Цель надзора – помочь бизнесу, а не наказать

580
MOSCOW, RUSSIA - MARCH 14, 2022: Russia's Deputy Prime Minister / Chief of Staff of the Presidential Executive Office Dmitry Grigorenko attends a meeting with President Vladimir Putin at the Moscow Kremlin. Mikhail Klimentyev/Russian Presidential Press and Information Office/TASS Россия. Москва. Вице-премьер РФ – руководитель Аппарата правительства РФ Дмитрий Григоренко во время встречи с президентом РФ Владимиром Путиным в Кремле. Михаил Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Заместитель Председателя Правительства – Руководитель Аппарата Правительства Дмитрий Григоренко принял участие в сессии ПМЭФ 2022 «Жизнь без проверок: реальность или иллюзия?», посвященной реформированию контрольно-надзорной деятельности.

«Прежде чем ставить вопрос о необходимости проведения проверок бизнеса, следует определиться, зачем они нужны. Каковы причины проверок и какие задачи они решают? К сожалению, некоторые надзорные ведомства продолжают воспринимать их как самостоятельную сущность, в то время как они являются инструментом соблюдения правил. При этом этот инструмент может принимать абсолютно незаметную для бизнеса форму. Ведь конечная цель – помочь бизнесу, а не наказать», – заявил Дмитрий Григоренко.

Он рассказал, что сегодняшняя модель управления контрольно-надзорной деятельностью состоит из трёх блоков. Это актуальные правила для бизнеса, целеполагание для контрольных процедур и обратная связь. Эффективность каждого из них в равной степени влияет на функционирование всей модели.

Вице-премьер напомнил, что Правительство актуализировало обязательные требования в ходе «регуляторной гильотины» в 2021 году, которая была проведена по поручению Президента России. В результате из 318 тыс. действующих требований было отменено 143 тыс., остальные усовершенствованы. Проект осуществлялся силами рабочих групп, состоящих преимущественно из представителей бизнес-сообщества. Все они продолжают работать. Таким образом, обновлённая база правил поддерживается в актуальном состоянии в режиме онлайн.

Он также сообщил, что в результате реформы контрольные мероприятия стали осуществляться исходя из риск-ориентированного подхода. Все объекты контроля были отнесены к различным категориям риска – чем выше категория риска, тем чаще объект проверяется, при этом объекты, отнесённые к низкой категории риска, вообще не проверяются.

Появился новый инструмент контроля – профилактический визит. Он не несёт санкционных последствий для бизнеса. Данный инструмент активно используется сегодня в связи с действием моратория на проверки. Доля профилактических мероприятий в общем количестве контрольных действий в текущем году составляет 77% по сравнению с 28% в 2021 году.

Дмитрий Григоренко рассказал, что для получения обратной связи от бизнеса был создан быстрый и удобный способ обжаловать решения контрольных органов – специальный сервис на портале госуслуг.

«Мы внимательно изучаем информацию о причинах обжалования. Потому что, с одной стороны, это оценка работы нашей модели, а с другой стороны, возможность исправить правила или контрольную процедуру», – отметил вице-премьер.

Вся модель полностью цифровая. Впервые все данные в рамках контрольно-надзорной деятельности, начиная от плана проверок и заканчивая досудебным обжалованием, собраны в единой информационной системе.

С ее помощью сегодня осуществляется мониторинг соблюдения моратория на проверки. По словам Дмитрия Григоренко, Правительство жестко контролирует каждую проверку, которая не попала под мораторий.

Вице-премьер сообщил, что модель управления контрольно-надзорной деятельностью постоянно совершенствуется. Это особенно важно, поскольку бизнес должен развиваться в комфортной среде после завершения срока действия моратория на проверки.

Фото: kremlin.ru