Управление рисками, внутренний контроль и аудит: как меняется фокус работы

1484

Сейчас риски приходят и уходят с калейдоскопической скоростью. И те компании, где управление рисками является философией, встроено в организацию, справляются с кризисами лучше и эффективнее. Как это сделать, что сегодня ждет руководство от подразделений внутреннего контроля, внутреннего аудита, управления рисками в реалиях сегодняшнего дня и как должна измениться роль этих подразделений? Дискуссия на эту тему состоялась на круглом столе в рамках XIX Международного профессионального форума-2022 «Управление рисками – новые вызовы».

Лейла Барахнина, вице-президент управления рисками АО «Группа Ренессанс Страхование»Лейла Барахнина, вице-президент управления рисками АО «Группа Ренессанс Страхование»:

– Если каждый из сотрудников на своем месте работы осознает персональную ответственность за управление рисками в своей конкретной области, это приводит к тому, что компания оперативно реагирует на все вызовы, вовремя и правильно принимает решения. И тогда управление рисками является не какой‑то очень узкой компетенцией одного риск-менеджера. Эта компетенция как soft skills, которые мы постоянно развиваем в себе путем переговоров, публичных выступлений и так далее. Управление рисками и работа с данными – это такая же встроенная компетенция любого топ- и мидл-менеджера. Когда это часть профиля позиции, это приводит к повышению зрелости системы управления рисками и внутреннего контроля, она переходит на совершенно другой уровень.

Например, в нашей компании, где трудится чуть более двух тысяч сотрудников, всего два риск-менеджера. Несмотря на то что наша отрасль регулируется Банком России, то есть действуют очень жесткие требования к построению систем управления рисками и внутреннего контроля, нам хватает двух специалистов, чтобы поддерживать сильную культуру управления рисками и сопровождать необходимые процедуры. По сути, наша миссия в том, чтобы делиться своей экспертизой и выступать больше координаторами, изучать лучшие практики и внедрять их в компании.

Почему так случилось? Все 25 лет существования компании ее культура и философия ведения бизнеса основывались на лучших практиках корпоративного управления.

Второй фактор – это наличие регулятора. Центробанк регулирует деятельность компаний на рынке страхования, и это тоже влияет на систему управления рисками.

Когда менеджмент принимает решения, в том числе и стратегические, учитываются разнообразные риски, прежде всего самые значимые и ключевые. При реализации стратегии большую роль играет управление рисками, комплаенс и внутренний аудит. Мы оказываем поддержку топ- и мидл-менеджменту. К примеру, у нас действует система отчетности по рискам, какие‑то отчеты составляются ежедневно, какие‑то ежемесячно. Функционируют комитеты по рискам, инвестиционный, комплаенс-комитет, а также комитет по аудиту при совете директоров.

Совокупная стоимость рисков после событий 24 февраля существенно возросла. В этой ситуации важно, как компания реагирует.

Наша компания продолжает стратегию интенсивного роста. Мы продолжаем инвестировать в цифровизацию бизнеса и трансформацию культуры, которую начали в 2019 году.

Функции, Риски, Комплаенс, Аудит должны, во‑первых, быть актуальными. К примеру, только во втором квартале 2022 года мы провели шесть внеплановых аудитов из‑за ряда возросших рисков, в части связанных с убыточностью страхового портфеля и инвестиционной деятельностью.

Второе – быть предельно полезными для бизнеса, не мешая ему адаптироваться. Это очень важно. Например, еще в марте 2020 года мы начали проводить аудит ИТ-безопасности при удаленной работе сотрудников – проверяли, нет ли рисков утечки данных. Сейчас провели аудит управления санкционными рисками в части невозможности пользоваться иностранным софтом и закупать иностранное оборудование. Мы оценивали, насколько мы зависимы от этого, какие планы и возможности есть для решения возникших проблем.

Третье – быть очень быстрыми. Сейчас нет возможности два месяца проводить аудит или неделю ждать отчет по рискам, бизнес не будет ждать, ему нужна актуальная информация, потому что скорость изменения внешней и внутренней среды высокая.

Для этого мы идем по пути цифровизации. Например, автоматизируем необходимые расчеты и контроль риск-аппетита, внедряем дэшборды с индикаторами рисков, чтобы у нас всегда была актуальная информация.

