Запад помахал «мышкой»: какие риски несет новая цифровая реальность

715
Фото: Designed by ru.freepik.com
Фото: Designed by ru.freepik.com

На фоне ухода из России крупных западных IT-компаний, занимавшихся поставками «железа» и программного обеспечения, отечественный бизнес столкнулся с серьезными проблемами, в том числе финансового характера. Что необходимо сделать, чтобы уменьшить эти риски? Свое видение современных угроз в цифровой трансформации российской экономики представили руководители отечественных промышленных и IT-компаний, банков и органов государственной власти.

Цифровое пространство: границы и суверенитет

Заместитель председателя правления Евразийского банка развития Тигран Саркисян на Петербургском международном экономическом форуме-2022 обратил внимание на резкую смену трендов в цифровой сфере. В России усилилась роль государства в регулировании цифровой трансформации.

«Год назад мы говорили, что главным трендом является усилившаяся роль транснациональных корпораций, владеющих базами данных. Они начали серьезно влиять на все сферы деятельности государства, можно сказать, стали квазигосударственными. Была острая дискуссия, где проходит грань между тем, чем должно заниматься государство, и тем, что должны взять на себя транснациональные корпорации. Эта дискуссия продолжается по сей день, но сейчас мы видим другой глобальный тренд. Уже трудно говорить о том, что у цифрового пространства нет границ. Они появились. На первое место вышел вопрос обеспечения национального суверенитета и защиты национальных интересов,– прокомментировал Тигран Саркисян.– В таких условиях важно создавать комфорт для своих партнеров, которых у нас по‑прежнему немало, несмотря на уход западных компаний. И открывать новые цифровые рынки на евразийском пространстве».

Председатель совета директоров ПАО «Северсталь» Алексей Мордашов называет главной проблемой и угрозой для бизнеса, в частности, для его компании,– обеспечение реальной независимости цифровой среды. «Чтобы снять эту угрозу, нам нужно разработать альтернативный софт. Это позволит функционировать в условиях, когда мы отрезаны от поставщиков классического софта, которым активно пользуемся,– говорит он.– В последние годы «Северсталь» с осторожностью подходила к использованию аутсорсинга. В основном все размещали на своих мощностях. И это нам очень помогло. Сейчас нас нельзя отключить одним щелчком тумблера».

Тем не менее, по словам Алексея Мордашова, на работу компании влияет то, что в силу санкций она отрезана от обновлений, сервисной поддержки западных поставщиков софта.

«Слава богу, у нас есть свои специалисты – почти 2000 программистов. Но вызов перед нами стоит очень серьезный. Не весь российский бизнес в полной мере прочувствовал глубину этой проблемы. На мой взгляд, у нас есть 2–4 года на то, чтобы заменить западный софт. Но для этого бизнес должен объединить свои усилия с государством»,– считает Алексей Мордашов.

 

Первым делом – безопасность

В свою очередь генеральный директор компании «Лаборатория Касперского» Евгений Касперский уверен, что замещение зарубежного софта – не проблема, а задача, которая уже решается. «Конечно, плохо, когда вас отключают от привычных продуктов и сервисов,– говорит он.– Но на самом деле нынешняя ситуация дает российскому IT, как софтостроителям, так и «железячникам», много возможностей. А реальная угроза, которая меня беспокоит и, я бы даже сказал, что меня от нее потряхивает,– киберудары по нашей критической инфраструктуре. К счастью, таких инцидентов пока не было. Были многочисленные попытки взлома, в основном с юго-западного направления. Но это была «пионерия», так я ее называю, которая бьет по всему, что плохо «приколочено». Профессиональных атак мы увидели немного, и они лишь частично достигли успеха».

По словам Евгения Касперского, больше всего его беспокоит то, что российская критическая инфраструктура уязвима. «Весь мир такой же «дырявый»,– замечает он.– Профессиональная команда пентестеров может взломать сегодня практически все что угодно. Поэтому необходимо изначально делать системы для защиты критической инфраструктуры «иммунными», с нулевым доверием. А бизнесу, прежде всего, стоит обратить внимание на уязвимости перед киберударами».

