«Гайдаровский форум 2017»: выбор приоритетов

950

 

 

 

«Гайдаровский форум 2017»: выбор приоритетов

Экономисты и политики ищут баланс между оптимизмом и пессимизмом

Нормальное состояние любой экономики – рост на уровне потенциальных возможностей. Большинство экспертов в данном случае сходятся в том, что потенциал роста российской экономики – порядка 3,5–4%. Вопрос в том, как его активировать. Правительство готовит план действий по ускорению экономического роста для того, чтобы в обозримой перспективе выйти на темпы развития выше среднемировых. Об этом, а также о том, с какими рисками столкнется глобальная экономика в горизонте ближайших трех-пяти лет, какие мировые тренды вызывают тревогу, а какие внушают оптимизм, говорили на VIII Гайдаровском форуме, который прошел с 12 по 14 января в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Действовать нужно аккуратно

Открывая пленарную дискуссию «Россия и мир: выбор приоритетов», ректор Президентской академии Владимир Мау заметил: мир находится в точке выбора приоритетов и политического вектора, ведущего к устойчивому экономическому росту, эта повестка актуальна для всех развитых и развивающихся стран, которых коснулся кризис.

По традиции в заседании участвовал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, который подчеркнул: у каждой страны свои особенности, проблемы, и надо искать собственные ответы на них, избегая «тирании» экспертов, пытающихся подстроить экономическую политику в отдельных странах под свои универсальные рецепты. С другой стороны, нельзя не замечать и общность стоящих перед нами проблем. Одна из них – риск долгосрочной стагнации.

– Уже понятно: восстановить нормальные темпы роста только за счет денежной и бюджетной политики не получится. Требуется серьезная структурная реформа, – заявил глава кабинета министров. – То, что Россия прошла через кризис гораздо лучше многих прогнозов, не означает, что все наши проблемы решены. Нам надо реформировать экономику, в которой доминирует сырьевой сектор, в период относительно низких цен на сырье, когда она и так в уязвимом состоянии. Поэтому все связанные со структурными преобразованиями решения мы принимаем предельно взвешенно, сопровождая их необходимыми стабилизирующими, поддерживающими мерами.

Правительством на ближайшие годы выделены одинадцать приоритетных направлений. Проектный подход позволяет эффективнее распределять ресурсы и двигаться по данным направлениям быстрее. Эти приоритетные направления включают «проекты для жизни», направленные на развитие здравоохранения, образования, улучшение жилищно-коммунальной и городской сферы, решение экологических проблем, а также «проекты для роста» – жилищное строительство, поддержка экспорта, рост производительности труда, развитие малого бизнеса и индивидуальной предпринимательской инициативы, совершенствование контрольно-надзорной деятельности, реформы моногородов.

– Конечно, есть ряд ограничений, с которыми необходимо справиться, чтобы достигнуть приемлемых темпов роста. Они хорошо знакомы развитым и развивающимся странам, прежде всего, это дефицит инвестиций и затянувшийся «паралич» кредитов. Необходимо постоянно производить апгрейд технологий и профессиональных квалификаций. Считаю, что риск нарастания технологического отставания в нашей стране – один из наиболее серьезных вызовов для отечественной экономики, – резюмировал Дмитрий Медведев.

Участники дискуссии, как оказалось, больше всего обеспокоены неопределенностью.

– Нельзя отрицать связь между политикой и экономикой. Подъем популистских настроений, глобализация торговли и растущая миграция, безусловно, влияют на экономику стран, и мы не можем предсказать, как будут развиваться события в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Полагаю, ближайшие несколько лет будут нестабильными, – заявил первый заместитель директора-распорядителя Международного валютного фонда Дэвид Липтон. – Самое важное сейчас – повернуть вспять тенденцию замедления роста экономики, чтобы она наконец перешла в фазу роста, в том числе в России. Мы входим в эру быстрых технологических изменений: цифровые и информационные технологии приведут к повышению производительности труда и качества жизни, но когда это случится – неизвестно.