В части внутреннего аудита изменился подход к планированию. Раньше мы составляли годовой план и работали по нему. В этом году уже дважды его поменяли. По окончании каждого аудита план пересматривается, определяем, что сейчас наиболее актуально и что мы сможем сделать, чтобы помочь бизнесу адаптироваться.

Стремимся как можно меньше отвлекать бизнес в части его участия в проведении аудиторских процедур. Этому помогла пандемия, во время которой мы стали практиковать дистанционные аудиты, сейчас активно пользуемся разнообразной углубленной аналитикой, анализируем все данные самостоятельно в удаленном режиме.

Сейчас нет возможности два месяца проводить аудит или неделю ждать отчет по рискам, бизнес не будет ждать, ему нужна актуальная информация, потому что скорость изменения внешней и внутренней среды высокая.

Мы изменили подход даже в работе с аудиторскими рекомендациями – за последние два года вообще отказались от них. Аудитор, считаю, не должен приходить с готовой рекомендацией. Но когда аудит подсвечивает высокорисковые области и рассказывает об этом менеджменту, тот сам разрабатывает планы действий, направленные на устранение выявленных негативных обнаружений. Тем самым растет вовлеченность менеджмента, понимание и ответственность за управление своими рисками.

Планы действий мы сейчас пересмотрели, поскольку мониторинг мер по итогам аудита, которые менеджмент внедряет, это тоже достаточно сильная нагрузка. Так, мы провели актуализацию этих планов: какие‑то отложили, от чего‑то отказались совсем. Считаю, что сейчас нужно снизить частоту и даже увеличить цикл ряда традиционных аудитов, то есть аудиторские проверки проводить реже, сфокусировав усилия на новых или выросших рисках.

Алексей Ковешников, директор по внутреннему контролю ПАО «АВТОВАЗ»Алексей Ковешников, директор по внутреннему контролю ПАО «АВТОВАЗ»:

– У нас поменялся акционер, сменилась управленческая команда. Раньше оценка рисков у нас осуществлялась относительно стратегии и целей компании и в соответствии с требованиями группы «Рено». В наши задачи входил опрос менеджмента и вовлечение его в оценку рисков, чтобы сотрудники более активно и открыто говорили, что может пойти не так. Это всегда проводилось в ходе встреч лицом к лицу, анонимные результаты компилировались и представлялись уже коллективному менеджменту. Цель была в том, чтобы повысить осведомленность о тех рисках, что у нас есть. И решить, что мы с ними делаем – просто мониторим или предпринимаем какие‑то дополнительные мероприятия по их снижению.

Сейчас я считаю, что надо максимально упрощать существовавший процесс, потому что когда мы показываем 20–30 паспортов рисков, пытаемся получить обратную реакцию и вовлеченность, они появляются только у тех, чья фамилия обозначена в графе «владелец риска», либо от ответственных за дополнительные мероприятия. Для того чтобы получить более вовлеченное отношение, мы будем стараться упрощать процесс.

Менеджмент надо заинтересовывать, чтобы они понимали, что это важно и интересно. И мы планируем ввести рисковые показатели для обозначения менеджменту ситуаций, требующих дополнительных действий с их стороны.

У нас российские автомобили. Но зачастую комплектующее изделие, которое произведено в России, – практически это подсборка элементов, поставленных со всего мира. Поэтому сейчас цепочки поставки для нас – страх и ужас. И каждый день появляется новая проблема. Оценить их, систематизировать, спрогнозировать – крупными мазками возможно, но возникают точечные проблемы, которые не дают делать это системно. Приходится «тушить пожары» каждый день. То есть системная работа тоже ведется, как и прежде, но решаются и новые задачи.

Сегодня от нас ждут данных по возможным рискам и способам решения проблем. Каждый должен пытаться помочь компании. Внутренний аудит и риск-менеджмент переходит на рельсы консалтинга. Например, во время простоев внутренний аудит занимался консультациями по выполнению санкционного законодательства: что мы можем ввезти, что нет – по конкретным ситуациям, поставщикам. Да, это не совсем их задача, но они могут быстро мобилизоваться на решение этой задачи, получить информацию от различных функциональных подразделений, у них есть хорошее понимание процессов в организации. Такая экспертиза очень полезна для компании.

