Глава Главгосэкспертизы России: «Защита данных – прежде всего»

545

Тема цифровой трансформации экономики – одна из самых актуальных в современной России, на ней основаны планы развития страны, «цифра» стремительно внедряется в работу всех российских отраслей. Главгосэкспертиза России, как и вся строительная отрасль страны, проводит глобальную трансформацию всей своей работы. Начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов рассказал о законодательных инициативах, о том, как цифровизация проходит в строительной отрасли России и о работе Единой цифровой платформы экспертизы.

— Как уже отмечал глава Минстроя России Ирек Файзуллин, только в 2020 году Госдума РФ приняла более 100 знаковых для отрасли законов, не просто кардинально меняющих правовое сопровождение всей работы строительной отрасли, но и создающих новые, современные, более комфортные условия для работы всех, кто работает в строительстве. Что особенно важно в условиях, когда перед нами всеми стоят большие задачи: сокращение инвестиционно-строительного цикла, снижение административных барьеров и создание комфортных условий для работы, цифровизация отрасли и формирование эффективной системы управления стройкой.

Если посмотреть ретроспективно на то, что уже было сделано, то первым я бы назвал принятый в 2017 году ФЗ № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ», в подготовке которого Главгосэкспертиза России также приняла активное участие. За счет него в Градостроительном кодексе появились определения сметной стоимости строительства, сметных нормативов, укрупненных нормативов цены строительства. Документ уточняет положения, касающиеся мониторинга цен строительных ресурсов и федерального реестра сметных нормативов.

Не менее важной стала для нас и работа над проектом ФЗ № 341-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территории». Этим законом в предмет экспертизы проектной документации включена проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, а в Градостроительный кодекс внесены изменения, направленные на оптимизацию требований к составу и содержанию разделов проектной документации, которые предусматривают расширение компетенции Правительства Российской Федерации.

Наконец, ФЗ № 341-ФЗ наделил Минстрой РФ полномочием по утверждению классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям. Все решения, внедренные в практику этим законом, необходимы для развития архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.

Кроме того, чрезвычайно важным нормативным актом, над подготовкой которого работали и специалисты Главгосэкспертизы, стал ФЗ № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». В Градостроительный кодекс РФ внесены изменения, направленные на совершенствование порядка проведения повторной экспертизы проектной документации. В том числе был введен институт экспертного сопровождения, который значительно поспособствовал сокращению сроков строительства.

Внедрение института экспертного сопровождения позволяет упростить процедуры, связанные с повторным рассмотрением проектной документации, ранее получившей положительное заключение экспертизы. Раньше заход на повторную экспертизу был равен процессу захода в экспертизу нового проекта: снова собрать пакет документов, пройти процедуры приемки и т.д. Но с переходом на электронный формат работы такие процедуры стали не нужны, ведь значительная часть данных по проектам сохраняется в наших базах.

Экспертное сопровождение заключается в том, что в рамках договора, который подписывается на один год, застройщик или технический заказчик получает возможность вносить изменения в проектную документацию, не отправляя ее при этом на повторную экспертизу, что отнимает значительное время и требует дополнительных расходов.

Экспертиза традиционно считалась только и исключительно органом нормоконтроля, который должен определить лишь то, соответствуют решения в проектной документации всем требованиям или нет. Но при таком подходе из зоны внимания полностью выпадает другая, не менее важная составляющая: проект может быть безупречным с точки зрения установленных норм, но совершенно бесполезным, если посмотреть на его эффективность и целесообразность. Так вот расчет оптимальности – это уже инжиниринговая задача, которая наряду с оценкой соответствия технических параметров и сметы установленным нормам решает вопрос соответствия проектных решений современным технологиям, новейшим практикам, макроэкономическим показателям.

Президент еще несколько лет назад призвал строительную отрасль перейти от сложившейся архаичной практики работы, которая состоит из разрозненных нестандартизированных процедур, к управлению жизненным циклом объекта капитального строительства с использованием технологий информационного моделирования.

Строительство — процесс многогранный, в нем очень много стадий: разработка инвестиционного замысла, подготовка задания на проектирование и технико-экономического обоснования, проектирование, экспертиза проекта, строительство, контроль, ввод в эксплуатацию, реконструкция, капремонт, наконец, снос объекта… В этом изобилии процедур сама задача быстрого и качественного создания объекта зачастую уходит на второй план, потому что на каждом этапе можно застрять на годы. И так происходит во многих странах, не только в России. А управление жизненным циклом объекта все эти разрозненные процедуры объединяет в единый процесс и не позволяет потерять из виду главную цель — создание объекта.