Ответственный редактор и ведущий экономический обозреватель The Financial Times Мартин Вульф согласился: строить прогнозы – дело неблагодарное, ведь порой ситуация развивается вопреки им.

– Общая тенденция обнадеживающая – экономики стран растут, американская выглядит вполне здоровой и сильной, экспортеры сырья прошли пик кризиса, – говорит спикер. – Тем не менее, пока непонятно: удастся ли великим державам наладить отношения и продолжить взаимовыгодное сотрудничество в горизонте ближайших лет.

Премьер-министр Польши (2004–2005 гг.), президент Национального банка Польши (2010–2016 гг.) Марек Белька выделил три ключевые проблемы глобальной экономики последнего десятилетия. Прежде всего, упомянул о структурных географических изменениях в мировой экономике: подъем Китая, относительный закат Европы и США. Вторая проблема – стремительное внедрение новых информационных технологий и работа финансовых рынков в режиме онлайн. Третий аспект – замедление темпов роста платежного спроса.

CEO группы компаний Unilever Пол Полман признал:

– Мир изменился, но глобальное управление не подстроилось под новые условия. Найти правильный курс в волатильном мире значительно сложнее, тем более что нужно не только бороться с мелкими кризисами, но решать и фундаментальные структурные проблемы.

Премьер-министр Австралии (2007–2010, 2013 гг.) Кевин Майкл Радд уверен: в следующие пять лет количество рисков возрастет, их будет куда больше, чем возможностей роста:

– Мы живем в эпоху высокой неопределенности. Коллеги говорили про восстановление экономики, но оно очень неустойчивое. Одна из основных проблем, по моему мнению, – геополитические риски: я обеспокоен перспективами американо-китайских отношений и способностью правительственных и глобальных институтов достойно реагировать на возникающие вызовы.



Обозначили лидеров

В ходе форума Ассоциация инновационных регионов России (АИРР) представила результаты двух рейтингов: «Инновационный бизнес в регионах России» и «Рейтинг инновационного развития регионов России». Первый разработан РАНХиГС совместно с АИРР при поддержке международной информационной группы «Интерфакс» и Торгово-промышленной палаты России.

– Данный рейтинг сфокусирован на компаниях высокотехнологичных, среднетехнологичных высокого уровня и наукоемких видов деятельности, поскольку данные отрасли вносят значимый вклад в экономику России, способствуют импортозамещению, инновационному развитию и обеспечению национальной безопасности, – пояснил советник генерального директора Фонда содействия инновациям Иван Бортник.

Проведенные расчеты концентрации ресурсов для развития высокотехнологичных отраслей экономики позволяют с этой точки зрения оценить привлекательность того или иного региона для бизнеса. Наиболее высокая концентрация ресурсов наблюдается в Москве (28,7%), Санкт-Петербурге (5,8%) и Московской области (4,2%). Кстати, именно на эти три региона приходится более 53% всей государственной поддержки и государственных закупок в стране, причем эта доля выросла с предыдущего года.

Второй – Рейтинг инновационных регионов России разработан в 2012 году АИРР совместно с Министерством экономического развития РФ при участии представителей региональных администраций и ведущих экспертов страны и представляет актуальные результаты инновационного развития всех субъектов страны.

– Оценивались научные исследования и разработки, инновационная деятельность, социально-экономические условия инновационной деятельности и инновационная активность региона, –

пояснила эксперт АИРР Роза Семенова.

Лидерами стали Москва, Санкт-Петербург и Республика Татарстан. Эта тройка на протяжении всех лет формирования рейтинга остается неизменной, но в текущей версии столица вышла на первое место, а Санкт-Петербург переместился на второе. Республика Татарстан устойчиво занимает третье.

Дмитрий МедведевДенис МантуровАлексей КудринГерман Греф

Дмитрий Медведев, председатель правительства РФ:
– «Переход к цифровой экономике, который сейчас происходит, приведет и к пересмотру роли государства в управлении экономикой. Система государственного управления должна адаптироваться к объекту воздействия, прежде всего по быстроте и качеству принимаемых решений. В цифровой экономике государственные структуры, чтобы работать эффективно, должны быть компактными, максимально гибкими.

Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ:

– Я бы с удовольствием не ходил в Минфин и не выпрашивал бы у них средства на очередные отрасли промышленности, которые, на наш взгляд, нуждаются в поддержке. Тогда и у нас было бы меньше работы, мы бы занимались только регуляторикой, администрированием всех этих вопросов, законо-творчеством, но сегодня это, увы, невозможно – мы должны компенсировать предприятиям отсутствие некоторых возможностей. Я имею в виду дешевые и длинные кредиты, адекватные условия по НИОКР, поддержку экспорта.

Алексей Кудрин, председатель Совета Центра стратегических разработок:

– Шаги, которые предпринимает правительство, создавая фонды инновационного развития, очень избирательны и не всегда срабатывают. В результате встала проблема технологического отставания России от мира. Это самый серьезный, на мой взгляд, вызов, который стоит перед нами на ближайшие 10–15 лет. Это означает сжатие нашего экономического потенциала и снижение уровня жизни граждан, потому что мы можем потерять рынки и не будем работать на новых.

Герман Греф, президент, председатель правления Сбербанка:

– В некоторых странах с количественной точки зрения происходит стагнация, однако с качественной – все показатели остаются в норме. Сегодня необходимы косвенные индикаторы, чтобы измерить технологический вклад в экономику и понять, как меняется ее качество. Возможно, стоит судить о качестве экономики по структуре занятости, но измерить его только по этому показателю крайне сложно.

Секрет успеха прост

Цели, стоящие перед Россией и миром на пути к улучшению условий жизни, обозначили на панельной дискуссии «Контуры устойчивого развития определяются сегодня».

– Наша дискуссия посвящена глобальной теме, обсуждение которой началось еще в 60‑е годы одной из комиссий ООН, – отметил президент Центра стратегических разработок Павел Кадочников. – Первый отчет о стоящих в мире проблемах опубликован тридцать лет назад, в нем впервые дано определение «устойчивому развитию» как развитию, которое отвечает нуждам нынешнего поколения без ущерба нуждам будущего поколения. В 2012 году в Рио‑де-Жанейро прошла конференция «Рио+20», где сформулированы 169 целей по устойчивому развитию, которые предстояло решить к 2015 году. В конце 2015‑го состоялась Парижская встреча, развеявшая сомнения скептиков в вопросах климата, подписаны соглашения о противодействии климатическим изменениям, сформулированы цели, касающиеся проблем климата, развития науки и здравоохранения.

Специальный советник ООН, директор Института Земли в Колумбийском университете Джеффри Сакс подчеркнул: устойчивое развитие стало краеугольным камнем глобального представления о том, каким должно быть развитие, однако 193 страны –члены ООН приняли общую повестку в области устойчивого развития и достигли всеобщей договоренности по трем основным направлениям.

– Первый – экономический аспект подразумевает прогресс материальных условий жизни, второй – социальный – устранение неравенства между лицами с высокими и низкими доходами, гендерных различий, устранение дискриминации различных меньшинств. Третий аспект – экологический, призван разрешить кризис биоразнообразия и проблемы изменения климата, – пояснил спикер. – Эти направления разбиты на 17 конкретных условий, необходимых для устойчивого развития, и все страны – члены ООН подписались под этими целями, но подписание документа и серьезное отношение к нему – все‑таки разные вещи. Каждый партнер ООН должен задаться вопросом: каковы его успехи в достижении этих целей? Оценка текущей ситуации в странах показала, что США, например, входят в первую двадцатку, а Россия занимает только 47‑е место.

По мнению экс-президента Финляндии, а ныне сопредседателя Комиссии по глобальному устойчивому развитию при Генеральном секретаре ООН Тарьи Халонен, секрет успеха прост: для достижения целей устойчивого развития государства правительство, общество, бизнес и международные организации должны работать совместно.



