Информационные технологии на службе производственной безопасности

722
Сергей КОНДРАТЕНКО, руководитель направления по трансформации, расследованию и профилактике несчастных случаев УК «Металлоинвест»

Автоматизированная система охраны труда и промышленной безопасности позволяет создать эффективное производство, где сотрудники в полной мере осознают ответственность за свою безопасность, безопасность своих коллег и подрядчиков.

Наиболее популярные инструменты, которые используются для профилактики происшествий с помощью информационных технологий и искусственного интеллекта, – это видеоаналитика, контроль применения средств индивидуальной защиты (СИЗ) и пересечения опасных зон, контроль состояния водителей, мониторинг загазованности газоопасных мест, газотехнических сооружений (ГТС) и технологических параметров, мобильные приложения, мобильный обход, личный кабинет по учету и выдаче СИЗ. В нашей компании они объединены в систему, которая называется «Автоматизированная система охраны труда и промышленной безопасности».

Система была разработана нашей компанией, и к ее внедрению мы пришли не сразу. Сначала пригласили консалтинговую компанию, которая предложила коробочное решение. Оно было качественным, но не позволяло охватить все необходимые нам направления. При этом часть из предложенных инструментов была взята нами на заметку. Через какое-то время мы обратились к другому консалтингу, который, оценив наши пожелания, предложил создать систему совместно, поскольку существующих решений, полностью удовлетворяющих всем нашим требованиям, не было. Собрав все данные, оценив сроки, издержки и возможные плюсы и минусы каждого из вариантов, мы приняли решение разрабатывать свою систему с собственной ИТ-службой.

Автоматизированная система ОТиПБ включает в себя несколько модулей: мониторинг, линейный обход, электронный наряд-допуск, контроль состояния водителей и персонала, автоматизированные медосмотры. Абсолютно все данные собираются в единой системе, и каждый модуль поддерживает другие. Здесь же содержатся система управления рисками, информация о наблюдениях, положительная практика. Каждый сотрудник может с этим работать, каждый руководитель может анализировать происходящее, выстраивать в системе информационные панели (дашборды) и контролировать, что конкретно происходит в его подразделении или на его оборудовании. Можно оценить риски, уже реализовавшиеся в других структурных подразделениях, на других предприятиях, и принять меры, чтобы предотвратить их появление в зоне своей ответственности. Также здесь отмечаются невыполненные мероприятия.

Сейчас это крупная система, над которой мы продолжаем работать и, наверное, никогда не закончим процесс ее совершенствования. В процессе мы понимаем, что нам требуются дополнительные возможности – и то, и другое, и третье. Перенимаем опыт коллег из других предприятий, разрабатываем свои предложения.

И расширяем функционал. Казалось, финал близок – мы планировали по нашим дорожным картам, что это будет конец 2022 года, но сейчас видим, что в системе не реализовано даже половины того, что мы уже хотим.

 

Пятнадцать проектов

Сейчас в рамках системы у нас уже запущено пятнадцать проектов, в том числе десять в опытной эксплуатации и пять – в промышленной.

Например, это проект «Машинное зрение», где система отслеживает и распознает появление в опасных зонах людей или, при работах на высоте, работников без СИЗ и подает звуковой сигнал об опасности.

Это система мониторинга состояния воздуха и контроля нахождения работников в газоопасных местах. С помощью установленных газоанализаторов передается информация о состоянии газовой обстановки в диспетчерскую. В случае утечки газа принимаются меры по ее устранению, а работники эвакуируются с опасной территории.

Система мониторинга состояния водителей, которые управляют тяжелой техникой в карьерах. Если человек за рулем проявляет признаки усталости или начинает засыпать, срабатывает звуковая сигнализация в кабине и параллельно к диспетчеру приходит сообщение. Потом мы поняли, что система также может быть использована и для отслеживания других требований безопасности: чтобы за рулем не курили, был пристегнут ремень безопасности, не разговаривали по телефону. Все это фиксируется, а руководители потом имеют возможность принимать соответствующие меры. К этой системе таким же образом привязана автоматизированная система медосмотров – если водитель не прошел медосмотр, он не будет допущен до управления транспортом.

Разработан личный кабинет учета выдачи СИЗ – это мобильное приложение, которое помогло нам фиксировать недополученную спецодежду, потому что многие работники не получали полностью средства индивидуальной защиты: кто ботинки, кто каски. И это было сложно контролировать до появления соответствующего модуля. Когда мы его подключили, то получили 25 тысяч сообщений о недополученной спецодежде. Сейчас случаев недополучения СИЗ нет. Мобильное приложение также позволяет работнику видеть, не только когда заканчивается срок средств индивидуальной защиты, но и заказать новую спецодежду на складе на определенное время.

Сергей КОНДРАТЕНКО, руководитель направления по трансформации, расследованию и профилактике несчастных случаев УК «Металлоинвест»