Предпринимательство и его оптимальный вариант развития

854

Формирование и преобразование экономической деятельности происходит в соответствии с определенными закономерностями, чередованием стадий и следствиями развития, с учетом последовательности и повторяемости самих мотивов развития. Очевидно, в закономерностях развития заложен эволюционный принцип, посредством которого обеспечивается поступательное движение от простых форм к усложненным, характеризующимся многоуровневостью и многогранностью связей.

Качественно определенную, внутренне противоречивую систему связей представляет и современное предпринимательство, где каждый элемент рассматривается как часть единого целого, как своеобразная подсистема, функции и поведение которой зависят от свойств не только данного элемента, но и предпринимательской системы в целом.

Феномен предпринимательства заключается в том, что оно призвано сформировать сложную структуру связей и отношений, превосходящую по тонкости алгоритмов управления первоначальную основу развития, на принципиально новой методологической основе, выявить те мотивационные конструкции управления, которые явятся фундаментом для раскрытия потенциала и его резервов развития.

Поиск направлений раскрытия резервов предпринимательства, его оптимального варианта, тесным образом связан с полезностно-ценностным типом отношений, формирующим предпосылки развития новой экономики [6, с. 186]. Выбор оптимальных стратегий предпринимательской деятельности должен заключаться в определении сценария развития хозяйственной иерархии, сущность которого состоит в сочетании экономических свобод и поддержки государства с целью определить направленность развития на основе полезностной составляющей. Эффективность модели развития предпринимательства зависит прежде всего от разработки и применения вероятностных моделей управления, предназначенных для определения стратегических приоритетов предпринимательской деятельности и экономической целесообразности.

Существующая модель предпринимательства носит разбалансированный характер: его основные элементы – научно-техническая сфера, инновационная инфраструктура – существуют изолированно, отсутствует и координация между ними, что отражает показатель уровня ВВП за счет инноваций. Он составил 0,9 % в 2010 году, а по прогнозу на 2015 год достигнет 3,0–4,0 % [1]. Согласно данным Центра статистики науки, который ежегодно проводит исследования инновационной активности малых и средних производств, доля инновационно-активных предприятий незначительна и колеблется в пределах 7–8 % от их общего объема.

Современное предпринимательство характеризуется снижением темпов роста в сфере материального производства, при этом возникают крупные конгломераты предпринимательских структур в сырьевом секторе экономики. Намечается снижение роста затрат и развития предпринимательской деятельности в системообразующих отраслях (см. таблицу). Структура затрат по отраслям имеет ярко выраженную ресурсно-сырьевую направленность.

Данный факт подтверждает анализ развития предпринимательства по видам деятельности. На долю торговли и бытовых услуг приходится больше затрат, чем на такие секторы экономики, как транспорт, сельское хозяйство, обрабатывающие производства и т. д. (рис. 1), об этом свидетельствует также изменение численности предпринимательских структур и численности занятых работников, которое в целом по РФ показывает устойчивый структурный сдвиг в сферу нематериального производства.

Рис. 1. Общее число малых предприятий (а) и численность их работников (б) по видам экономической деятельности, 2009 год, % [3]:

Таким образом, становится абсолютно востребованным поиск новых методологических подходов к предпринимательской деятельности и повышению ее эффективности с точки зрения ценностно-трудовых и полезностных форм экономического развития. Именно это позволяет раскрыть феномен предпринимательства и возможности новых форм саморегуляции экономики в быстро меняющейся рыночной среде.

Бытующее до сих пор представление о предпринимательстве как о системе наращивания прибыли кажется нам слишком упрощенным и примитивным. На самом деле предпринимательство в целом, не говоря уже о крупных объединениях в виде концернов и т. д., есть организованные системы, где наибольшее значение имеет не норма прибыли, а уровень развития экономических взаимосвязей, которые в конечном итоге обеспечивают не только рост дохода, но и жизнеспособность и эффективность предпринимательской деятельности.

Однако оптимальный вариант развития предпринимательства предполагает органическое единство государственного регулирования и экономической свободы. Трансформационные условия создают особые трудности на пути формирования таких приоритетов развития предпринимательства, а потому необходим поиск целенаправленных воздействий со стороны государства, которые бы отслеживали уровни происходящих трансформационных изменений предпринимательской деятельности. В условиях трансформационной экономики эффективность предпринимательства напрямую зависит от того, насколько учтены цели, средства и т. д. Научное обоснование этого положения состоит в том, что в современных условиях механизм структурных преобразований раскрывается главным образом через призму целевых стоимостных интересов, а полезностная составляющая не учитывается.

