ПАО «Полюс» – один из лидеров ESG-повестки в России. Устойчивое развитие – неотъемлемая часть бизнес-стратегии крупнейшего российского золотодобытчика. Как в компании внедряются принципы ESG и как выстроена система управления этим процессом?
Практики и подходы устойчивого развития имеют отраслевую специфику. Как публичная компания добывающего сектора, мы должны соответствовать большому количеству обязательных требований и стандартов в части экологии, промышленной безопасности и охраны труда, управления рисками и корпоративного управления. Кроме того, наша деятельность связана и оказывает влияние на большое количество заинтересованных сторон, начиная от наших сотрудников и жителей регионов присутствия, заканчивая банками и инвесторами. В отношениях с ними ключевыми являются такие менее формальные, но не менее важные характеристики нашей работы, как прозрачность, открытость, диалог, поддержание «социальной лицензии на деятельность», а также принятие на себя дополнительных добровольных обязательств, касающихся экологической и социальной ответственности.
В связи с тем что устойчивое развитие пронизывает все бизнес-процессы «Полюса», это функциональное подразделение работает как центр компетенций. С одной стороны, мы отслеживаем изменение стандартов и регулирования и обеспечиваем соответствие им. С другой – анализируем текущую операционную деятельность и предлагаем изменения, которые сделают ее более безопасной и устойчивой. Третье важное направление работы – проекты по поддержке местных сообществ и дополнительные экологические инициативы.
Старт почти любого проекта начинается у нас с пилотного запуска. Департамент устойчивого развития, как ответственное подразделение, вносит тему, создает под нее рабочую группу. Чаще всего эти группы кросс-функциональные, поскольку в проектах устойчивого развития требуется много участников с разной профессиональной экспертизой. За счет этого также достигается вовлеченность и заинтересованность различных подразделений. После того как взаимодействие между подразделениями внутри компании выстроено (например, разработана нормативная документация, методология, аудит и все процессы уже понятны), мы передаем работу в функциональное подразделение, ответственное за то или иное направление в зависимости от тематики разрабатываемого проекта. В дальнейшем наш департамент фигурирует как участник или соисполнитель этой инициативы.
В качестве примера приведу наш отраслевой пример, касающийся управления хвостохранилищами. Хвостохранилища – места размещения отходов процесса обогащения руды – пустой породы, смешанной с водой. Это комплекс сооружений, который в том числе включает дамбы, насосные станции, системы водоснабжения и т. д.
В 2019 году мир потрясла авария в бразильском городе Брумадинью: была разрушена дамба, и сель из хвостохранилища унес жизни 269 человек и нанес огромный экологический ущерб. До катастрофы в Брумадинью тема безопасности хвостохранилищ не вызывала интерес общества, и добывающие компании, как правило, публично не раскрывали информацию даже о местонахождении своих хвостохранилищ, не говоря уже об информации о безопасности этих объектов или технических характеристиках. Теперь эти данные имеют важное значение для акционеров, инвесторов, страховых компаний, а также для населения и работников. Катастрофа вызвала рост интереса общества к безопасности хвостохранилищ. В ответ на это в 2020 году был разработан Глобальный отраслевой стандарт управления хвостохранилищами. И мы как департамент устойчивого развития «Полюса» принимали участие в разработке этого стандарта в составе международной команды экспертов. Рабочая группа, которая участвовала в разработке, вносила свои предложения и корректировки стандарта. После появления документа в компании был проведен аудит на соответствие наших хвостохранилищ этому стандарту и разработан план мероприятий по внедрению. Функция устойчивого развития активно участвовала в подготовке первого в компании публичного документа с детальной информацией о хвостохранилищах. А систему мониторинга безопасности этих объектов разрабатывали уже те подразделения, которые функционально были ближе к этой теме. Например, аудит на соответствие стандарту вел блок инжиниринга. А системы онлайн-мониторинга совместно создавали департамент окружающей среды и блок трансформации, потому что для этого были нужны ИТ-решения. При этом мы как департамент устойчивого развития остаемся на связи с коллегами, помогаем им с выполнением работ по разным направлениям. Например, в части взаимодействия, раскрытия информации, составления отчета по состоянию хвостохранилища.
Похожая ситуация сложилась с программой по адаптации к изменению климата. В компании на протяжении последних нескольких лет были разные инициативы, направленные на сокращение углеродного следа, например, в части снижения потребления угля. В 2021 году была разработана официальная позиция компании относительно изменения климата, но не было единого документа, который бы объединял все аспекты адаптации и проекты компании. Поэтому в 2021 году мы начали разработку такого документа. В рабочую группу входили сотрудники из различных подразделений группы «Полюс». Также был создан управляющий совет из топ-менеджеров, который принимал решения по каждому блоку климатической стратегии до того, как она была вынесена на рассмотрение совета директоров, согласована и опубликована в 2022 году.
В части же реализации стратегии, а это целый комплекс мероприятий, включающий климатические проекты, управление критическими рисками, участие в разработке законодательных инициатив, взаимодействие с заинтересованными сторонами, формирование отчетности и раскрытие информации, эти направления взяли на себя подразделения, наиболее близкие по функционалу к каждому из них. Например, взаимодействием с заинтересованными сторонами занимается блок по работе с госорганами, техническими вопросами – операционный блок и так далее.
По такому же принципу выстроена работа по оценке рисков биоразнообразия. До 2022 года мониторинг биоразнообразия постоянно проводился на наших предприятиях, но по разным основаниям. В 2022 году была создана рабочая группа, для того чтобы разработать единый регламент, отработать его с бизнес-единицами, ввести процесс оценки рисков, единый для всех предприятий группы. Разработка системной методологии мониторинга и оценки рисков была начата в 2022 году, мероприятия по внедрению запущены в 2023 году. Сейчас эту работу в основном курирует департамент охраны окружающей среды.
Таким образом, функционально подразделение устойчивого развития – это инициатор изменений. Можно сказать, что устойчивое развитие – это, во‑первых, рефлексивная и стратегическая функция; во‑вторых, определенное мировоззрение и целеполагание и, в‑третьих, это деятельность в проектной форме. Сочетание этих фокусов и составляет нашу ежедневную работу.
Дарья ГРИГОРЬЕВА, директор департамента устойчивого развития «Полюс»