках согласованности» собрал на своих площадках более 1130 участников из 17 стран, 50 регионов и 90 городов. Специалисты посетили три пленарных заседания и 36 акций, включая круглые столы, экспертные панели и семинары, на которых выступили порядка 250 докладчиков, модераторов и участников дискуссий. В международной программе форума приняли участие более 20 иностранных экспертов, представителей национальных, европейских и международных организаций из Греции, Великобритании, Италии, Норвегии, Эстонии, Финляндии и других стран.

 

Ирина КРИВОШАПКА