Российские стартапы: как пережить инвестиционную «заморозку»

646
Фото: Designed by pch.vector / Freepik

Российские стартапы могут занять ниши, которые освободили крупные западные компании после ухода с отечественного рынка. Это хорошая новость для предпринимателей, собирающихся открыть свое дело. А не очень хорошая новость заключается в том, что с начала 2022 года на венчурном рынке наблюдается затишье. Правда, эксперты надеются, что это затишье будет временным и недолгим.

Инвесторы с «умными деньгами»

По словам вице-президента по инвестициям компании Softline Елены Волотовской, количество венчурных сделок в России в январе – мае 2022 года, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, снизилось на 37%. При том, что объем сделок возрос. «Это существенный показатель,– отметила она на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в июне 2022 года.– Однако необходимо оценить показатели в абсолютных величинах. Если в первом квартале 2022 года объем сделок составил 616 миллионов долларов США, а во втором квартале – всего 121 миллион долларов США».

Впрочем, драматизировать это значительное проседание не стоит, считает Елена Волотовская, так как переохлаждение венчурного рынка происходит не только в России. В ближайшее время обязательно будут заключены новые сделки, уверена она. В связи с уходом западных игроков освободилось много ниш, которые потенциально могут занять даже небольшие российские стартапы. В числе направлений, к которым стоит присмотреться начинающим предпринимателям, Елена Волотовская назвала транспорт и логистику, которые серьезно нарастили свою долю на рынке стартапов.

Новым игрокам следует иметь в виду два тренда, которые сформировались на рынке. Во-первых, не нужно бояться рассказывать инвестору о своем «плохом опыте». «Если один проект у вас не пошел, вы можете смело говорить об этом инвестору. Но стоит делать это осознанно, анализируя причины неудачи, акцентируя внимание на том, какие уроки вы извлекли из этого опыта для реализации нового проекта»,– отметила Елена Волотовская. Во-вторых, стартапер должен стремиться к тому, чтобы получить не просто инвестора с деньгами, а инвестора с «умными деньгами». «У такого инвестора будут опыт и компетенции, которые нужны именно вашему проекту. От этого во многом будет зависеть успех вашего начинания»,– подчеркнула она.

Елена Волотовская дала еще несколько советов стартаперам на нынешнем этапе. Необходимо иметь четкий product market fit (соответствие продукта рынку) с описанными кейсами, понятную бизнес-модель с монетизацией. Плюсами станут активное участие в акселерационных программах, а также наличие сильного международного «менторского» плеча.

 

Не нужно бояться рассказывать инвестору о своем «плохом опыте».

 

Санкции – не приговор

Про международное плечо, выход на мировые рынки и продолжение сотрудничества с зарубежными венчурными фондами и бизнес-ангелами на ПМЭФ-2022 говорили и другие эксперты. Несмотря на закрытие западных рынков, российские стартапы не должны замыкаться на работе внутри страны и «закукливаться», считают они.

Торговый представитель Российской Федерации в Республике Сингапур Александр Свинин посоветовал предпринимателям обратить особое внимание на Юго-Восточную Азию.

«С моей точки зрения, сегодня это один из наиболее привлекательных регионов мира не только для IT-инноваций, но и для другого бизнеса. Только интернет-экономика Юго-Восточной Азии оценивается в 176 миллиардов долларов США, а через три года она будет стоить 350–360 миллиардов, то есть в два раза больше,– отметил он.– В регионе проживает 680 миллионов человек, и 480 миллионов уже подключены к высокоскоростному интернету. Самое интересное заключается в том, что 380 миллионов жителей являются потребителями услуг через каналы интернет-коммуникации. Они регулярно тратят деньги в интернете. Это действительно потрясающий рынок для новых игроков. При этом у российских компаний в регионе хорошая репутация, здесь знают качество российской разработки».

По словам Александра Свинина, наиболее простой способ выйти на азиатский рынок, установить необходимые контакты и привлечь инвестиции – участие в том или ином акселераторе. В одном только Сингапуре работает более 250 таких программ, в которых задействовано большое количество российских компаний.

Перспективы российских стартапов в Юго-Восточной Азии не может испортить даже сложная геополитическая обстановка, считает Александр Свинин. «Да, Сингапур ввел санкции в отношении России и вошел в список недружественных стран. Но местное бизнес-сообщество не отвернулось от россиян,– говорит он.– В Сингапуре продолжают работать около 500 компаний с российским участием. Предприниматели – уникальные люди, которые стараются адаптироваться к любым условиям и исполнить те обязательства, которые на себя взяли».

