Внедрение инноваций несет риск информационной безопасности

108

В ходе совместного исследования Агентство стратегических инициатив (АСИ) и международная консалтинговая компания KPMG опросили 148 крупных российских предприятий. Опрос проводился в соответствии с разработанной АСИ «Моделью повышения инвестиционной открытости крупных компаний», которая включает четыре ключевых блока: стратегия, операционная модель, мотивация, культура.

Исследование показало, что крупные российские компании уже встали на путь внедрения инноваций и цифровой трансформации — большинство из них не только осознают положительное влияние инноваций, но также активно финансируют связанные с ними проекты. Так, более 30% крупных российских компаний готовы выделять на эти цели 5–10 млрд. рублей в год, а 10% — более 10 млрд. рублей.

При этом 75% опрошенных компаний занимаются инновациями, чтобы защитить текущие позиции бизнеса, что с точки зрения модели свойственно начальному уровню инновационной зрелости. Усилия более зрелых компаний направлены на развитие новых направлений и завоевание лидирующих позиций. Согласно модели АСИ, для того чтобы компания могла реализовать свой инновационный потенциал, ей следует увеличивать количество запускаемых проектов. Половина респондентов (51%) уже реализовали пилотные проекты по инновациям, однако лишь 16% из них внедрили больше пяти пилотов.

15% корпораций отмечают, что наибольший экономический эффект оказывают роботизированные технологии (RPA), 12% — интернет вещей (IoT), по 10% адаптивные промышленные роботы и 3D-печать и аддитивные технологии. По 9% опрошенных отметили в числе цифровых технологий с максимальным экономическим эффектом автономные машины и дроны, квантовые технологии и цифровые двойники, по 7% — облачные вычисления и умные системы управления, 5% — чат-боты. Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR), блокчейн, Bigdata и искусственный интеллект отметили лишь по 1% опрошенных.

Половина компаний (49%) в качестве основных барьеров для внедрения инноваций выделяют недостаточную зрелость процессов и низкий уровень автоматизации, а также отсутствие необходимой инфраструктуры. Основным внешним препятствием, согласно опросу, являются регуляторные и законодательные ограничения. Этот перечень также дополняется барьером в виде отсутствия терпимости к риску и ошибкам.

Исследование также показало, что российским компаниям зачастую не хватает скорости реагирования на изменяющиеся обстоятельства. 90% респондентов рассказали, что их компании воспринимают идеи сотрудников или внешние предложения, но медленно реагирует на развитие рынка или технологий. Это препятствие, по мнению участников исследования, является одним из основных барьеров для построения инновационной корпоративной культуры. При этом большинство (63%) считает, что уровень инновационной корпоративной культуры взаимосвязан с показателями доходности компаний.

Компании при внедрении цифровых решений столкнулись и с нехваткой специалистов. Наибольший дефицит кадров отмечается в области управления проектами digital (23%). На втором месте — специалисты по ИТ-архитектуре (14% ощущают нехватку персонала по данному направлению).

Основным риском по результатам внедрения инноваций респонденты выделяют риск информационной безопасности — более 60% обозначили его первостепенным. Среди прочих ухудшение управляемости (14%) и снижение количества рабочих мест (7%).