На конференции «Управленческие науки в современном мире» обсуждают цифровую трансформацию

462

9 ноября 2021 года открылась IX Международная научно-практическая конференция «Управленческие науки в современном мире». В этом году, в связи с напряженной эпидемиологической обстановкой, мероприятие проходит в онлайн-формате. По информации организатора – Финансового университета при Правительстве РФ, всего в конференции принимают участие около 450 человек, 250 из них – студенты.

«Управленческие науки» уже стали своего рода брендом, включающим в себя больше полутора десятков различных круглых столов, секций. Мероприятия, которые мы проводим в этом году, охватывают многие направления исследований в сфере управления бизнесом, управления в публичной сфере, государственном муниципальном управлении. Это, безусловно, важно в сегодняшнем быстро меняющемся мире, который находится под воздействием эффектов пандемии, на пути цифровой трансформации, и который уже осознал необходимость решения экологических проблем. Все эти темы являются предметами исследований, обсуждений и в сфере реального управления, и исследований университетов. Будем обсуждать эти вопросы в ходе наших мероприятий», — отметил Декан Факультета «Высшая школа управления» Финуниверситета (Россия) Аркадий Трачук, выступивший модератором пленарного заседания

Аркадий Трачук сообщил, что в 2021 году в числе участников конференции – представители Латвии, Республики Фиджи, Кувейта, Индии, Узбекистана, Донецкой Народной Республики, России. Нашу страну представляют семь регионов: Москва и Московская область, Брянская, Тверская, Саратовская, Архангельская области, Республика Татарстан, Краснодарский край. В секциях участвуют делегаты от 25 вузов, в том числе шесть зарубежных.

Центральным событием первого дня конференции стала пленарная сессия, в ходе которой с докладами выступили представители Германии, Словении, Узбекистана и России. Открыл пленарное заседание Аркадий Трачук. В его докладе речь шла о целях внедрения цифровых технологий в российской промышленности. Спикер представил результаты исследования, которое проводилось в Департаменте менеджмента и инноваций Факультета «Высшая школа управления» коллективом исследователей.

«В ходе работы мы выделили 11 технологий, которые могут оказывать влияние на предприятия, и в которых предприятия могут быть заинтересованы стратегически. Среди таких технологий: роботизация, аддитивные технологии, радиочастотная идентификация, блокчейн, технологии искусственного интеллекта, облачные технологии, большие данные, цифровые двойники и ряд других, — комментирует докладчик.Также мы увидели три ключевые цели, которые формулируют для себя практически все предприятия: это повышение производительности труда или оборудования, адаптивность и скорость реагирования на изменения, скорость вывода товаров на рынок», — сказал Аркадий Трачук.

В докладе руководителя направления технологического предпринимательства и цифровизации в консультационной компании Штифтерфербанд, финансируемой Фондом Даймлера (Германия) Александра Брема речь шла об искусственном интеллекте как о технологии, позволяющей управлять инновациями. Эксперт убежден: искусственный интеллект станет самой главной технологией, которая будет способствовать развитию технологий в XXI веке.

«Искусственный интеллект является и инициатором, и координатором инноваций, но в разных контекстах. Инициатор работает с молодыми компаниями с точки зрения программного обеспечения, продуктовой линейки. Координатор, в свою очередь, работает с хардверными приложениями и выходом продуктов на рынок», — подчеркнул спикер.

Важную тему — управление рисками во времена цифровых инноваций на примере банковской отрасли рассмотрел начальник отдела финансов и управления рисками S-Kredit partner GmbH, специалист по потребительскому кредитованию сберегательных касс (Германия) Йорг Гайслер.

«Цифровая трансформация нашей отрасли началась примерно лет 10 назад. Она уже потребовала инвестиций в размере миллиардов евро и еще не завершена. В последние годы европейский банковский сектор переживает глубокие изменения. Есть три основных драйвера этих изменений: после финансового кризиса 2007 года возросли требования регулятора к банкам, а они и ранее были вызовом для нашей отрасли. Параллельно с этим началась цифровая революция, а также появилась целая волна новых стартапов в fintech, что оказало давление на традиционных игроков, которые были вынуждены заняться цифровизацией своих бизнес-моделей». — сказал Йорг Гайслер.

Декан Факультета экономики и бизнеса (FEB) Университета Марибора и профессор e-бизнеса и управления информацией (Словения) Само Бобек представил свое выступление в рамках темы «Digital transformation impact son business models». В его презентации речь шла о цифровой трансформации бизнес-модели.

По словам Само Бобека, цифровая трансформация – это интеграция цифровых технологий в бизнес компании. Теория спикера основана на канве элементов бизнес-модели на структурном уровне, которые позволяют компаниям уточнять свои задачи. Эту бизнес-модель когда-то сформулировал швейцарский эксперт Александр Остервальдер, разработавший инструмент стратегического управления, или схему из 9 блоков, описывающих разные бизнес-процессы организации. Иными словами, эксперт показал пользовательский опыт в канве цифровой трансформации, включающей стоимостные модели, модели доходов, модели взаимодействия с потребителями и партнерами и далее структуру, которая получится по итогам трансформации.

Спикер сделал вывод, что, вероятно, не существует лучшей бизнес-модели. Каждой компании необходимо планировать свои шаги, а также то, где планировать изменения и применять технологии и концепции.

Руководитель международного проектного офиса, доцент кафедры «Цифровая экономика и информационные технологии» Ташкентского Государственного экономического университета (Республика Узбекистан) Азизжон Бободжонов в докладе на тему «Reinventing the services in the digital age» рассказал о новых открытиях в сфере услуг в эпоху цифровой трансформации.

«На сферу услуг приходится 63% всего мирового благосостояния, в России 56% этой сферы составляет ВВП страны, то есть, очень многое зависит от этого сектора экономики. Будущий экономический рост зависит от того, как будут развиваться услуги. А инновации услуг зависят от электронных услуг – интернета, роботов и так далее. Транзакции все больше осуществляются через технологии», — отметил Азизжон Бободжонов.

После пленарного заседания прошли заседания тематических секций по следующим направлениям:

  • Управление изменениями и лидерство
  • Стратегии бизнеса и устойчивое развитие
  • Международный менеджмент и бизнес
  • Теоретические вопросы управления
  • Теория и практика проектного управления
  • Корпоративное управление и социальная ответственность бизнеса
  • Операционный менеджмент и управление бизнес-процессами
  • Стратегический финансовый менеджмент
  • Государственное управление и проблемы эффективности государственного сектора
  • Управление крупными городами и городскими агломерациями
  • Управление инвестициями в реальном секторе
  • Антикризисное управление и управление непрерывностью бизнеса
  • Системный анализ в менеджменте
  • Управление знаниями и талантами
  • Управление цифровизацией в спорте
  • Цифровой маркетинг и маркетинговые коммуникации
  • Формирование инновационной стратегии в условиях четвертой промышленной революции.