Индекс измерения стоимости замещения: инструмент для оценки рисков

875
Сергей ГОСТЕВСКИХ

В последние месяцы многие компании сталкиваются c необходимостью найти российские альтернативы зарубежному оборудованию и изыскивают средства для реализации программ достижения технологической независимости. Однако на грамотно проведенном импортозамещении можно значительно сэкономить. Этому способствует работа консалтинговых компаний, которые сегодня открывают новые возможности для себя и своих клиентов. О том, каких результатов позволяет достичь такая совместная работа, рассказал управляющий партнер Gostevskikh & Partners Сергей ГОСТЕВСКИХ на Международном Байкальском риск-форуме BRIF 2022.

 

– В направлении импортозамещения сейчас существует много хороших программ и возможностей, которые, однако, не работают сами по себе. Здесь очень важен человеческий фактор и консалтинг – как способ доносить, направлять, помогать. Сейчас действительно наступает время возможностей для локальных игроков, которые имеют высокий уровень знаний и желание работать. Раньше их возможности были ограничены, выйти на рынок было крайне сложно, конкурировать с крупными международными компаниями – проблематично. Сейчас же у консультантов появились новые возможности, а у производственных компаний – потребности. Идти «по накатанной» уже не получается, поэтому предприятия начали искать даже в таких консервативных сервисах, как оценка и управление рисками, что-то новое, интересоваться возможностями получать дополнительные сервисы и увеличивать добавочную стоимость.

Более того, небольшие отечественные компании получили дополнительный шанс – их происхождение стало преимуществом, и запрос на их услуги значительно увеличился. Потому что «большие» консультанты либо ушли с рынка, либо, как мы знаем, проходят внутреннюю трансформацию, связанную с ребрендингом, ренеймингом, с необходимостью заместить большое количество софта, перестроить множество процессов.

 

 

Поэтому даже у совсем небольших российских компаний появилась возможность начать работать со своими клиентами. Но для этого нужно делать много усилий. Нужно разрабатывать и реализовывать новые сервисы как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении, прорабатывать возможности оптимизировать смежные процессы и информационные технологии. И даже в самых консервативных направлениях находить применение ИТ.

Что мы для этого сделали.

Мир динамичный, и иметь возможность управлять данными – это большая ценность. Мы разработали, написали на Python парсер (программа, которая анализирует данные с заданных веб-ресурсов и выдает в нужном формате), который собирает на различных источниках в России и за рубежом индексы стоимости различных статей затрат (CMR, российское и импортное оборудование, недвижимость и так далее). Изучили профили затрат разных компаний на количество оборудования импортного и отечественного производства. И разработали комплексный индекс измерения стоимости замещения, который можно применять к базовым данным. Стоимость импортозамещения можно использовать для различных задач, в частности для программы страхования имущества. Один из последних наших проектов – выполнение для компании «Сибур» расчета индекса ремонтных затрат, который считается также на базе индекса замещения.

Второе направление касается непосредственно стоимости оборудования. Мы выполняли большое количество оценок для страхования, а здесь важна вероятность реализации риска. В числе наших заказчиков – компании с зарубежным капиталом или использующие зарубежные технологии и имеющие большую долю импортного оборудования.

 

 

Один из примеров – компания «Зарубежнефть – добыча Харьяга», оператор Харьягинского месторождения. (Речь идет о продаже французской компанией TotalEnergies государственной «Зарубежнефти» 20-процентной доли в Харьягинском месторождении, которое разрабатывается на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). (В мае об аналогичной договоренности по своим 30% в Харьяге объявляла норвежская Equinor. – Прим. ред.).

Наша задача была – посмотреть, разобраться и понять, можно ли то импортное оборудование, которое поставила Total на «Зарубежнефть – добыча Харьяга», заместить российским. В результате для 40% оборудования мы нашли российские аналоги. И решили задачу по снижению страховой суммы на 24%.

 

 

Второй аналогичный кейс – это платформа «Приразломная», которая занимается добычей нефти и газа на шельфе в Арктике, где доля импортного оборудования за исключением корпуса – более 80%. Наша задача – изучить, какое оборудование, особенно из критического, можно заместить и как это повлияет на экономику компании в части управления затратами на страхование. Для 32% импортного оборудования нам удалось найти российские аналоги, частью прямые, частью комплексные. Например, комплекс отгрузки нефти нигде не производят, но по частям те или иные компании могут собрать и заместить в России и в Китае. В итоге для оборудования удалось снизить страховую сумму на 40%, что достаточно хороший результат.

Еще один интересный кейс – один из портов на Юге России. Там было установлено немецкое оборудование – линии по перегрузке и отгрузке на суда. И когда начались сложности, появилась необходимость поиска альтернативных решений. Нашли его в Италии – оборудование, сопоставимое по характеристикам и дешевле по стоимости на 20–30%, с возможностью поставки через Турцию, что удорожало поставку на 4%.

Поэтому призываю всех смотреть шире, глубже и не бояться ничего нового.

 

Подготовила Славяна РУМЯНЦЕВА