Значимость азиатского рынка для российских стартапов отметил и вице-президент по региональному и международному развитию фонда «Сколково» Юрий Сапрыкин. «Если мы не будем выходить на зарубежные высокотехнологичные рынки, в том числе азиатские, и не будем конкурировать там с другими компаниями, то неизбежно начнем им проигрывать»,– говорит он.– К примеру, сейчас по технологиям создания дронов мы отстаем от Китая, в котором действует около 1000 технопарков, примерно на 3–5 лет. Если наши предприниматели, выпускающие дроны, не будут конкурировать с теми же китайцами на их территории, то через несколько лет китайские компании придут к нам, и наше технологическое отставание станет еще сильнее».

 

Поддержка стартапов и право на ошибку

В таких условиях, по словам Юрия Сапрыкина, необходимо развивать инфраструктуру поддержки стартапов в России, особенно на региональном уровне, и максимально оперативно доносить информацию о различных грантах и программах до предпринимателей. В качестве примера он привел решение компенсировать физическим лицам, которые вкладывают свои деньги в стартапы «Сколково», до 50% этих средств. Это совместное решение фонда «Сколково» и Минфина РФ, подчеркнул Юрий Сапрыкин. Если в 2021 году на эти цели выделили один миллиард рублей, то за пять месяцев текущего года – уже 600 миллионов рублей.

Отметим, что, несмотря на экономические сложности, в России активно развиваются многие программы поддержки стартапов. Как заявил заместитель генерального директора ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (Фонд содействия инновациям) Павел Гудков, ежегодно фонд выдает почти 1000 грантов по программе «Умник». Размер каждого – 500 тысяч рублей. Также ежегодно выделяется 500 грантов по 4 миллиона рублей по программе «Старт». В ближайшие месяцы, по словам Павла Гудкова, начнется новая программа «Студенческий стартап». В ее рамках до конца 2022 года планируется выдать около 1000 грантов по 1 миллиону рублей.

«Это средства на то, чтобы начинающие предприниматели могли получить опыт,– заметил Павел Гудков.– Я согласен с Еленой Волотовской – у стартапера должно быть право на ошибку. Если его идея не взлетела, но он потратил наш грант на ее реализацию, никаких негативных последствий для него не будет».

Сами стартаперы говорят о том, что, если есть возможность, нужно привлекать и частные, и государственные средства.

«Некоторые считают, что частные деньги привлекать проще и, возможно, безопаснее для компании, но на самом деле это не так,– рассказывает генеральный директор компании Softline Outsourcing Антон Огарков.– Мы работаем на рынке чуть более четырех лет. За это время выстроили хорошие отношения и с частным инвестором, и с государственным фондом, привлекли два гранта. По моим ощущениям, речь идет о двух разных процессах. При взаимодействии с частным инвестором важно убедить его в том, что у вас нормальный продукт, нормальная команда, и ваша идея завоюет свой рынок. Конечно, у нее будет хорошая монетизация. В государственном секторе больше академизма и отчетности плюс высокая конкурентная среда. Но составить научно-технический отчет по своей работе для нас не проблема. Поэтому своим коллегам я советую использовать оба источника финансирования».

 

Три правила при коммуникации с потенциальным инвестором: будьте подготовлены, будьте содержательны, будьте прозрачны.

 

О прозрачности и выносливости

Стартаперы, получившие не один грант в Фонде содействия инновациям в условиях достаточно жесткой конкуренции, подчеркивают, что многое зависит от «упаковки» идеи и от уровня доверия между тем, кто дает деньги, и тем, кто их получает.

Генеральный директор компании «Онлайн Патент» Алина Акиншина советует выполнять три правила при коммуникации с потенциальным инвестором: будьте подготовлены, будьте содержательны, будьте прозрачны. «Ко мне недавно обратилась компания, которая вступила в переговоры с венчурным фондом. Оказалось, у нее не оформлено право на интеллектуальную собственность. Ребята, говорю им, вы поздно спохватились. Такие вещи нужно делать заранее»,– отметила Алина Акиншина.

Генеральный директор компании Cerevrum Наталья Флокси основной чертой, необходимой российскому стартаперу, назвала выносливость. «Без такого качества, а также терпения на этом рынке делать нечего»,– считает она. По ее словам, нужно быть готовым к тому, что придется срочно делать новый продукт «под рынок», если предыдущий по каким-то причинам дал сбой. Возможно, придется увольнять сотрудников и обрастать «броней». В общем, российский стартап – это забег на длинную дистанцию.

Сергей КРАПИВИН