Регионам нужен стимул

На экспертной дискуссии «Новая региональная политика» говорилось о том, что регионы должны стать более самостоятельными в решении некоторых вопросов. По мнению председателя Совета Центра стратегических разработок Алексея Кудрина, регионы могут вносить больший вклад в динамику развития всей страны, повышение уровня жизни россиян, но текущая региональная политика недостаточно эффективна.

– Во всем мире города и агломерации становятся центрами развития, в них концентрируются экономические, финансовые, трудовые ресурсы, интеллектуальный потенциал. Крупные региональные центры создают особый задел для развития, в том числе, сельской местности и других, более депрессионных, регионов. Поэтому экономический рост в стране нужно начинать с агломераций и дальше распространять на другие территории. Сейчас готовится указ президента об основах государственной региональной политики, – заявил Алексей Кудрин.

Заместитель министра экономического развития РФ Александр Цыбульский добавил, что в этом году в России увеличены гранты для поощрения лучших субъектов страны в рейтинге оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти. Федеральный бюджет выделит на эти цели 20 млрд рублей.

– Никто не будет требовать от регионов какого‑то бурного экономического роста, но если мы даем им субсидии на выполнение обязательств, главы регионов должны следить за тем, чтобы уровень жизни на их территориях оставался хотя бы неизменным, – считает представитель ведомства.

Эффективность выполнения расходных обязательств и достижение достойного уровня жизни граждан, по мнению президента Республики Татарстан Рустама Минниханова, зависит, прежде всего, от обеспечения наполнения и сбалансированности региональных и местных бюджетов. Также он призвал регуляторов не ограничивать регионам стимулы к росту. Этот посыл поддержал губернатор Калужской области Анатолий Артамонов:

– Регионам необходимы стимулы для развития. Им надо помогать, поощрять и, как только они достигают уровня самообеспеченности, не исключать автоматически из всех федеральных программ, а дать время, чтобы полноценно встать на ноги. При этом не стоит равнять всех под одну гребенку: Россия – огромная страна, создать одинаковые условия для разных ее частей сложно, поэтому в каждом регионе необходимо найти конкретное территориальное преимущество и нацелиться на развитие приоритетных отраслей.



Старая модель не работает

С ключевым докладом на панельной дискуссии «Устойчивый экономический рост: модель для России» выступил Алексей Кудрин, отметивший, что старая модель нашей экономики не работает, и, хотя об этом много говорится в последние годы, решительные меры, которые бы позволили создать и запустить новую модель, не принимаются.

– Перед нами серьезные вызовы, сдерживающие экономический рост, и, чтобы справиться с ними, стране, правительству, президенту придется предпринять неординарные шаги. Речь идет о демографических вызовах, недостатке инвестиций, санкциях и нашем дистанцировании от мировых финансовых рынков, технологическом отставании, низкой производительности и низком качестве государственного управления, – признал спикер. – Чтобы понять, насколько сильно мы отстали, достаточно простого примера: количество многофункциональных роботов на 10 тысяч работников, которые ежегодно устанавливаются в Южной Корее, достигает 478 штук, в Китае – 36, а в России – 2.

Алексей Кудрин также упомянул о денежно-кредитной политике, где ключевой задачей является выход на показатель по инфляции в 4% за три года, а в среднесрочной перспективе – дойти до 2–2,5%.

– Это снижение стоимости финансовых ресурсов и тем самым создание основы для длинных денег, – пояснил председатель Совета ЦСР. –

Еще один вызов – прогноз доходов бюджетной системы страны до 2035 года говорит о том, что они будут снижаться даже при достаточно высоких темпах роста. Как известно, большая доля в наших доходах – доходы от нефти и газа. По мере снижения доли этого сектора в экономике, а он дает в среднем налогов выше, чем обычное предприятие, в силу рентной части, которая находится в этих налогах, у нас будут уходить и эти налоги из бюджетной системы. Плюс расходы на продвижение на Восток – предоставление дополнительных льгот на эти цели, потому что там выше издержки. Соответственно, примерно в 2020–2021 году у нас будет серьезный перелом в сторону существенного уменьшения доходов бюджетной системы.

