Как моногороду получить шанс на вторую жизнь
В Московской области, в городском округе Рошаль, в сентябре 2014 года состоялась научно-практическая конференция «Город Рошаль: перспективы развития». Ее главной целью стала выработка вариантов решения проблем одного из малых моногородов России.
Долгое время градообразующим предприятием был Рошальский химический комбинат им. А. А. Косякова. Сейчас комбинат закрыт. На конференции вспоминали о том, как в ноябре 2013 года тихий провинциальный город Рошаль, расположенный на окраине Подмосковья, стал героем новостных сюжетов. Это случилось после того, как этот, казалось бы, всеми забытый город посетил губернатор Московской области Андрей Воробьев.
Первым делом новый руководитель городского округа Рошаль принял экстренные меры по сохранению целостности систем теплоснабжения и их нормальному функционированию во время отопительного сезона. Позднее была начата работа по децентрализации системы отопления. В течение нынешнего осенне-зимнего отопительного сезона планируется перейти на обслуживание города не единственным источником теплоснабжения, а десятью станциями, которые будут стоять рядом с домами.
13 апреля состоялись досрочные выборы главы городского округа Рошаль. Из четырех представленных кандидатов по итогам голосования избранным главой города стал Алексей Артюхин. Рошальские избиратели отдали ему более 93 процентов голосов.
Встречи с организациями, учреждениями, общегородские собрания, где каждый житель может задать свой вопрос и рассказать о своей проблеме главе города, стали нормой работы нового руководства. На сегодняшний день общегородские собрания вошли в традицию. Ведутся совместные совещания и проекты с Общественной палатой городского округа Рошаль. Молодежь тоже с большим энтузиазмом принимает участие в жизни города.
В Рошале создана межведомственная комиссия по благоустройству, которая в рамках акции «Чистый понедельник» еженедельно поадресно осматривает жилой фонд. В результате проверки выдается перечень предписаний управляющим компаниям и ставятся четкие сроки их исполнения.
Сегодня Рошаль постепенно оживает. Преображаются городские дворы, вместо старых сараев и гаражей появляются новые детские игровые площадки. Полным ходом идет благоустройство города, проводятся массовые субботники, работы по озеленению улиц. С постепенным изменением облика города в Рошаль приходят инвесторы. На нескольких площадках ведется строительство многоквартирных домов.
По мнению Антонины Ряховской, завкафедрой «Стратегический и антикризисный менеджмент» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, ректора Института экономики и антикризисного управления, одним из заинтересованных субъектов экономических отношений в сохранении бизнеса градообразующих организаций являются местные и региональные органы власти. Однако, как показывает практика, зачастую их усилий недостаточно для решения возникших сложнейших проблем.
«Случаи, когда органы власти указанных уровней предпринимают серьезные усилия для организации различных производств на месте ликвидированных в процедурах банкротства градообразующих предприятий, пытаются решить многочисленные проблемы социального характера, жилищно-коммунального хозяйства, исследуют множество вариантов сохранения моногорода, являются, скорее, исключительными, – считает Антонина Ряховская. – Среди таких исключений – городской округ Рошаль, администрация которого при поддержке руководства Московской области пытается возродить былое величие этого малого города».
Одной из идей возрождения города стало создание в Рошале индустриального технопарка. Уже решено, что здесь будет построен крупный химико-технологический технопарк. Проект включает строительство принципиально нового производственного комплекса. Как сообщил глава городского округа Алексей Артюхин, в Рошале разместится химико-технологическое производство фталевого ангидрида – основного сырья для производства поролона, в котором очень нуждается отечественный рынок. По словам Артюхина, эти производственные мощности будут крупнейшими не только в России, но и в Европе. Создание технопарка позволит создать в городе более 2 тысяч рабочих мест для специалистов, тогда как в городе проживают 5,5 тысячи трудоспособного населения.
Наталья Акулова, проректор по научной работе Института экономики и антикризисного управления, считает, что идея создания индустриального парка – это еще не все: «Главное – наполнить парк резидентами, то есть инвесторами, которые в него придут. Чтобы наполнить парк резидентами, необходимо иметь благоприятный инвестиционный климат. Для этого нужно быть инвестиционно привлекательными, ведь от этого зависят поступления в местную казну, а следовательно, качество жизни каждого жителя города Рошаль».
По мнению Натальи Акуловой, первые два уровня инвестиционного климата города Рошаль являются благоприятными. Это означает, во-первых, что в целом по международным рейтингам инвестиционный климат в России улучшился. Во-вторых, рейтинг инвестиционного климата Московской области имеет градацию 1А. Единица означает максимальный потенциал, А означает минимальный риск. «Но говорить в целом о Московской области применительно к Рошалю нельзя, потому что существует асимметрия в муниципальных образованиях внутри региона. Поднимать нужно инвестиционную привлекательность именно муниципального образования Рошаль. И начинать нужно, прежде всего, с создания благоприятной административной среды в городе», – подчеркнула проректор по научной работе ИЭАУ.