Трансформация – это не просто самораскрытие системы, актуализация заложенных в ней потенций, изменение состояний, форм функционирования. Благодаря трансформации система выходит на иной уровень функционирования, прежде недоступный и невозможный для нее, меняя при этом свою организацию. Трансформация представляет собой объективно-субъективный процесс, с одной стороны, происходящий в соответствии с объективными законами, а с другой – инициируемый и регулируемый субъектами с целью ускорить его и придать ему определенную направленность. Трансформационные процессы активно оказывают влияние на деятельность предпринимательских образований, характер которых подвержен рыночным и нерыночным механизмам воздействия как денежно-ценового характера, так и потребительно-ценностного.

Принцип оптимального развития предпринимательства – это не только технико-экономический принцип наилучшего распределения ресурсов и организации технологических процессов, но и принцип достижения такой формы организации системы отношений, которая обеспечивала бы полное и свободное развитие интегрированных предпринимательских интересов. Теория оптимального функционирования предполагает такие методы управления, с помощью которых стала бы возможной реализация всего имеющегося потенциала и саморегулирования предпринимательства.

Под экономическим саморегулированием («самонастройкой») мы понимаем способность объектов нижних уровней экономической иерархии, например предприятий, объединений, акционерных обществ и т. п., осуществлять управление своими экономическими функциями самостоятельно, в рамках общих управляющих параметров (инструкций, распоряжений, законов, юридических норм), задаваемых из единого центра на целевой стадии управления. Разумеется, эта самостоятельность имеет не абсолютный, а ограниченный характер. Масштабы и направленность процессов саморегулирования определяются управляющими органами путем изменения условий хозяйствования, которые складываются и совершенствуются в зависимости от объективных возможностей общества, степени развития его производительных сил и уровня познания действия его экономических законов. Условия хозяйствования, будучи объективным выражением высших общественных интересов и целей, предопределяют субъективное поведение объектов нижних уровней экономической иерархии. Тем самым степень соответствия субъективного поведения, допустим, предприятия субъективным потребностям общества зависит от того, насколько полно и точно условия хозяйствования отвечают общественной необходимости.

На наш взгляд, к числу ключевых проблем как на целевой стадии управления, так и на стадии реализации общих управляющих параметров на макро- и микроуровнях в масштабах страны и в отдельном регионе относятся следующие:

• построение единой системы соизмерения затрат и результатов, критериев оценки общественно допустимого расхода производственных ресурсов на единицу конечного хозяйственного результата, т. е. организация сквозного измерения эффективности общественного производства;

• построение непротиворечивой, целенаправленной системы согласования интересов различных элементов хозяйственной системы, обеспечивающей возможность интерпретировать национальные интересы в рамках системы последовательно соподчиненных локальных целей и критериев (показателей) и, наоборот, при формировании критерия учитывать динамику изменения интересов предприятий (объединений), отраслей, регионов и первичных трудовых коллективов;

• обеспечение бесперебойности работы всех звеньев экономики в условиях дискретности управляющих сигналов и непрерывности процесса функционирования путем организации адаптационных механизмов, определяющих рамки оперативной самостоятельности хозяйственных объектов, в рамках системы управления.

В условиях трансформационной экономики, при неопределенности рыночной среды оптимальный вариант предпринимательства может быть реализован посредством сочетания экономической свободы и государственной поддержки, это дает возможность повышать эффективность накопленного ресурсного потенциала. Основные слагаемые оптимального развития предпринимательства можно проиллюстрировать на рис. 2.

Рис. 2. Элементы развития предпринимательской деятельности в оптимальном варианте

Данный рисунок показывает, что уровень эффективности предпринимательства зависит от таких элементов развития, как система управления, балансовая увязка интересов на отраслевом, межотраслевом и первичном трудовом уровнях, трансформации собственности с учетом потенциальных интересов государства и бизнеса, а также изменения целевой функции развития от непосредственно стоимостной к полезностно-ценностной. Именно это формирует систему управления в оптимальном режиме ограниченных ресурсных возможностей.

