Участники XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» обсудили качество закупочных механизмов программного обеспечения для промышленности и торговли. Этой проблемной теме была посвящена завершающая дискуссия первого дня Форума, который проходит 15-17 мая в ИЦ «Сколково».
Сегодня в приоритете не просто «цифровая зрелость» органов государственного управления, банковской системы, социальных служб, городского хозяйства, индустриального комплекса, а способность их независимой работы с опорой на российское оборудование и софт. Со стороны заказчиков разных уровней есть сопротивление попыткам государства заместить импортное ПО. Оно обусловлено как рыночными аргументами (дороговизна и сложность импортозамещающего перехода), так и человеческим фактором (привычка к использованию иностранных программ и электроники, наличие серых схем по использованию недружественного ПО).
Для отечественного разработчика и вендора сложность в том, что он вынужден стартовать из заведомо проигрышных позиций (по себестоимости производства, условиям поставки). Российское решение в большинстве случаев не может стать конкурентоспособным, пока не станет серийным.
Сергей Габестро, генеральный директор ООО «МИРТЕХ», поднял существенную проблему высокой себестоимости импортозамещения: «Любое импортозамещение на первоначальном этапе ведет к издержкам. Цифровой переход на российское ПО – это огромные осознанные усилия для заказчика, поэтому некоторые компании предпочитают продолжать использовать нелегальное импортное ПО. Необходимо повышать квалификацию российских заказчиков».
Другую сторону этого вопроса подчеркнула Наталья Зейтениди, генеральный директор БФТ-Холдинг, отметив существующую проблему для выхода на новые рынки для отечественных разработчиков ПО: «Им трудно конкурировать по зарплатам с госкорпорациями, нанимая разработчиков. За кадры идет борьба с крупными корпоративными структурами, которые создают внутри себя IT-компании».
Участники дискуссии Форума предложили разные форматы решения этой проблемы, которые обладают своей спецификой для разных отраслей: здравоохранения, строительства, транспортной системы, органов госуправления.
Текущую ситуацию прокомментировал директор АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий» Илья Массух: «До 2014 года в России доминировал подход с использованием западного ПО. Однако затем пришло понимание, что именно цифровая инфраструктура используется для политического и экономического давления в современном мире. С этого момента начались процессы импортозамещения, которые позволили прийти к 2022 году в достаточно подготовленном состоянии. Большинство российских компаний запустили и начали готовиться к переходу на отечественный софт».
Эксперт подчеркнул, что в последнее время зрелость отечественных решений существенно выросла, как и качество запросов заказчиков, которые стали более структурированными и квалифицированными. Одной из сфер, где удалось добиться огромного положительного опыта импоротзамещающего внедрения российского ПО, является электронная торговля. Успешно и массово смогли перейти на российские решения в сфере государственного управления и сервисных услуг государства.
Особая сфера цифровизации – промышленный софт. Опытом цифровизации закупочной деятельности и материально-технического обеспечения, успехами и препятствиями на этом направлении с участниками дискуссии поделилась госкорпорация «Росатом», обладающая самым высокоразвитым комплексом программных решений российского происхождения. Госкорпорация ведет работу по суверенной цифровизации уже более 10 лет, став квалифицированным заказчиком таких решений и в части прикладного, и в части инфраструктурного ПО, которое сегодня полностью реализовано на импортонезависимых решениях. Накоплен большой массив данных. На текущий момент сформировано единое информационное пространство, в котором могут работать заказчики и поставщики.
Одно из важных закупочных новшеств, способных качественно изменить всю цифровую отрасль – это массовое внедрение сервисных контрактов.
В ходе дискуссии участникам и гостям Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» презентовали практику осуществления закупок по комплексному обслуживанию оборудования и информационной инфраструктуры.
Контракты полного цикла и контракты типа «Сервисная модель» уже реализуются в Москве: когда, например, печать или обслуживание IT-инфраструктуры приобретаются как услуга. На балансе у субъекта не находятся основные фонды, они находятся у IT-компаний: они сами берут кредит, покупают оборудование, но предоставляют услугу. То есть, из бюджета одномоментно затрачивается меньше ресурсов.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что это очень перспективный механизм, который требует нормативной проработки дальнейших смежных вопросов: например, предоставление удаленного доступа к инфраструктуре в интересах государственных, муниципальных и корпоративных заказчиков.