Старые проблемы – новые возможности

874

 

 

 

Старые проблемы – новые возможности

Существующие риски в экономике одновременно означают серьезный потенциал для развития рынка консалтинга

В конце октября в Москве состоялся традиционный, одиннадцатый форум «Большой Консалтинг-2013», организованный Партнерством Саморегулируемой межрегиональной ассоциации оценщиков (СМАО). Мероприятие проводилось при участии департамента внешнеэкономических и международных связей правительства Москвы.

«Большой Консалтинг» – это форум, который традиционно проходит в Москве и Санкт-Петербурге. На дискуссионной площадке собираются консультанты из разных областей – аудиторы, налоговые консультанты, оценщики, брокеры. Это возможность для взаимного обмена мнениями, в котором участвуют все больше специалистов из разных регионов.

Для развития российской экономики, особенно в условиях сегодняшней повышенной нестабильности, очень важно, чтобы консультанты оказывали действительно профессиональные услуги, – подчеркнула во вступительном слове Марина ФЕДОТОВА, проректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, президент Партнерства СМАО.

Для форума «Большой Консалтинг» стало традицией обозначать текущие задачи и проблемы на пленарном заседании с тем, чтобы затем подробно обсудить их в секционных дискуссиях, – отметила Юлия УСОВА, генеральный директор Партнерства СМАО.

На пути к информационному обществу

В наше время важно не только обладать актуальной информацией, но и уметь ее эффективно использовать, обрабатывать и представлять. Этой задаче консалтинга и его важной роли при формировании информационного общества России был посвящен доклад Аркадия Трачука, генерального директора ФГУП «Гознак».

Аркадий Трачук напомнил, что процесс создания в нашей стране информационного общества начался в 2002 году и продолжается до сих пор. Целью стратегии создания информационного общества является повышение уровня жизни на основе использования компьютерной техники и информационных технологий.

В качестве критериев успешной реализации стратегии за более чем десять лет был сформулирован ряд целевых показателей, но фактически с 2002 года реально достигнут только один из них – доступность информационной среды для людей. На сегодняшний день более 59 процентов активного населения используют вычислительную технику в своей ежедневной деятельности, имеют доступ в интернет (чаще всего, широкополосный). Во всем остальном, к сожалению, не удалось достичь значительного прогресса.

Несмотря на то что задачи по формированию информационного общества сформулированы, целостности системы работы в этом направлении по-прежнему не существует – именно в этом, по мнению Аркадия Трачука, главная проблема. А между тем в период с 2002 по 2010 год в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» и за три года действия Государственной программы «Информационное общество» на решение этих задач государство потратило несколько сотен миллиардов рублей. Сегодня очевидно, что средства эти были потрачены неэффективно. Произошло это во многом из-за недостаточного участия в процессе экспертов в области информационных технологий. Такими экспертами, по мнению Аркадия Трачука, могли бы выступить профессиональные консультанты, специализирующиеся в IT-секторе. Их участие в процессе планирования и реализации программы «Информационное общество» могло бы сыграть заметную роль в эффективном расходовании выделяемых государством средств. Тогда и результат будет другим.

В рамках программы построения информационного общества решалось несколько больших блоков задач, в том числе – перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид. По-прежнему актуальной является задача построения электронного правительства.

Очень важен вопрос обеспечения безопасности данных. Риски, которые влекут за собой большие потоки информации, по-прежнему нуждаются в исследовании и учете при проектировании и построении информационного общества.

Наряду с очевидными задачами, связанными с обеспечением деятельности бизнеса (как в реальном, так и, особенно, в финансовом секторе), предоставлением государственных услуг гражданам, не менее важным является внедрение информационных технологий в сферу науки и культуры, в частности реализация технологических решений по сохранению и расширению доступа к информации, которой располагают музеи, архивы, библиотеки.

В работе по всем этим направлениям есть области, требующие экспертного участия. Здесь существуют самые разнообразные точки применения для консалтинговых компаний, начиная с IT- консалтинга (ключевого игрока на этом рынке) до участия консультантов в сферах проектного управления, финансового и управленческого консалтинга в разных его проявлениях.

Показательна статистика участия государственных организаций в формировании рынка IT-консалтинга. За 2012 год оборот компаний, позиционирующих себя как IT-консультанты, составил около 60 млрд рублей, из которых 40 млрд рублей приходится на госконтракты. Из этих 40 миллиардов более 80 процентов составляет стоимость оборудования и зарубежного программного обеспечения. При этом консультирование все же пользуется спросом. На федеральном уровне заказчиками крупных консалтинговых компаний являются отдельные министерства и ведомства.