Участники дискуссии согласились с тем, что контуры модели будущего будут связаны с ростом производительности, реформированием государства, продвижением частной инициативы, созданием среды для развития человеческого капитала, построением страны умных, здоровых и творческих людей, технологическим развитием, открытостью и интеграцией в глобальную экономику.



Борьба за лидерство

На панельной дискуссии «Приоритеты конкурентной политики» в центре внимания был вопрос – возможна ли конкуренция в нашей стране?

Председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил: в широком смысле слова конкуренция – это получение преимуществ одной группы людей перед другими. Как правило, борьба за лидерство связана с нанесением ущерба и серьезными потерями: рабочего места или вложений, сделанных ранее в какие‑то проекты.

Председатель Совета директоров East Office of Finnish Industries, премьер-министр Финляндии (1991–1995 гг.) Эско Ахо согласился: конкуренция предполагает способность идти на риск. А председатель совета директоров ПАО «Северсталь» Алексей Мордашов заметил: без конкуренции невозможен рост экономики и качества жизни граждан, только конкуренция заставляет предприятия, производителей повышать качество и сервис, быть конкурентоспособными.

– Мы часто слышим вопрос: может и должна ли быть в России конкуренция? Она была, есть и будет. Вопрос в другом – как правильно организовать этот процесс, – говорит Алексей Мордашов. – Главным фактором, обеспечившим беспрецедентный рост качества жизни в нашей стране в последние 20 лет, был частный бизнес и конкуренция. Понятно, что в этом процессе участвовало и государство, но именно конкуренция выступила главным движущим фактором, позволившим обеспечить этот рост.

Первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов признал: сегодня выживает сильнейший.

– Готовы ли мы принять такой подход, что ради процветания и богатства общества в целом, а не отдельных лиц, слабейший должен уйти с рынка? Проиграв борьбу за конкуренцию, компании должны понимать: это – не конец, а, возможно, новый старт, – говорит Игорь Шувалов. – В рамках корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства мы создаем обу-чающие курсы и всю необходимую инфраструктуру, чтобы обеспечить социальной поддержкой тех, кто потерял бизнес и стремится заново начать свое дело. Да, в плане адресности текущая социальная политика не самая эффективная, мы это понимаем и уже более десяти лет говорим, что помогать нужно тому, кто не может найти свое место на рынке. Тем не менее пока «размазываем» различные пособия и денежные поддержки среди тех, кому, возможно, эти деньги и не нужны.



Умный город – для жизни

Лейтмотивом организации экспертной дискуссии «Технологии умных городов (Smart City): возможности повышения качества жизни населения и решения инфраструктурных проблем российских городов» явился повышенный интерес бизнеса, государственных структур и научно-исследовательских институтов на прошлом форуме к интеллектуальным системам и методологии Smart City. В этом году данную тему вновь не обошли стороной.

– Факторы риска связаны не только с тем, что такие проекты, как правило, комплексные, долгосрочные, но и с тем, что до сих пор вызывают вопросы некоторые организационные моменты. Прежде всего, непонимание, как согласовать интересы и действия большого количества участников этого процесса: стейкхолдеров, органов власти, управляющих компаний, ведомств, вендоров, инвесторов, отраслевых институтов, экспертов и, наконец, населения. Многие страны столкнулись с этой проблемой, – пояснила директор Департамента управленческого консалтинга практики управления изменениями АО «Альянс Консалтинг» в составе ГК АКИГ Анна Макарова. – При реализации концепции Smart City не обойтись без качественной организационной координации, политической поддержки и проработки вертикальной концепции, начиная с федеральных и региональных уровней, далее переходя на муниципальные, также нужно синхронизировать существующие технологии, оборудование, инфраструктуру с новыми технологиями.