По мнению Антонины Ряховской, большое влияние на эффективность реализации утвержденных планов и программ по возрождению Рошаля, реанимации бывших производств и организации новых оказывает наличие соответствующей коммунальной инфраструктуры – инженерных объектов, электро-, водо-, газоснабжения, канализации, техническое состояние которых в значительной степени влияет на экономические параметры деятельности всех без исключения субъектов экономики, функционирующих в городе, планируемых к созданию и возрождению. Также деятельность предприятий ЖКХ оказывает непосредственное влияние на уровень бедности населения, а значит – на величину выплат соответствующих пособий из средств местного бюджета.
«Это влияние проявляется в следующих направлениях: при неудовлетворительном техническом состоянии инженерных коммуникаций ЖКХ в значительной степени возрастают потери транспортируемых потребителям воды, тепла, газа и т. д., стоимость которых под различными предлогами возмещается ресурсоснабжающим организациям потребителями даже при наличии индивидуальных счетчиков, – объясняет Антонина Ряховская. – Учитывая эти обстоятельства, руководство городского округа Рошаль к задачам особой значимости при создании и развитии сети индустриальных парков на его территории относит их бесперебойное обеспечение услугами ЖКХ в необходимом объеме и надлежащего качества».
Решение проблем городского округа Рошаль, реализация его многочисленных планов и задач возможны при объединении усилий федеральных, региональных, местных органов исполнительной власти, бизнес-сообщества, сотрудничестве с высшими учебными заведениями, считает профессор Ряховская.
На конференции было отмечено, что анализ показателей социально-экономического развития городского округа Рошаль позволяет сделать вывод: за последний год его социально-экономическое положение существенно изменилось и имеет положительную перспективу.
По результатам конференции будет подготовлена резолюция о перспективах развития Рошаля. Эту резолюцию, в которую войдут предложения докладчиков и жителей города, направят в правительство Московской области.
Точка зрения
Антонина РЯХОВСКАЯ, завкафедрой «Стратегический и антикризисный менеджмент» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, ректор Института экономики и антикризисного управления, д.э.н., профессор, заслуженный экономист России:
Традиционно моногорода размещаются на территории промышленного пояса развития, в который входят, в первую очередь, регионы Урала и юга Сибири. В этом поясе расположены наименее благополучные в социальном отношении моногорода, имеющие в качестве градообразующего всего одно крупное промышленное предприятие металлургии или машиностроения. В настоящее время в монопрофильных населенных пунктах проживают около 24 процентов всего городского населения страны.
Реанимация градообразующих организаций, обеспечение их стабильного функционирования требуют значительных финансовых ресурсов и усилий как со стороны собственников, так и государства, региональных и местных органов власти. Отсутствие финансовых ресурсов в региональных и местных бюджетах, несвоевременная оплата государством выполненного госзаказа, низкая социальная ответственность собственников зачастую являются причиной банкротства значительного числа рассматриваемых субъектов экономики. Это, в свою очередь, является причиной исключения монопрофильных населенных пунктов из перечня моногородов, что делает невозможным дальнейшее проживание в некоторых из них населения и создает необходимость его переселения на другие территории. По данным Министерства регионального развития РФ, сейчас их число сократилось до 335, в которых 442 градообразующие организации.
Градообразующая организация при разрушении бизнеса перестает выполнять функции основного работодателя и налогоплательщика, обеспечивающего работой и средствами к существованию значительную часть населения. Нарушается также функция наполнения местного и регионального бюджетов, ущемляются интересы населения и возможности реализации социальных функций местными и региональными органами власти. Крупные организации в процессе работы обрастают фирмами-сателлитами, которые выполняют функции обслуживания основного бизнеса. Возникает эффект стейкхолдеров.
В условиях моногородов деятельность предприятий практически не поддается перепрофилированию. Могут пострадать также интересы поставщиков и потребителей, поскольку нарушаются налаженные партнерские связи. Эти процессы затрагивают интересы государства и общества в целом, потому что власти должны компенсировать социальные потери и отрицательные последствия финансово-экономических проблем населения моногородов.
Наталья АКУЛОВА, Институт экономики и антикризисного управления, проректор по научной работе, профессор, кандидат экономических наук:
– Рошаль – это моногород, который не попал в программу модернизации моногородов, провозглашенную правительством Российской Федерации в 2010 году. Градообразующее предприятие, которое не только производило продукцию военного назначения, но и обеспечивало ЖКХ, социальное развитие города, обанкротилось в 2006 году.
Говоря о перспективах развития города Рошаль, нужно ориентироваться на направленность тех программ, которые были созданы для моногородов. Одни программы были направлены на полное расселение моногородов, территории которых были бесперспективны. Другие программы были ориентированы на стабилизацию и диверсификацию экономики. Некоторые программы ставили своей целью повышение эффективности развития моногородов. И есть города, в которых формировалась так называемая стратегия инновационного развития, – это города новой экономики (например, Сколково). Моногорода разные, результаты и программы разные. Стратегия развития должна быть не оборонительная, а наступательная, и она должна ориентироваться на использование инновационного потенциала.
Яна ЛИСИЦЫНА