Согласно оптимальному варианту, аккумулируются ресурсные возможности и реализуется эффективная кредитная система по критериям конкурентоспособности и полезности. Разработка и внедрение системы управления эффективностью предпринимательской деятельности предполагает:

• выделение трех уровней обеспечения конкурентоспособности: оперативного, тактического и стратегического, в зависимости от горизонта планирования и управления;

• формирование единичных и комплексных оценочных показателей конкурентоспособности для каждого уровня управления: комплексным показателем конкурентоспособности предприятия на оперативном уровне может выступать конкурентоспособность продукции (работ или услуг); на тактическом уровне – система комплексных показателей финансово-экономического положения; на стратегическом уровне – система показателей характеристик инвестиционной привлекательности предприятия;

• разработка правил расчета и интерпретации результатов оценки конкурентоспособности;

• определение состава задач по управлению конкурентоспособностью предприятия для каждого уровня и соответствующих бизнес-процессов (поддержание соответствующих комплексных, частных и единичных показателей конкурентоспособности в рамках допустимых значений);

• формирование функциональной структуры системы управления конкурентоспособностью предприятия;

• разработка организационных регламентов функционирования системы управления конкурентоспособностью;

• создание адекватной информационной базы для поддержки принятия решений по управлению конкурентоспособностью предприятия.

Построение эффективной модели управления развитием предпринимательства выражается прежде всего в разработке и применении вариационных принципов и методов, определяющих процедуру выбора экстремальных распределений случайных величин, содержащих не более того количества информации, которым располагает данная предпринимательская структура.

Весьма трудной задачей является оценка ценностных показателей, которые имеют неопределенное количественное выражение и потому с трудом поддаются статистическому обследованию.

Сложность постановки и решения задач построения наилучших оценок для данной схемы при ограниченном объеме статистического материала обусловлена тем обстоятельством, что искомое решение часто во многом зависит от конкретного типа распределения, объема выборки и не может быть объектом достаточно общей математической теории. Очевидно, что теория малых выборок из нормального распределения будет отличаться от теории малых выборок из равномерного распределения и т. д. Сама необходимость разработки расчетно-экспериментальных методов оценки экономических показателей и характеристик возникает в силу весьма важных задач.

Основной задачей является разработка методов, позволяющих извлекать насколько возможно полную информацию из ограниченного объема принимаемых решений. С этой целью мы предлагаем рассмотреть энтропийные метрики, характеризующие степень близости выборки генеральной совокупности показателей, отражающих степень влияния неопределенности.

Чаще всего в качестве меры неопределенности изменений среды с конечным множеством состояний А1, А2,… Аn с соответствующими вероятностями p1, p2, … pn используется энтропия Шеннона:

Энтропия является мерой неопределенности и обладает рядом свойств, удовлетворяющих весьма общим описаниям количественных характеристик и критериальным распределением случайных его величин.

Неопределенность принятия управленческих решений не допускает введения конечной абсолютной меры. В качестве относительного показателя количественной меры необходимо использовать дифференциальную энтропию:

где f (x) – плотность распределения случайной величины х.

Если функция распределения F(x,Θ) описывает генеральную совокупность случайных величин X и зависит от конечного числа параметров Θ, то, по определению, теоретическая мера относительной неопределенности распределения вероятностей находится следующим образом:

Введенные энтропийные метрики позволяют связать их с показателями, характеризующими достоверность принимаемого решения в теории статистических решений (ошибками первого рода α и ошибками второго рода β) и числом наблюдений (объемом выборки).

Таким образом, используя законы распределения, можно определить их математическое ожидание, квантильную функцию и другие статистические характеристики, позволяющие оценить влияние факторов на достоверность принимаемого решения, выбрать то, которое сопряжено с меньшим риском. При этом не только действия предпринимателя становятся более продуманными и усиливается доказательный аспект в вырабатываемом решении, но и достигается большая экономия времени на обоснование решений по сравнению с традиционными методами управления рисками.

Основой эффективного регулирования предпринимательства выступает его рентная природа, так как обеспечение устойчивого развития требует нахождения регулятивных механизмов интенсификации, сущность которого сводится к активизации накопленного потенциала, что обеспечивает дополнительные возможности сохранить его органическую целостность.

Во-первых, рентный механизм характеризуется большим числом достаточно сложных структурных взаимодействий всего ресурсного потенциала. Размер рентных платежей зависит от оценки стоимости производственного потенциала и стоимости производимой продукции. Эти два взаимосвязанных оценочных критерия характеризуют уровень интенсификации производства по величине используемого капитала и полученной дополнительной стоимости (полезности).

