Проектной деятельности Правительства РФ придадут новую форму

306

Аналитический центр при Правительстве РФ займется работой с рисками, в том числе управленческими и «межпроектными», методологическим сопровождением и представлением идей по их устранению и минимизации.

Аппарат правительства намерен придать проектной деятельности Белого дома новую форму, пишет «Ъ». Это будет сделано за счет четкого регламента ролей, функций, полномочий и ответственности ее участников и роботизации наиболее рутинных аспектов работы, включая автоматический мониторинг движения к национальным целям в рамках каждой проектной инициативы и контроль рисков по каждому треку.

Создаваемая экосистема и роботизация части рутинных операций в этой деятельности, как предполагается, позволит однозначно выяснить, выполнены ли поставленные цели, выделены ли деньги, достигнуты ли показатели, взвешены ли риски и получены ли эффекты, на которые рассчитывали инициаторы проектов всех уровней. Важным блоком новой системы станет обеспечение обратной связи в проектной среде, что должно позволить быстро пересматривать решения, оказавшиеся неэффективными.

Аппарат правительства намерен полностью заменить положение о проектной деятельности Белого дома — опубликованные на regulation.gov.ru поправки к постановлению №1288 от 31 октября 2018 года (положение о проектной деятельности правительства) де-факто содержат его новую редакцию. Она стала «эволюционным» развитием действующей системы: поправки существенно меняют модель управления проектной деятельностью правительства, закрепляя на постоянной основе новые и пилотные подходы к упрощению процедур, введенные весной 2022 года в режиме «контрсанкционного» ускорения работы правительства (постановление №628 от 9 апреля).

Документ, насколько это возможно, жестко фиксирует «табель о рангах проектов» — кто и какого уровня проекты может инициировать, каким целям они должны служить, как управляться и оцениваться и в какой иерархии состоять, а также детально описывает процесс подготовки, обсуждения и применения «единого запроса на изменения» нацпроектов при сутевой их правке: цель этого изменения — остановка «бесконечного инжиниринга» верхнеуровневых документов вследствие того, что отдельные изменения влияют на связанные с ними. Новая процедура предполагает сначала «комплексную» оценку правок всеми участниками.

«Контрсанкционный» опыт использован для устранения избыточных процедур и согласований, и расширения технических полномочий кураторов национальных проектов и проектов рангом ниже — это сокращает время на совещания при их правках, не затрагивающих смысловую часть. Для этого, в частности, Белый дом будет считать согласованными проекты документов, по которым в срок не получено содержательных возражений.

Документ предполагает использование нескольких систем обеспечения проектной деятельности, интегрированных в существующие IT-структуры госуправления. Так, на базе системы управления Федеральным казначейством развернута система взаимодействия проектных офисов с жестким регламентом, а на базе ГАС «Госуправление» — аналитическая подсистема, которая позволит рассматривать результаты национальных, федеральных, ведомственных и региональных проектов в разрезах, которые интересуют Белый дом, и в том числе «выходить за границу» нормативного достижения цели и интересоваться тем, как результат встраивается в реальную жизнь.

Значимым блоком новой системы станет управление рисками и обратной связью за счет взаимодействия всех участников проектов — от регионального министерства до Белого дома на одной платформе проектной среды. Это позволит оперативно пересматривать неэффективные решения и сократить площадь нерегламентированных серых зон. Также в оценке рисков будет учитываться количество правок паспортов проектов — предполагается, что избыточная активность в этом направлении сигнализирует о возможности недостижения целей.

Автоматизация затронет и наиболее рутинные процессы проверки корректности заполнения паспортов проектов — над этим также будут в первую очередь работать роботы аналитической подсистемы ГАС «Управление», рассылая администраторам проектов сообщения о необходимости доработки, исправления и актуализации паспортов.

В инструментарий проектного офиса прямо вводятся бюджетные расходы, инвестиции, субсидии и налоговые льготы, а также все, что может потребоваться для его работы.

В Аппарате Правительства рассчитывают, что новая конструкция заработает с начала 2023 года.