Согласно исследованию, проведенному экспертами Школы управления СКОЛКОВО в 2022 году среди представителей крупных российских компаний с численностью сотрудников более 1000 человек, 36% таких компаний находятся в ситуации адаптации и трансформации. 58% респондентов отметили, что основным приоритетом в деятельности их компаний является операционная эффективность. А 64% назвали управление изменениями самой приоритетной компетенцией для обучения руководителей. Кроме того, в топ-5 вошли такие компетенции, как лидерство (37%), операционная эффективность (32%), цифровая трансформация (32%) и управление персоналом (27%). Неудивительно, что сегодня растет запрос на приобретение новых компетенций и усиление имеющихся. О текущей ситуации в сфере бизнес-образования мы поговорили с директором департамента корпоративного обучения Школы управления СКОЛКОВО Денисом Конанчуком и директором МВА, Executive MBA и магистерских программ Школы управления СКОЛКОВО Булатом Нуреевым.
На повестке – повышение эффективности
– Кто сейчас чаще учится – руководители компаний или сотрудники?
Денис Конанчук, директор департамента корпоративного обучения Школы управления СКОЛКОВО (Д.К.): Чаще всего в компаниях учатся руководители, входящие в так называемый «кадровый резерв». Это вторая и третья линейка руководителей (CEO-2-3) – те, кто отвечает за развитие бизнеса, взаимодействие с клиентами, создание новых продуктов. Потребность в обучении связана с тем, что именно от этой категории сотрудников зависят темпы развития или трансформация бизнеса, создание и реализация новых бизнес-возможностей для компании. Также многие компании сегодня формируют «пул преемников» – сотрудников, которым предстоит повышение до позиции топ-менеджеров. Такой карьерный ход требует предварительной подготовки и обучения.
– Бывает ли, что приходят учиться с конкретными запросами? Допустим, руководитель хочет внедрить в своей компании принципы ESG и хочет разобраться, как сделать это правильно и что требуется непосредственно от него?
Д.К.: В Школу управления СКОЛКОВО большинство компаний приходят с запросами не просто на обучение, а на решение конкретных бизнес-задач, стоящих перед организацией. В 2017–2021 годах ключевым запросом была подготовка команд для решения задач цифровой трансформации, в 2021–2022 годах – запуск ESG-инициатив и связанное с этим обучение. Сегодня на повестке у руководителей три вопроса, с которыми они обращаются в бизнес-школу: повышение операционной эффективности, адаптация стратегии и бизнес-модели к новым условиям, выход на новые рынки в России и дружественных странах. 90% программ корпоративного обучения посвящены этим темам с обязательным фокусом на лидерство и повышение управленческой зрелости сотрудников. В процессе обучения участники не только осваивают новые знания и инструменты, но и прорабатывают прикладные идеи и проекты для бизнеса, которые внедряются в компании.
– По вашей статистике, чаще учатся руководители и сотрудники государственных учреждений или частных компаний?
Д.К.: С точки зрения обучения нет большой разницы – частная компания или государственная. Одинаково много учатся и те и другие. Все зависит от масштаба новых задач, которые ставят перед собой компании. Каждая новая задача требует подготовки руководителей и команд, которые отвечают за ее решение.
Образование подстраивается под запрос
– Какие тенденции в бизнес-образовании можно сейчас выделить?
Булат Нуреев, директор МВА, Executive MBA и магистерских программ Школы управления СКОЛКОВО (Б.Н.): Повестка управленческого образования становится более практико-ориентированной. Все чаще мы слышим от слушателей вопрос: что они получат в ходе учебы, что можно применить прямо сейчас? В ситуации турбулентности почти никто не готов учиться впрок, как в общеобразовательной школе, – сегодня мы учим что‑то, а пригодится оно когда‑нибудь потом.
Короткие программы за последний год все больше внимания уделяют hard skills, нежели soft skills. Люди приходят за конкретными знаниями и умениями, которые нужны им именно сейчас. Они хотят видеть результат во время учебы, а не после нее.
Управленческое образование в этом плане очень гибкое – оно реагирует и приспосабливается под запрос слушателя. Наряду с академическими профессорами в стенах школ управления появляется больше практиков. Больше внимания уделяется таким форматам, как проектная работа, поиск решений в группе, обсуждения.