Из-за отсутствия единой концепции государственные организации и ведомства при реализации задач по формированию информационного общества руководствовались, как правило, своими собственными соображениями о том, в каком формате и с каким подходом реализовывать тот или иной проект. Результатом такой разобщенности стали сложности взаимодействия созданных систем друг с другом. Сложности возникают, например, из-за использования разных протоколов хранения данных, систем их обработки и целого ряда других вопросов, усложняющих поиск технических решений для взаимной интеграции таких систем. Однако самой главной проблемой Аркадий Трачук считает отсутствие доверия между заказчиками, поставщиками оборудования и консультантами по различным направлениям.

Для того чтобы улучшить взаимодействие между федеральными органами власти, государством в целом и консалтинговыми компаниями, в рамках Открытого правительства и в рамках Большого правительства сформировалось несколько рабочих групп (в частности, Комиссия по информационным технологиям при председателе правительства Российской Федерации). Однако, по мнению Аркадия Трачука, к сожалению, многие проблемы возникают из-за того, что Минкомсвязи до сих пор не в полной мере справилось с формулированием ключевой идеи и определением основного направления развития информационной системы.

По мнению автора доклада, одна из важнейших задач, решение которой могут взять на себя консультанты, – предложение органам власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях набора услуг, который позволил бы сформировать модель построения информационного общества для конкретной территории. После чего, уже на базе этой целевой модели, следует пытаться предпринимать последующие технические действия.

Ключевая задача и для заказчиков, и для консультантов – обеспечить совместными усилиями единый интегрированный подход ко всем вопросам, связанным с информатизацией общества. Консультантам, в частности, необходимо предложить заказчикам подход, объясняющий, что без решения интеграционных задач, позволяющих улучшить внутренние процессы и сформулировать целевую функцию информатизации, все усилия по формированию информационного общества в России могут вылиться лишь в неэффективное расходование денежных средств. К сожалению, сегодня так чаще всего и происходит.

Риски и угрозы экономики – взгляд эксперта

Яков МИРКИН, председатель совета директоров ИК «Еврофинансы», заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН, поделился своим мнением о финансово-экономической конъюнктуре на международном финансово-экономическом рынке в перспективе до 2020 года. Он проанализировал актуальное состояние мировой экономики с учетом длинных циклов и с учетом этой цикличности спрогнозировал будущий экономический рост на ближайшие годы.

Эти 30–35-летние циклы существовали на протяжении всего ХХ столетия. Прошедшее десятилетие принято считать завершением очередного длинного цикла, следовательно, нас ждут 10–15 лет экономического подъема – это касается, прежде всего, группы развитых стран. Для России это очень благоприятная ситуация – это та волна спроса, которая выносит наверх на подъем нашу экономику, подчеркнул докладчик.

«Тем не менее мы, к сожалению, имеем экономику обмена сырья на бусы. Это сырьевая экономика, где экспорт машин и оборудования занимает всего лишь 4 процента. Есть очень большие риски в том, что она очень концентрирована на Евросоюзе, и то замедление, которое наблюдается в течение последнего года, во многом было связано с рецессией в ЕС, поскольку доля российского экспорта-импорта в Европу составляет около 50 процентов», – считает Яков Миркин.

Еще один риск экономики «сырья на бусы» – физическое сокращение экспорта, более долговременное, нежели текущая конъюнктура. Это связано с тем, что в результате сланцевой революции США к 2020 году могут превратиться в крупного экспортера энергоресурсов. Одновременно с этим наблюдается постоянное повышение энергоэффективности европейской экономики и относительное снижение ее потребности в энергоресурсах, и это еще очень важная тенденция диверсификации источников сырья в Европе.

Отсюда риски – с одной стороны, прогнозируемый длинный экономический подъем; с другой стороны, несмотря на рост потребности в сырье, существует возможность физического вытеснения с рынков. Мы видим в последние годы физическое сокращение экспорта на примере сырой нефти.

Есть еще один достаточно быстрый риск – это падение цен на сырье, связанное с тем, что цены на нефть, металлы, газ, удобрения во многом складываются не в результате фундаментальных факторов (спроса и предложения в производстве), а во многом являются финансовыми ценами, особенно это касается нефти.