Поэтому в стратегии развития экспертизы нормоконтроль как технологическая задача отходит на второй план, тем более что со всеобщим переходом на цифровизацию плохо проектировать в принципе будет сложно. И тогда ключевым становится другое: получить оптимальное решение с учетом уровня развития технологий, ситуации в регионе, конъюнктуры рынка, экономической, социальной ситуации и т.д. Именно в инжиниринге мы видим будущее: такой подход поможет решать, что не только надежно и безопасно, но еще и разумно. Ибо надежно и безопасно, но не нужно, – это выброшенные деньги.

Сейчас меняемся не только мы, но серьезно модифицировался сам дискурс нашей работы с заказчиками: от экспертизы требуют не просто сообщить, правильно или неправильно составлен проект, а научить, как сделать правильно. И в этих условиях стали востребованы наши образовательные продукты, которые разрабатывает Учебный центр Главгосэкспертизы.

Даже в разгар пандемии наши вебинары по разъяснению изменений в регулировании собирали тысячи человек. Не меньшим спросом пользуются и другие наши семинары. То есть экспертиза сегодня начинает работать еще и как система управления знаниями.

Все это мы предвидели и планировали, так что это — не начало перемен в нашей работе, но новый этап развития Главгосэкспертизы. И мы надеемся, что за нами в этом направлении потянутся другие экспертные строительные организации.

Наша Стратегия развития, которую мы приняли в конце прошлого года и которая рассчитана на следующие пять лет, предполагает, что за этот срок мы из института, который просто принимает проектно-сметную документацию, рассматривает ее на соответствие всем требованиям и выдает по итогам экспертизы заключения, станем центром компетенций, который будет сопровождать строительные процессы на протяжении всего жизненного цикла объекта.

Как я уже говорил выше, в 2020 году появился институт экспертного сопровождения как форма осуществления повторной экспертизы, но более оптимальная для наших заказчиков. Сейчас же появилась еще одна форма экспертизы – экспертное сопровождение, когда договор заключается на 1 год уже после получения положительного заключения экспертизы. И все изменения, которые в течение года вносятся в ходе строительства и затрагивают конструктивную безопасность, экспертная организация рассматривает в короткий — от 10 до 20 рабочих дней — срок и выдает промежуточное заключение о соответствии, что является основанием для продолжения строительства объекта. Потом формируется новое заключение, которое и вносится в ЕГРЗ (Единый государственный реестр экспертных заключений).

Экспертное сопровождение дает возможность гибко реагировать на изменения в проекте без остановки стройки. Если сравнивать, то при традиционном подходе нужно заходить на полную экспертизу, а это 42 рабочих дня, здесь же требуется значительно меньше времени — только 10-20 рабочих дней на рассмотрение и подготовку промежуточного заключения.

Такой же подход, по нашему мнению, должен быть применен и на предпроектной и проектной стадиях, когда проектно-сметная документация еще в полной мере не готова, но уже есть возможность оценивать основные технические решения и укрупненно оценивать стоимость объекта.

Предпроектное сопровождение — это перспектива будущего, сейчас это один из главных трендов повестки дня. И на его разработку и реализацию нам дано соответствующее поручение Минстроя России.

Механизм предпроектного сопровождения обеспечит привлечение экспертов на предпроектной стадии, — не дожидаясь окончания формирования полного пакета проектно-сметной документации, — во-первых, ускорит последующее проведение экспертизы готового проекта и, как следствие, весь цикл реализации проекта.

Во-вторых, позволит избежать ошибок, которые могут быть допущены в документации на стадии ее подготовки. Например, есть наиболее оптимальные пути решения, которые видят эксперты, но менять что-то поздно, потому что деньги на проектирование потрачены и все материалы собраны под то решение, которое к нам уже пришло. А на ранних стадиях мы сможем оказывать влияние на выбор тех или иных решений и предлагать наиболее эффективные и качественные подходы.

В итоге такая предварительная экспертная оценка позволит заказчикам строительства и проектировщикам быть уверенными, что большая часть принципиальных проектных решений нами уже в принципе согласована, что в свою очередь поможет избежать ненужных потерь и затрат.

Вместе с тем, Главгосэкспертиза сейчас работает над конструктором заданий на проектирование. Этот механизм ликвидирует одну из самых глобальных проблем в проектировании, когда – и это происходит очень часто — некачественно составленное задание приводит к составлению некачественной проектной документации. Наши сотрудники разработали систему, которая позволит путем ответов на вопросы по сути сгенерировать качественное полноценное задание. Это стало возможно за счет того, что при формировании конструктора мы взяли за основу все существующие по тому или иному виду объекта требования.