Многие процессы существенно меняются, и надо действовать быстрее, чем раньше. Подразделениям нужны варианты более оперативного решения проблем.

Сейчас серьезная волна кризиса, и надо ее преодолеть, чтобы затем уже сделать выводы, извлечь уроки и систематизировать работу, чтобы процессы шли быстрее на постоянной основе.

Ведь риск-менеджмент не значит заблокировать все риски. Это значит правильно их использовать.

Мария Клевцова, директор по внутреннему аудиту ООО «Лента»Мария Клевцова, директор по внутреннему аудиту ООО «Лента»:

– В компании сейчас этап бурного роста и развития. У нас успешная сеть гипермаркетов, сейчас мы развиваем сеть магазинов малых форматов, развиваем онлайн, приобретаем другие бизнесы. Целеполагание отражает эту стратегию, то есть менеджмент ставит цели по всем направлениям. И роль риск-менеджмента заключается в том, чтобы дать overview по ключевым рискам, помочь руководству всех уровней думать о них и не забыть о рисках, которые из‑за такого бурного развития могут уйти из зоны внимания. Сделать детальные расчеты по каким‑то специфическим рискам.

Компания держит фокус на повышении эффективности, и функция риск-менеджера также развивается и меняется. Со стороны внутреннего аудита очень востребованы аудит и консультации, направленные на эффективность бизнес-процессов. То есть мы заходим в то, что традиционно не является основной сферой внимания аудита, это эффективность организации, централизация, цифровизация процессов. Также мы как аудит сейчас склонны какие‑то менее значимые вещи отметать, выносить за рамки и поменьше копаться в мелочах. Сейчас мы не можем себе позволить тратить на это время и средства.

Cейчас цепочки поставки для нас – страх и ужас. И каждый день появляется новая проблема.

Вторая тенденция – это скорость. То есть состояние процессов в 2021 году по большей части уже не так интересно, зато интересно, что происходило месяц или два назад. И это тоже накладывает свой отпечаток на нашу работу.

Третья тенденция – становится больше функций консалтинга. Например, если приобретается новая компания и идет реорганизация бизнес-процессов, наши предложения и анализ в форме консалтинга, рекомендации по возможным действиям, сейчас очень востребованы.

Алла Лиджиева, директор Дирекции банковских рисков АО «Банк Санкт-Петербург»Алла Лиджиева, директор Дирекции банковских рисков АО «Банк Санкт-Петербург»:

– Нам повезло, собственники бизнеса, безусловно, понимают значимость риск-менеджмента и всего того, что мы делаем. Может быть, это связано, с тем, что с момента создания Дирекции банковских рисков в 2006 году первое, чем мы стали заниматься, это «засеванием» культуры управления рисками. Мы объясняли, что управлять рисками такой большой структуры, как Банк Санкт-Петербург в одном кабинете, силами пяти человек, просто невозможно. Что каждый сотрудник способен либо создать риск, либо предотвратить его, что у каждого сотрудника своя зона ответственности в контексте управления тем или иным риском по тому или иному направлению рисками. Рисковики же дают инструменты управления рисками, всегда готовы прийти на помощь, но управляют рисками все. И нас услышали.

Минимум раз в квартал я бываю на правлении с отчетом по рискам, много лет в годовом отчете я освещаю не только локальные, но и глобальные риски, делюсь с собственниками и топ-менеджментом информацией о том, какие проблемы прогнозируют ведущие экономисты. Возможно, поэтому мы всегда готовы к реализации рисков. Например, все мы помним, что пандемия коронавируса в РФ началась в начале марта 2020 года, а уже 13 марта в Банке вышел приказ о формировании штаба по координации работы в условиях пандемии. Дважды в неделю мы собирались и обсуждали текущие проблемы: как мы работаем в новых условиях, как, сохраняя персонал, уводим его на «удаленку», как защищаемся от киберрисков, как изменяем клиентские потоки внутри отделений Банка и между отделениями – с целью противодействия распространению коронавируса. Мы не растерялись в этой ситуации, поскольку сценарии минимизации рисков были у нас до того, как произошла эта нештатная ситуация.