Во-вторых, иерархичность строения и сильная взаимосвязь структурных элементов на каждом уровне технологической производственной деятельности будут отражать баланс взаимных интересов, который выстраивается как по горизонтали, так и по вертикали на основе заключаемых контрактных договоров.

В-третьих, эффективность предпринимательства будет зависеть от величины и размера производимых благ и услуг, тесно взаимосвязанных с функционально задаваемыми формами саморегуляции, в основе которой изъятие части дохода выступает дополнительным источником для финансирования всего производственного образования. Таким образом, предпринимательство характеризуется определенным разнообразием функциональной соподчиненности, что приводит, как показано в специальных исследованиях, как к повышению устойчивости систем отдельных структурных подразделений, так и целостности всего образования. При этом важно многообразие функций отдельных частей, ибо это придает им возможность самостоятельно решать многие жизненно важные вопросы без согласования.

В-четвертых, необходимо наличие единой общей цели развития, ибо цель как наиболее важный структурный элемент системы предпринимательства определяет общее направление саморазвития и саморегулирования в относительно устойчивом варианте, несмотря на различие отдельных целей и интересов, органически присущих отдельным предпринимательским структурам (предприятиям, фирмам, лабораториям и т. п.). Единая цель – самый главный конституирующий признак эффективного предпринимательства, придающий социальную ориентацию системе в целом.

В-пятых, необходимо наличие множества прямых и обратных связей, пронизывающих предпринимательскую систему сверху донизу и не допускающих ее разбиения на полностью независимые или слабо зависимые звенья. В противном случае неизбежна автаркия отдельных бизнес-структур, что способно «растащить» интегрированное предпринимательство на замкнутые образования, а это принципиально недопустимо в условиях рыночной конкуренции и интеграции в мировое экономическое пространство. Свободный рынок связывает отдельные предпринимательские звенья в единую систему, но он не способен придать целостность развитию экономической структуры. Это можно сделать только с помощью мер государственного воздействия на федеральном уровне, ибо единый хозяйственный центр призван не только контролировать поведение отдельных предпринимательских структур, но и обеспечивать их взаимодействие посредством не мелочной опеки и произвольных заданий-команд, а посредством макроэкономического регулирования с помощью определенных параметров и правовых актов как своего рода сигналов управления, правил игры, которым должны подчиняться отдельные предпринимательские структуры и бизнес в целом.

В-шестых, необходимо введение некоторой оценочной функции, отражающей минимизацию взаимодействия с внешней средой. Как показано в специальных исследованиях, выявление целевого соотношения внутри системы, то есть точное описание ее внутренней цели, составляет необходимый элемент системного подхода. При этом необходимо стремиться к более или менее точному количественному описанию этой цели, к введению определенной оптимизируемой функции и ясной формулировке ограничивающих условий, которыми связаны переменные, входящие в состав целевой функции. Тем самым принцип эффективности становится важным элементом системного подхода, ибо если ограничиваться только качественным описанием цели, то нельзя дать четкого представления о характере функциональных соотношений внутри предпринимательской системы. Объективной основой применения принципа оптимальности как раз и является целесообразный характер функционирования и поведения сложных предпринимательских систем. Это ярко проявилось уже при моделировании естественного отбора, который всегда ведет к закреплению в живых организмах оптимальных для окружающих условий признаков. Как отмечает известный биолог Р. Розен, «организмы, обладающие биологической структурой, оптимальной в отношении естественного отбора, оптимальны также и в том смысле, что они минимизируют некоторую оценочную функцию, определяемую из основных характеристик окружающей среды. Это чрезвычайно важное предположение называют принципом эффективной конструкции [2, с. 19]. Принцип эффективной конструкции позволяет выработать общий критерий оценки качества регулирования и перейти от общего и абстрактного описания биологических функций к раскрытию внутренних механизмов саморегулирования. Как будет показано ниже, целевая функция эффективного предпринимательства также позволяет перейти от общего и абстрактного описания механизмов развития социально-экономических систем к пониманию их внутренней взаимосвязанности и механизмов регулирования, позволяющих дать точную количественную характеристику самих предпринимательских систем.

