Станислав Тывес: О банковской цифровой инфраструктуре и риск-менеджменте

1049

27 апреля 2022 года подведены итоги премии «Банк года — 2021». Ее главным партнером выступил банк «Уралсиб». О том, как в настоящее время банковской системе страны удается выдерживать удары санкций, Банки.ру рассказал заместитель председателя правления банка «Уралсиб» Станислав Тывес.

Несмотря на давление извне, отечественный банковский сектор показал себя крайне эффективным в последние месяцы. Зарубежные эксперты отмечают, что российские банки невероятно технологичны и очень быстро адаптируются к меняющимся условиям.

— Почему так сложилось, в чем секрет и сила отечественного банковского сектора?

— В крупных российских банках собраны профессиональные команды с большим опытом прохождения кризисов.

Что долго ходить за примером, если к своим 35 годам я успел поработать в банке в кризисы 2008, 2014, 2020 и 2022 годов. Несмотря на то, что текущая ситуация сильно отличается, опыт подсказывает, какие шаги и меры нужно предпринимать. Учитывая большое количество сильных специалистов в области IT, отлаженные системы принятия решений на основании имеющейся аналитики и проверенные временем процедуры риск-менеджмента, российские банки умеют моментально адаптироваться к меняющейся реальности: очень быстро внедрять изменения, реагировать на внешнюю среду, менять продуктовые линейки и клиентские пути. Всего этого не хватает в довольно медленном западном банкинге.

На определенном этапе мы действительно многому учились у наших западных коллег и учителей, но уже к кризису 2014 года мы сильно опередили западные банки с точки зрения развития цифровых сервисов и процедур риск-менеджмента. Наверное, тут с Россией могут поспорить только коллеги из Юго-Восточной Азии.

— Одна из точек зрения, что в 2022 году самыми востребованными банковскими продуктами в рознице будут вклады, потребительские кредиты и ипотека. Вы согласны? Кого бы вы добавили/ заменили в этой тройке и почему? На какие розничные продукты банк «Уралсиб» будет делать ставку в 2022 году?

— С точки зрения накопительных и сберегательных продуктов у нас был большой спрос на вклады. Как и весь рынок, мы предлагали высокие ставки по краткосрочным вкладам.

Думаю, что тренд изменится. На первое место выйдут накопительные счета, дебетовые карты с процентом на остаток. Желания фиксировать ставку на длительный период нет ни у банков, ни у клиентов. Последние могут опасаться, что они зафиксируют вклад по более низкой ставке, чем могли бы впоследствии получить на крайне волатильном рынке. Финансовые организации боятся обратного — что они зафиксируют более высокую стоимость ликвидности в сравнении с тем, которую могли бы.

Поэтому я думаю, что банки будут скорее промотировать накопительные счета, чем вклады.

Динамика кредитных портфелей будет сильно зависеть от того, как будет развиваться льготная программа ипотеки. Пока мы видим, что кредит по ставке 12% большого интереса у клиентов не вызывает. Но в случае снижения до 9% мы ожидаем определенный рост интереса. По остальным кредитным продуктам мы видим рост интереса к кредитным картам. Банкам спокойнее их выдавать, потому что срок жизни этого кредита короче, средний размер — ниже, а выдавать классические беззалоговые кредиты сроком на 5–7 лет банкам гораздо более рискованно в текущей ситуации.

Если говорить про наш банк, мы значительно нарастили выдачу кредитных карт. Сейчас выдачи увеличились более чем вдвое по сравнению с периодом начала 2022 года, но в том числе на этот рост оказывает влияние значительное падение объемов выдач классических беззалоговых кредитов.

Источник