Так, в течение двух недель почти две тысячи сотрудников были переведены на дистанционную работу с учетом обеспечения кибербезопасности Банка и с соблюдением требований сохранности банковской тайны. Тогда все те процедуры, которые у нас прорабатывались годами применительно к критичным рабочим местам, от которых зависела непрерывность деятельности Банка, были спроецированы на большее количество сотрудников. Наличие сценариев, их постоянное тестирование и актуализация, безусловно, помогли нам справиться с новым вызовом.

Сценарий «Черный лебедь» в нашем понимании остался только как публицистический термин. С момента выхода Положения 242‑П (Положение Банка России от 16 декабря 2003 года № 242‑П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах». – Прим.) в части обеспечения непрерывности деятельности мы практически изъяли понятие «форс-мажор» из нашей деятельности. Все, что можно прописать как возможный сценарий нестандартной ситуации, у нас прописано во внутренних документах, а частично и в соглашениях с поставщиками и подрядчиками.

Для рисковиков понятия «нестандартная ситуация» или «форс-мажор» не должны существовать.

Например, группа по противодействию отключению SWIFT (международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей) стартовала в нашем Банке в 2020 году, как только в газетах появилось упоминание о возможности реализации такого риска. Мы, как обычно, начали формировать возможные сценарии того, как мы поступаем в случаях, когда от системы отключают все российские банки, когда отключают отдельные банки, Центральный банк. Это пять-шесть очень понятных прозрачных сценариев, которые содержат максимум конкретной информации: кто мониторит ситуацию, каковы триггеры ввода в действие плана «Ч», кто куда бежит или едет, кто и какие сделки закрывает в первую очередь, чтобы предотвратить убытки Банка, каковы критичные рабочие места в части непрерывности деятельности и предотвращения операционных рисков. Я хочу сказать, что для рисковиков понятия «нестандартная ситуация» или «форс-мажор» не должны существовать.

Если говорить о текущей деятельности, то основная история у нас, как риск-менеджеров, разворачивается с бизнес-подразделениями. Мы никогда не ждем, когда уже что‑то случится. Когда в Банке появляется что‑то новое, приходим и начинаем работать с бизнесом совместно: рассматриваем новые продукты, услуги, проекты, локации филиалов, формируем профили риска объекта и прорабатываем пути минимизации этих рисков.

Cостояние процессов в 2021 году по большей части уже не так интересно, зато интересно, что происходило месяц или два назад.

Мы пытаемся просчитать все, что может случиться в результате какого‑то нововведения. Оцифровываем риски – операционные, регуляторные, правовые, репутационные. Сейчас Банк России издал много новелл по рискам информационной безопасности и информационных систем, рискам аутсорсинга и непрерывности деятельности, недобросовестному поведению банков в отношении клиентов. Если мы понимаем, что могут реализоваться какие‑то риски, мы делаем профиль риска: в чем именно, в каких последствиях он выражается, во что обойдется в деньгах, включая прямые и косвенные потери. В результате анализа по этому профилю риска Банк принимает решение: реализуем нововведение или нет, закрываем или принимаем описанные риски. В любом случае мы все подготовлены. И я хочу сказать, такой подход работает.

Как мы реагируем на текущую ситуацию? Сегодня у нас есть сценарии практически на все случаи жизни. Поэтому в моменте мы, риск-менеджеры, выступаем модераторами обсуждений внутри Банка, организовывая доработку сценариев с учетом текущей действительности, чтобы быть готовыми к дальнейшему развитию ситуации.

Второй момент – я сама как риск-менеджер предлагаю поставить на паузу какие‑то рисковые процедуры, которые в моменте не имеют большой эффективности. Например, у нас много лет проводится стандартная процедура стресс-тестирования Банка по всем значимым видам риска. В той волатильности, которая существует сейчас на рынке, когда каждый день все меняется, делать стресс-тест, то есть вовлекать половину Банка в аналитические процедуры, не имеет смысла. И мы предлагаем подождать два-три месяца, посмотреть, что будет дальше, перенаправим наши усилия на текущую деятельность. То есть мы адаптируемся к ситуации, и в данном случае выступаем не как рисковики, которые жестко стоят на необходимости соблюдения привычных процедур, а продумываем свои действия дополнительно: что эффективно – делаем, что неэффективно – откладываем. И надеюсь, что в данном случае Центробанк займет понимающую банковское сообщество позицию.