Важно отметить, что сегодня мы стремимся не к тому, чтобы изобрести что-то новое и ранее никому неизвестное, а к тому, чтобы использовать все существующие простые решения, собрав их воедино и получив в результате максимально большой эффект.

Скоро у нас появится Центр содействия реализации проектов – своеобразный МФЦ для юрлиц. Благодаря этому новому формату работы мы будем помогать заявителям собирать разрешительную документацию в различных структурах перед заходом в экспертизу. Сейчас мы налаживаем необходимые для этого коммуникации и технические решения. Работаем также над Конструктором технических заданий. Этот сервис поможет заказчикам избежать ошибок и составить грамотное техническое задание на проектирование, без которого сделать качественный проект невозможно.

Кроме того, в стратегию развития Главгосэкспертизы заложено немало новых целей и решений, направленных на значительную модернизацию нашей работы и на процесс постоянного развития. Среди них и диверсификация деятельности — внедрение новых услуг и сервисов для заинтересованных лиц исходя из их потребностей и потребностей строительного комплекса, и трансформация экспертной деятельности, о которой мы с вами уже говорили.

То есть переход в полном объеме от нормоконтроля к экспертному консалтингу, и выстраивание усовершенствованной системы ценообразования в строительстве, и выстраивание партнерских отношений на базе единой цифровой среды со всеми участниками процесса проектирования и экспертизы, и создание единой цифровой базы знаний и практик, внедрение предиктивной аналитики и технологий машинного обучения в нашей деятельности, и внедрение новой системы повышения эффективности Главгосэкспертизы — переход к процессной модели управления, и развитие компетенций участников инвестиционно-строительного процесса. Работы, как видите, очень много и останавливаться в своем развитии мы не собираемся.

Между тем, строительная отрасль интегрирована во все процессы мировой экономики. На пути цифровизации мы внимательно следим, какими путями идут наши западные коллеги. Конечно, российская специфика — размеры страны, география, количество участников — оказывает влияние на восприятие этого опыта, но каких-то значительных отличий нет. В последние 5 – 10 лет все активно двигаются в направлении информационного моделирования. Некоторые страны уже выдвинулись вперед, некоторые пока еще отстают.

Россия не отстает с точки зрения массового перехода к информационному моделированию как к основному способу управления стройкой, планирования, проектирования и сопровождения реализации инвестиционных проектов. Правительство поставило участникам строительной отрасли задачу быстро перейти к использованию технологий информационного моделирования, для бюджетных проектов работа в BIM будет обязательной уже с января 2022 года.

Единая цифровая платформа экспертизы (ЕЦПЭ) — большой шаг в сторону перехода на цифровые технологии в экспертизе. Главгосэкпертиза по количеству и объему объектов — одна из крупнейших государственных организаций, и наша задача – помочь остальным экспертизам избежать необходимости создавать такой продукт, который помогает взаимодействовать экспертам с заказчиками, экспертам между собой, с контрольными органами. Мы создали универсальное решение и получили задачу его как можно быстрее внедрить.

Платформа дает возможность всем участникам реализации проекта общаться на одном языке, в одних форматах и стандартах, использовать данные без необходимости их дублирования. То есть мы создали единую информационную среду – общую инфраструктуру, общий доступ к данным, общие стандарты, схемы и т.д.

Региональным экспертизам ЕЦПЭ позволяет работать на единой методологической базе и использовать сервисы, которые динамично развиваются.

Заказчики, будучи клиентами или заявителями одной из экспертных организаций, могут пользоваться личным кабинетом на платформе для решения рабочих задач в другой экспертизе. Многие застройщики работают в нескольких регионах, участвуют в тендерах на различные объекты. Часто бывает так, что проектировщик, подрядчик, эксперт находятся в разных городах. Платформа помогает подключиться ко всем сервисам и получить доступ к экспертным организациям в любых регионах страны.

Помимо Единой цифровой платформы экспертизы Главгосэкспертиза выступает оператором двух федеральных информационных систем – ЕГРЗ (Единый госреестр заключений экспертизы проектной документации) и ФГИС ЦС (Единая федеральная информационная система ценообразования в строительстве). Обе системы аттестованы в соответствии со всеми требованиями информационной безопасности. То есть мы как организация уже имеем опыт работы с этими стандартами.

Кроме этого, не так давно мы проходили аудит соответствия требованиям по информационной безопасности по международным стандартам и получили соответствующий сертификат. В Главгосэкспертизе создано специальное подразделение по кибербезопасности, и абсолютно все требования, которые существуют в этой сфере, мы выполняем. Защита данных – прежде всего.

Источник: Агентство новостей «Строительный бизнес»