И наконец, в-седьмых, эффективное предпринимательство должно отличаться способностью противостоять внешним воздействиям и повышать уровень своей организации в процессе борьбы с внешними возмущениями или «сопротивлениями». Трудно переоценить это качество эффективного предпринимательства, ибо в экономике имеется множество факторов (изменение структуры потребностей, появление новых технологических способов, социальные катаклизмы, кризисы и т. п.), которые постоянно выводят предпринимательство из состояния равновесия и препятствуют процессу непрерывного динамического развития. Обеспечение эффективности достигается не автоматически, а в ходе непрерывной саморегуляции, обеспечивающей их жизнеспособность вопреки отрицательным активностям-сопротивлениям, ведущим к неустойчивости и препятствующим превращению эффективного предпринимательства в действительную органическую целостность.

Таким образом, рентный механизм выражает глубинные стороны формирования и использования накопленного потенциала, а внедрение непосредственно рентных отношений выявляет сильные и слабые стороны ключевых проблем регулирования предпринимательской деятельности в стране. Переход на данную систему позволит изымать величину приростного дохода за счет накопленного технико-технологического потенциала, не снижая стимулов хозяйственной деятельности, снижать деструктивные влияния существующих налогов на труд и капитал в системе предпринимательства, а также сделать невозможными уклонение от уплаты налогов за используемый потенциал и информации о затратах и прибылях рентополучателей.

Рентный механизм распределения и перераспределения приращенной дополнительной стоимости и полезности от результата предпринимательской деятельности должен базироваться на расчете производственного ресурсного потенциала (потребляемых и используемых ресурсов). Данный подход отличается от существующих тем, что отражает величины различных ресурсов по коэффициенту эффективности использования своего потенциала. Существующие методологические принципы современного налогообложения и исчисления ренты не учитывают стоимость потенциала и величину производимой совокупной стоимости товарного продукта, то есть издержки и рентабельность производства не взаимосвязаны с результатным показателем, а следовательно, и изъятие полученной дополнительной стоимости не является обоснованным.

Механизм расчета рентных платежей определяется размером платы за все виды ресурсов, то есть его величина зависит от размера производства и стоимости всех его видов (используемых технического и технологического капиталов, трудового капитала и масштаба территорий). Особенность подхода к исчислению платежей заключается в том, что специальные математические конструкции формируют эффективную систему стимулов как для предпринимательства, так и для государства. Данная система обеспечивает развитие отрасли, не противоречит принципам максимизации прибылей коммерческих предприятий и в то же время обеспечивает изъятие полного размера рентного дохода.

Следовательно, основными экономическими задачами предпринимательской структуры являются получение и рациональное использование максимального дохода исходя из принципа сохранения воспроизводственного процесса всего технологического цикла. Именно из дохода исчисляется норматив рентного платежа, его величина определяется в процентах от стоимости и масштаба потенциала предпринимательской структуры. Чем больше ресурсный потенциал предпринимательской структуры, тем значительнее рентный платеж. Сущность данного подхода заключается в том, что имеющиеся и используемые материальные и другие ресурсы должны приносить соответствующую прибыль, часть которой изымается у структурного подразделения в виде рентного платежа в доход корпоративному образованию. В данном случае мы рассматриваем функционирование рентного механизма на примере корпоративного образования с жестко задаваемой функциональной производственной взаимосвязью. Такой подход позволяет описать алгоритм определения рентных платежей и раскрыть механизм распределения и перераспределения приращенной дополнительной стоимости и полезности от результата совместной корпоративной деятельности.

Как уже было сказано, на первом этапе расчет рентных платежей предпринимательской структуры начинается с оценки ресурсного потенциала в стоимостном выражении. С этой целью оценивается стоимость единицы каждого ресурса, затем исчисляется совокупная стоимость промышленных зданий и сооружений (производственных фондов), стоимость земельных промышленных территорий, стоимость трудовых ресурсов в денежном выражении.

Второй этап. Исчисляется величина прибыли предпринимательской структуры в расчете на единицу ресурсного потенциала. Для этого сначала определяется плановая прибыль на единицу (например, на 1 тыс. руб.) ресурсного потенциала, затем исходя из ресурсной стоимости единицы арендованной земельно-промышленной площади и одного среднегодового работника рассчитывается плановая прибыль на единицу каждого ресурса: стоимость единицы основных производственных фондов, стоимость одного работника, стоимость квадратного метра площади. Следует отметить, что прибыль предпринимательской структуры складывается из рентных отчислений каждого трудового коллектива. Таким образом, для трудовых коллективов плановая прибыль в расчете на единицу ресурсного потенциала предпринимательской структуры оборачивается величиной рентного платежа за 1 м2 площади, за одного человека, за единицу используемых фондов.