Гайдаровский форум – ежегодная международная научно-практическая конференция в области экономики. Проводится с 2010 года в память о выдающемся ученом-экономисте, идеологе российских реформ начала 1990‑х годов Егоре Гайдаре.
Дискуссии форума всегда сфокусированы на острейших проблемах современности. Мероприятие объединяет ведущих мировых и российских экспертов, политиков, представителей финансовых кругов и глобальной бизнес-элиты. В пленарных дискуссиях традиционно участвуют члены правительства РФ, руководители зарубежных стран. В 2016 году Гайдаровский форум посетили более 10 тысяч человек из 65 стран.

Организаторы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институт экономической политики имени Егора Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России.



Руководитель направления «Инновации и цифровые технологии» Института исследований развивающихся рынков (SKOLKOVO IEMS) Владимир Коровкин подтвердил: развитие цифровых технологий – стихийный процесс, который, по большому счету, происходит сам по себе, не управляется центрально, в нем много акторов, и их нужно свести воедино.

– Главное, что сегодня мешает смартизации – сами жители города, – заявил он. – Парадокс вот в чем: чтобы сделать умной какую‑то фабрику, нужно убрать с нее людей, но сделать то же с городом невозможно. Город – не объект, который должен обладать эффективностью, он для другого –

для жизни, и к нему не применимы критерии, подходящие для завода или фабрики.

Проанализировав международный опыт, руководитель Центра городских исследований бизнес-школы «Сколково» Ксения Мокрушина призвала не рассматривать умный город как результат точечных умных проектов, поскольку Smart City – это длинный процесс с большими горизонтами планирования и дефиниций, где, ко всему прочему, не работают шаблоны.

– Большая часть умных городов, реализующих умные проекты и программы, например, в Европе и Китае, находится на раннем этапе развития, поэтому выделить лучшие практики невозможно, – комментирует Ксения. – Во многих странах развитие Smart City поддерживается федеральным, национальным финансированием, программами поддержки R&D, отраслевыми программами в области энергетики, экологии, транспорта. Проекты реализуются на средства вендоров, частных компаний, международные инвестиции, применяются различные формы государственно-частного партнерства. Участие частного сектора в таких проектах стимулируют поощряющими мерами: налоговыми льготами, субсидиями на «зеленые» проекты.

О ходе реализации проектов умных городов в Индии рассказал председатель и управляющий директор Silverline Group Фарук Махмуд. Он уточнил, что в июне 2014 года новый премьер-министр Индии объявил о создании на территории страны 100 умных городов, что, по предварительным оценкам, потребует инвестировать в базовую инфраструктуру порядка 60 млрд долларов. План правительства не предполагает строительство ста городов с нуля, решено создать города-спутники в крупных мегаполисах, что позволит обновить инфраструктуру существующих средних городов и создать промышленные коридоры.

Возможно, вскоре и Россия сможет поделиться успешным опытом реализации подобного проекта: Ульяновская область завершает разработку концепции развития умного региона.

– Мы говорим именно об умном регионе потому, что планируем создать территорию, состоящую из умных городов, – комментирует советник губернатора Ульяновской области, директор ОГКУ «Корпорация развития ИТ» Светлана Опенышева. –

Наша концепция отражает базовые принципы развития умного региона, в ней прописаны ключевые направления, по которым мы будем работать: экономика, ЖКХ, энергетика, транспорт, образование, здравоохранение и другие.

Выделено три основных этапа реализации концепции: на первом (2017–2019 годы) на территории региона сформируют специализированную инфраструктуру, займутся разработкой приоритетных проектов, подготовкой нормативно-правовой базы и предложений по обеспечению финансирования. Второй этап (2019–2025 годы) предполагает реализацию отобранных приоритетных проектов, а третий (2025–2030 годы) – комплексную реализацию всех направлений концепции «умный регион». Действие концепции рассчитано на период с 2017 по 2030 год, она вписывается в концепцию социально-экономического развития региона до 2030 года. Пилотными площадками «умного региона» станут Ульяновск и Димитровград, в последнем уже действует интеллектуальная система уличного освещения.