В той волатильности, которая существует сейчас на рынке, когда каждый день все меняется, делать стресс-тест, то есть вовлекать половину Банка в аналитические процедуры, не имеет смысла.

Считаю, что хороший рисковик, особенно в такой ситуации, как сейчас, не должен оставаться в стороне, а давать какие‑то предложения: что можно сделать, как нужно развиваться, как минимизировать риски, какие риски возможно принять.

Галина Дельвиг, директор Дирекции внутреннего аудита ПАО «Газпром нефть»Галина Дельвиг, директор Дирекции внутреннего аудита ПАО «Газпром нефть»:

– У нас крупный холдинг с большим количеством бизнесов, поэтому наша основная цель – создать системный подход к управлению рисками. Мы им занимаемся давно, начинали на уровне корпоративного центра, потом двинулись в дочерние компании. Подход – источники информации о процессах, деньгах, интервью. Система достаточно долго развивалась, немного модифицировалась в развитии.

Сейчас мы поделили риски на большие группы. Основная триада, которая эти группы пронизывает и работает на любом уровне: цели, риски, контроль.

Риски мы поделили на стратегические, проектные, влияющие на бизнес-план (срок жизни 1 год) и процессные. На четвертую группу – процессных рисков – мы начали системно заходить не так давно. Здесь сразу возникает вопрос: где границы контроля между управлением рисками и внутренним контролем, это одна функция или две? Мы решили этот вопрос в пользу одной функции. Определенные группы ресурсов нужны на каждую старату, прежде всего в бизнесе, который поддерживает такую нашу систему.

В международных компаниях изначально поставлено управление непрерывностью, там есть наработки, позволяющие мобилизовать определенные ресурсы, когда прилетает «черный лебедь». В нашей компании заранее готовить перестройки процессов, управленческих моделей не нужно и невозможно. Поскольку система непрерывности начинает затачиваться под конкретный риск, начинает работать бизнес с удесятеренной скоростью, создаваться ИТ-программы днями и ночами. То есть начинается бег, когда компания очень быстро перестраивается и подстраивается под «черного лебедя». Готовиться к этому заранее невозможно. Но нужно создавать систему управления непрерывностью деятельности.

Для меня новая реальность – это «цифра», она включает нашу деятельность, подход, систему, вклад. Года три назад мы занялись цифровизацией, и это не какой‑то ИТ-продукт, это концепция.

Мы создали единую матрицу для оценки рисков, а это огромные массивы данных с единым ранжированием этих рисков. Мы делаем интервальную оценку, причем можем оценивать как сам риск – положительный интервал, так и можем оценивать процесс. А потом в процессе делать оценку рисков. Это наше ноу-хау, и это очень хорошо работает.

То есть мы можем сделать единую матрицу, которая внутри себя имеет еще матрицы в зависимости от того, с какой стороны мы смотрим. Когда мы создавали эту систему, эта идея стала ключевой находкой, она позволила объединить все риски в один, но в зависимости от того, на каком уровне пирамиды вы стоите, у вас будут совершенно разные риски. Например, розница имеет определенный лимит рисков.

Начинается бег, когда компания очень быстро перестраивается и подстраивается под «черного лебедя». Готовиться к этому заранее невозможно. Но нужно создавать систему управления непрерывностью деятельности.

Что касается текущей ситуации, у нас очень диверсифицированный бизнес. Невозможно отдельно учить буровиков, геологов, специалистов по переработке что и как им делать. Им нужно дать систему, единый подход. Создать единый порядок во всей этой огромной деятельности.

Сейчас наша цель – вовлечь бизнес в управление рисками, и в этом участвуют все. Мы начинаем аудит со встречи-сессии. Собираем ключевые фигуры и начинаем мозговой штурм: какие риски есть в процессе, который мы аудируем. Все прекрасно на это реагируют, бизнес доволен. После внутреннего аудита, который подсвечивает нужные проблемы, матрица идет в систему, все это тестируем, получаем новую матрицу, согласуем ее с бизнесом.

В результате сейчас наш формат отчета – это матрица рисков, которую мы заводим в общую для всех систему, и ближайшая наша задача – сделать эту систему в режиме реального времени. Пока, например, данные в матрице по добыче обновляются раз в две недели.

Славяна РУМЯНЦЕВА