Эти два финансовых актива – доллар и цена на нефть – тесно взаимосвязаны. При ослаблении доллара происходит рост цены на сырье. И напротив, укрепление доллара оказывает сильное понижательное давление цен на сырье – нефть, металл и др.

Еще один фактор, который нужно учитывать при прогнозировании на ближайшие несколько лет, – это риски глобальных финансов, частью которых мы являемся. К 2008 году финансовые рынки мира подошли в сверхконцентрированном состоянии. 70 процентов активов – это клуб развитых стран, 33 процента приходится на США. Доллар составляет 60–65 процентов финансового оборота в мире, евро – 20–25 процентов.

Кроме того, в мире сложилась система концентрированного регулирования – к моменту кризиса средства стабилизации были полностью сосредоточены в МВФ. Это также очень неустойчивый механизм, поскольку к 2008 году глобальные финансы подошли в состоянии так называемой финансиализации – резкого роста насыщенности деньгами и другими финансовыми инструментами экономического оборота.

С другой стороны, было очевидно, что с начала 70-х годов возрастает волатильность глобальных финансов. Возникает опасное сочетание сверхконцентрации в глобальной финансовой архитектуре, с одной стороны, и так называемая финансиализация и наращивание этой разбалансированности, с другой.

Несмотря на удар по финансовым активам, который был совершен в 2008–2009 годах, рынки довольно быстро восстановились. В настоящее время рынки центра глобальных финансов – Великобритании и США – вернулись к прежним показателям, а в Британии даже перекрыли кризисное значение. Эти рынки давно находятся в «горячем» состоянии – в течение полугода-года возможна очень сильная и жесткая коррекция вниз, которая может произойти при любой человеческой ошибке. Это означает, что в эту неустойчивую конструкцию глобальных финансов встроен очень высокий риск.

И один из таких рисков человеческих ошибок был пройден недавно, когда в случае принятия неправильного решения о потолке госдолга США и об открытии бюджетного финансирования на следующий день мир мог оказаться в состоянии нового глобального и финансового кризиса. С сентября 2008 года таких точек было пройдено шесть или семь, из них как минимум две точки в США – два бюджетных кризиса, остальные точки в Европе. Это означает сверхчувствительность в каждой временной точке. Она предполагает очень высокую зависимость от того, кто принимает за нас решения, после которых у нас могут начаться крупные неприятности, подчеркнул эксперт.

Нас защитит подушка безопасности?

Россия переживала много разных событий, кризисов и дефолтов, но из каждого кризиса мы выходили обновленными. По крайней мере, те, кто имел представление, как понимать и как прогнозировать кризисы, как минимизировать свои риски и строить дальнейшие планы выхода после кризиса. Александр МУРЫЧЕВ, исполнительный вице-президент РСПП, в своем докладе рассказал, как РСПП видит текущую ситуацию в экономике и на финансовом рынке: «Позиция РСПП несколько отличается от правительственных оценок. Мы всегда говорили, что прогноз нужно строить не такой оптимистичный, как было все эти предшествующие периоды. Мы знаем, что Минэкономики понизило прогноз темпов роста ВВП до 1,8 процента по итогам 2013 года. Ситуация показывает, что события развиваются по достаточно негативному сценарию, и ежемесячные замеры РСПП говорят о том, что деловой индекс находится в зоне негативного тренда. Поэтому ситуация в этом смысле достаточно тревожная. Но в последнее время мы стали более активно сотрудничать с властью, власть стала к нам прислушиваться».

Россия в последние годы столкнулась с общемировыми проблемами. Это события на глобальных рынках, связанные с тем, что наша экономика уже достаточно интегрирована в мировое пространство и мы не можем не ощущать последствий, прежде всего, европейских событий. Сейчас Европа начала предпринимать усилия и включать все возможные инструменты для обеспечения долгосрочного роста своей экономики в целом. Тем не менее огромные долги Евросоюза остаются на балансах банков, реальной экономики и правительств, и все это может отразиться и на российской экономике. Кроме того, у нас существуют собственные проблемы. Нет уверенности в завтрашнем дне с точки зрения ведения бизнеса. Нет достаточной прогнозируемости, отток капитала очевиден, количество предпринимателей в стране сокращается.

«Но, несмотря на общую картину, в нащей стране сейчас есть такие значимые ресурсы, каких мы не имели никогда. Это серьезнейшая подушка безопасности в условиях нарастающего кризиса», – заключил исполнительный вице-президент РСПП.