Третий этап. Необходимо рассчитать сумму плановых платежей за весь ресурсный потенциал каждого трудового коллектива и отнести их к величине планового валового дохода предпринимательской структуры в процентах, что и будет являться нормативом рентного платежа каждого трудового коллектива за арендуемые средства производства, имеющиеся трудовые ресурсы и другие виды предусмотренных арендуемых ресурсов.

В виде математической формулы алгоритм расчета рентного платежа трудового коллектива будет выглядеть следующим образом:

где Цпт – денежная оценка единицы промышленной территории, м2; Бт – оценка промышленной территории, балл; Цб – цена одного балла промышленной территории по отрасли; – денежная оценка одного работника предпринимательской структуры; ФВо, ФВп – фондовооруженность одного работника в среднем по отрасли и по предпринимательской структуре соответственно; Цчо – денежная оценка одного работника по отрасли; РП – совокупный ресурсный потенциал предпринимательской структуры в денежном выражении; Пс – площадь промышленной территории предпринимательской структуры; Чс – численность работников предпринимательской структуры; Фс – стоимость основных и оборотных фондов предпринимательской структуры; РПпт – рентный платеж за единицу, м2, промышленной территории; РПч – рентный платеж за стоимость одного работника; РПф – рентный платеж за единицу стоимости основных и оборотных фондов; ПР – прибыль предпринимательской структуры; РПтк – сумма рентного платежа трудового коллектива предпринимательской структуры; Птк – площадь промышленной территории, переданной в аренду трудовому коллективу предпринимательской структуры; Чтк – численность работников трудового коллектива предпринимательской структуры; Фтк – стоимость фондов, переданных в аренду трудовому коллективу предпринимательской структуры; РП% – норматив рентного платежа, %; ВДтк – суммарный доход трудового коллектива предпринимательской структуры.

Сущность нормативных рентных платежей состоит в том, чтобы позволить выстроить адекватные стартовые возможности функционирующих и развивающихся структурных подразделений путем согласования интересов всех участников основного, обслуживающего и вспомогательного производств. Поскольку все коллективы заинтересованы в получении как можно большего дохода, то форма отношений при контрактно-договорной форме выстраивается в строгом соответствии с договорными обязательствами, включая обязательства по нормативным отчислениям в виде рентного платежа предпринимательской структуре, которая, в свою очередь, суммирует платежи, полученные от других трудовых коллективов, отчисляет рентный платеж государству.

Механизм системы исчисления, изъятия и распределения рентных платежей между трудовыми коллективами должен удовлетворять следующим требованиям:

• рентные платежи формируются с учетом совокупной стоимости всех видов ресурсов каждого трудового коллектива и не должны превышать уровень допустимых пропорций между стоимостью потенциала и приращенной стоимостью полученного дохода;

• размеры платежей государству зависят от эффективности использования ресурсного потенциала трудовыми коллективами;

• механизм изъятия ренты справедлив по отношению ко всем трудовым коллективам предпринимательской структуры и соответствует принятому положению о функционировании и развитии предпринимательской структуры и ее трудовых коллективов;

• система рентных платежей стимулирует трудовые коллективы к выполнению контрактно-договорных обязательств, проблема регулирования перенесена на уровень самоуправления и саморазвития отдельного предпринимательского образования;

• рентные платежи и механизм их исчисления и изъятия «вписаны» в структуры отрасли, должны дополнять и взаимодействовать с уже устоявшимися налогами и учитывать специфику работы конкретных рентных отраслей. Они должны быстро реагировать на изменяющиеся условия деятельности.

В рамках системы рентного механизма просматривается также механизм нового налогового изъятия денежных сумм результата производства с учетом платы за ресурсы и потенциальных возможностей трудовых коллективов.

Предложенный механизм расчета рентного платежа позволяет выстроить оптимальную систему экономических отношений между подразделениями по горизонтали на основе контрактно-договорной формы и по вертикали на базе договоров о поставках производимой продукции, благ и услуг. Такой подход раскрывает природу механизма распределения и перераспределения приращенной дополнительной стоимости и полезности от результата предпринимательской деятельности.