– Можно ли предсказать, какие направления корпоративного образования будут востребованы в ближайшие годы?
Д.К.: В 2022 году Школа управления СКОЛКОВО провела исследование, в котором руководители и HR-директора компаний определили ключевые направления обучения на ближайшие два года. Приоритетными темами стали «управление изменениями», «лидерство» и «эффективная работа в команде». В ближайшие годы они будут доминировать не только в российском, но и в мировом бизнес-образовании. Уровень неопределенности и турбулентности на рынках растет, и компании инвестируют в способности сотрудников быстро находить решения сложных бизнес-задач.
Прагматичное управленческое образование – это не только про знания, которые можно будет быстро применить и с помощью которых можно будет сразу что‑то изменить в личной или корпоративной стратегии. Это еще и про дополнительные социальные возможности.
– Если сравнивать бизнес-образование в России и за границей, в чем схожесть, в чем отличие?
Б.Н.: Зарубежное бизнес-образование более академичное. Люди больше времени тратят на обсуждение концептов и идей. Индустрия управленческого образования в России более молодая, а само образование сильнее ориентировано на практику. Российскому слушателю нужен не только концепт, но и инструмент. Но это не значит, что зарубежное бизнес-образование совсем не прагматично, а российское не академично.
Отсюда вытекает еще одно заметное отличие. В России больше распространены образовательные программы с частичной занятостью, позволяющие совмещать работу и учебу. Люди предпочитают не терять время и карьерные возможности и готовы жить в более интенсивном режиме.
И это дает преимущество в самом образовательном процессе: слушатель начинает использовать новые знания не по окончании обучения, а сразу, параллельно с учебой. Значит, нет эффекта отложенного применения знаний. Эта гибкость актуальна во все времена, но в периоды турбулентности – особенно, ведь от своевременности управленческих решений может зависеть выживаемость бизнеса.
Учиться можно не только у профессоров
– Насколько управленческое образование помогает повысить личную эффективность руководителей?
Д.К.: Повышение личной эффективности и управленческой зрелости руководителей – главный результат обучения. Чтобы его добиться, большое внимание в бизнес-школах уделяется не только классическим управленческим дисциплинам (стратегия, маркетинг, финансы), но также «мягким» и персональным навыкам (soft и self-skills). Это позволяет руководителям лучше понять себя, своих коллег и подчиненных – освоить практические навыки принятия решений, управления командами, публичных выступлений и другие. И чем выше уровень руководителя, тем большее влияние оказывают soft и self-skills на его личную эффективность.
– Какие рекомендации вы бы дали руководителям в части бизнес-образования? Как получить от него максимум пользы?
Д.К.: Результат обучения зависит от трех вещей: уровня преподавателей, состава группы и собственных усилий. Обычно про вторую и третью составляющую забывают, но от них зависит качество и результативность обучения. В школах управления учатся не только у профессоров, но и у своих коллег по классу, каждый из которых обладает большим профессиональным опытом. Это позволяет создать живую интеллектуальную среду, в которой происходит не только передача готового знания, но также идет совместный поиск ответов на новые управленческие ситуации и вызовы в компаниях. В конечном счете практичность обучения зависит от самого руководителя – от его открытости новым знаниям и способности адаптировать эти знания к личной управленческой ситуации.
Б.Н.: Еще выше стала ценность сообщества, которое наши слушатели приобретают во время обучения в Школе. Прагматичное управленческое образование – это не только про знания, которые можно будет быстро применить и с помощью которых можно будет сразу что‑то изменить в личной или корпоративной стратегии. Это еще и про дополнительные социальные возможности. С кем ты будешь сидеть за партой? Кто будет перед тобой выступать?
Вопрос социального капитала ставится достаточно остро в отношении к бизнес-образованию. В ситуации, когда ты перестраиваешь стратегии, многое зависит от того, какие новые связи ты сможешь создать. А новые связи – это же не абстрактное понятие. Новые связи – это новые люди, которых как раз можно найти во время обучения, в кругу единомышленников.
Беседовала Елена ВОСКАНЯН