Государство как драйвер

Привлекать инвестиции в условиях санкций в Россию непросто. В этой связи не последняя роль отводится промышленной политике государства, основной вектор которой остается неизменным второй год подряд. Речь идет о создании условий для стабильного развития отраслей промышленности. На панельной дискуссии «Промышленная политика: привлечение инвестиций в условиях санкций» министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров отметил: по итогам прошлого года во взаимодействии с бизнесом удалось достичь неплохого результата – тенденция по снижению темпов производства завершилась. Если 2017‑й обойдется без глобальных экономических потрясений, Россия сможет выйти в плюс, а правительство и Минпромторг сделают все возможное, чтобы закрепить эту тенденцию.

Одна из важнейших проблем, по словам министра, – отсутствие достаточных капиталов у компаний, готовых вкладывать свои средства в развитие производства в России. С другой стороны, в настоящее время существует широкая номенклатура отраслевых субсидий – государство понимает необходимость создания точек роста и центров компетенций в стратегически значимых секторах, например нефтегазовом машиностроении, где уже на этапе разработки зачастую требуются значительные инвестиции.

– Компании, только набирающие силу, не имеют собственного капитала, а финансовые институты, как правило, не готовы давать им длинные деньги на НИОКР. Поэтому здесь драйвером и инвестором выступает государство. Мы берем на себя функцию развития тех отраслей промышленности, где нам необходимо создать ключевые компетенции, – подчеркнул министр. – Один из ярких примеров – сельхозмашиностроение. В 2008 году вряд ли можно было представить, что по результатам 2016‑го доля отечественных образцов сельхозмашиностроительной продукции на российском рынке превысит отметку в 50%, прежде этот показатель был в разы скромнее – порядка 17%. Рост произошел за счет того, что с 2009 года мы работаем с предприятиями на паритетных началах, когда государство выступает инвестором и берет на себя в среднем 50% затрат.

Денис Мантуров сообщил, что в 2016 году на правительственном уровне впервые принято решение о поддержке средств производства. В этом году на эти цели из бюджета будет выделено почти четыре миллиарда рублей, что позволит поставить пилотные партии машиностроительного оборудования на мировой рынок по конкурентной цене и даст российским компаниям преференции перед зарубежными поставщиками.

На Гайдаровском форуме-2017 состоялось более 50 мероприятий: панельных и экспертных дискуссий, круглых столов, а также презентаций доклада, рейтинга, книг зарубежных экспертов и ученых.

Американский экономист, профессор экономики Нью-Йоркского университета Уильям Истерли презентовал книгу «Тирания экспертов. Экономисты, диктаторы и забытые права бедных». Это вторая работа автора, переведенная на русский язык (первая книга «В поисках роста» опубликована в 2006‑м). Продолжая рассуждения на тему экономического роста, он раскрывает проблему излишнего вмешательства экспертов экономики во внутренние дела развивающихся стран. Подобные действия, считает он, вопреки распространенному мнению, несут пагубное влияние на положение дел в странах со слабой экономикой, лишая их жителей возможности самостоятельно определять вектор развития своих государств.

Книгу «Сдвиги и шоки: чему нас научил и еще научит экономический кризис» представил обозреватель The Financial Times Мартин Вульф, выделивший экономический кризис 2008 года как наиболее сложный и масштабный кризис современности. По его мнению, экономисты не понимали природу проблем, отчего ситуация полностью вышла из‑под контроля, да и политико-финансовый режим, который на тот момент отдавал предпочтение определенным сферам экономики, тоже не уследил за ситуацией.

Президент Чешской Республики (2003–2013) Вацлав Клаус презентовал свою новую книгу «ООО «Переселение народов», посвященную проблеме массовой миграции в Европе, роли в ней европейских массовых элит, а также утрате европейцами их культурного наследия в результате данного феномена. Данное издание не является научно-экономическим, книга будет понятна широкому кругу лиц, проявляющих интерес к проблеме.

 

Елена Восканян