Любопытно, что государственные компании оказались сегодня более защищенными от кибератак, чем частники. Директор по разработке и развитию продуктов компании «МойОфис» Дмитрий Комиссаров объяснил это тем, что переход госкорпораций на российские решения начался еще 3–4 года назад. А бизнес, по его словам, до последнего времени предпочитал пользоваться зарубежными, а не отечественными разработками.

Директор АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий» Илья Массух не согласен с Евгением Касперским по поводу того, что главную угрозу сегодня представляют хакеры: «Более опасными являются действия западных вендоров, которые без объяснения причин могут отключить вас от своих продуктов. Недавно это продемонстрировала всем корпорация «Майкрософт», удаленно прекратив действие браузера «Интернет Эксплорер». К слову, этот устаревший продукт считался единственным защищенным браузером в наших системах. Пользователь думает, что он управляет компьютером, когда нажимает «Виндоус». Но выясняется, что это не всегда соответствует действительности. Поэтому я рекомендую предпринимателям переходить на отечественные решения уже сейчас. По крайней мере, это обеспечит им «непрерывность бизнеса».

 

Удар по малому бизнесу

Новая цифровая реальность наступила не только для крупных игроков, но и для малого и среднего предпринимательства (МСП). По словам директора компании «Аналитикум Плюс» Альберта Зиязитдинова, с начала 2022 года стоимость оборудования для организации офисного места увеличилась в 2–3 раза. Речь идет о самом необходимом: доступе в интернет, локальных сетях, вай-фае и так далее. Если раньше организация рабочего места для сотрудника, выполняющего задачи средней сложности, обходилась в 50–60 тысяч рублей, то в этом году расходы превысили 100 тысяч рублей.

«Для небольшой компании это существенная сумма,– отмечает Альберт Зиязитдинов.– Даже такая «мелочь», как роутер, подорожала с 3 до 8 тысяч рублей. Выросло в цене и российское программное обеспечение. Увеличил стоимость своих услуг «Яндекс»: на хранение данных на дисках, рекламу и многое другое».

По мнению Альберта Зиязитдинова, подорожание услуг российских компаний отчасти связано со снижением конкуренции – ведь с рынка ушли крупные западные игроки. Тем не менее в целях безопасности он рекомендует пользоваться все же отечественными «облаками», хранить данные своей компании в контуре России, иначе они могут пропасть. «Малый бизнес в силах создать локальные ресурсы на основе компьютеров с хорошей производительностью, куда можно загрузить такие программы, как 1С»,– считает он.

Еще один риск, который может существенно повлиять на российский рынок,– намечающийся дефицит серверного оборудования. В России такое «железо» не выпускают, а его запасы на складах к концу нынешнего года могут закончиться. «Если мы не найдем выход из этой ситуации, например, с помощью программы параллельного импорта, то столкнемся с печальной картиной – отечественные «облака» начнут потихоньку сокращаться, а купить элементарную серверную стойку станет проблемой»,– подчеркивает Альберт Зиязитдинов.

 

О конкуренции и «железе»

Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максим Паршин главным риском в отрасли называет возможное снижение конкуренции после ухода из России западных игроков.

«Я знаю российскую компанию, которая за три месяца 2022 года увеличила свои продажи на сотни процентов. Снижение конкуренции на IT-рынке может привести к деградации качества наших продуктов и стать проблемой для развития всей отрасли»,– считает он.

Чтобы этот сценарий не реализовался, Минцифры намерено развивать внутреннюю конкуренцию. В конкурентной среде обещают развивать и проекты по созданию современной электронной компонентной базы. Ряд экспертов называет это направление в отечественном IT самым проблемным. Чтобы создать процессоры, нужны десятки миллиардов долларов США и долгие годы разработок.

Сергей КРАПИВИН