Длинный цикл обещает экономический рост

Уже более десяти лет глобальные финансы находятся в состоянии денежных облегчений, когда экономика хорошо работает потому, что к ней подается дешевая ликвидность. Финансовые рынки болезненно реагируют на любые сведения о том, что Федеральная резервная система может прекратить или сократить практику денежных облегчений, – немедленно начинается падение даже на слухах. По мнению экспертов, пора прекращать финансовое накачивание и переходить к нормальному функционированию экономики. Очень многое зависит от того, насколько правильно ФРС и Европейский центробанк смогут выйти из этого мягкого денежного режима – и здесь тоже существует риск человеческих ошибок.

На эту проблему накладывается попытка справиться с волатильностью путем ужесточения регулирования. Возникает жесткое ограничение – выход из режима денежного облегчения. Если выход не удастся провести мягко, возникает возможное ударное воздействие, которое может вызвать системный шок.

Говоря о состоянии российской финансовой системы, Яков Миркин отметил, что по насыщенности деньгами Россия занимает 60–70-е место в мире. Монетизация российской экономики составляет чуть больше 50 процентов ВВП, китайской – около 200 процентов ВВП, а индустриальных экономик – 80–120 процентов ВВП. Докладчик сравнивает российскую финансовую систему с мелкой машинкой, которая существует на одной дороге с крупными траками, определяющими ее движение и в любой момент, при большом желании, способными выбросить ее: «Это разные финансовые машины и разные способности приводить инвестиции в финансовый сектор».

«Мы создали уникальную офшорную экономику, где примерно 70–80 процентов инвестиций идет через офшоры. Существует драматический разрыв между номинальным и реальным эффективным курсом рубля. Это является жестоким барьером для российского экспорта – прежде всего, высокотехнологичного, а не сырьевого. Мы себе потихоньку создаем ловушку в бюджете. Мы очень чувствительны и неустойчивы с точки зрения модели экономики. Очень неустойчива сама финансовая конструкция. Это сочетание мелкой финансовой системы, модели экономики «сырье на бусы» и при этом непроизводительные мега-расходы в бюджете. Если новый внешний финансовый шок будет продолжительным – в отличие от 1998 и 2008 годов, когда упавшие цены на сырье быстро восстанавливались и вытаскивали Россию из кризисов, – это может поставить нашу страну в крайне неприятное положение», – убежден господин Миркин.

Эксперты не берутся сейчас прогнозировать конечный вектор, поскольку в настоящее время несколько сил находится в конкуренции друг к другу. С одной стороны, если возобновится экономический рост на длинном подъеме, то он съест все риски и вся волатильность будет покрыта приростом экономической активности так же, как скачок вверх цен на сырье покрыл в прошлое десятилетие все проблемы российской экономики и дал нам существовать более-менее устойчиво. Либо возобладают негативные факторы – например, физическое вытеснение России с сырьевых рынков.

Удастся ли тогда предотвратить дальнейшее нарастание по амплитуде глобальных финансов и сбить его усилением регулированности и осторожным переходом к более жесткой денежной политике? И не случится ли длительное укрепление доллара США, которое во всем мире, на всех биржах при цветущей картине всей прочей экономики создаст серьезные неприятности внутри России? Однозначных ответов на эти вопросы пока нет. «Мы сейчас в полной власти внешних сил, а нам нужно обладать собственной способностью сопротивляться внешним шокам и отстаивать свое движение на дороге, полной крупных финансово-экономических траков», – убежден Яков Миркин.

Существующие риски в экономике одновременно означают серьезный потенциал для развития рынка консалтинга. Состоявшийся форум «Большой Консалтинг-2013» вновь показал, что в период экономической и финансовой нестабильности возрастает роль своевременного прогнозирования ситуации на российском рынке и мировом пространстве. Это позволит специалистам в области консалтинга вырабатывать такие консультационные механизмы, которые позволят руководителям российских предприятий, банков, сотрудникам министерств и ведомств принимать правильные решения.

Этот год был урожайным на события разного рода – как позитивные, так и те, которые заставляют о многом задуматься. В трудностях и проблемах часто кроются благоприятные возможности. Организаторы «Большого Консалтинга-2013» выразили надежду, что те вопросы, которые стали предметами дискуссии, откроют новые благоприятные возможности для всех участников форума.


 

Яна ЛИСИЦЫНА