Специалисты по управлению рисками получат новый профстандарт

1121

Презентация обновленной версии профстандарта для специалистов по управлению рисками состоялась 11 февраля 2022 года в рамках зимней сессии Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Институт стратегического анализа рисков управленческих решений» (АНО ДПО «ИСАР»). Проект документа представил член Комиссии по профессиональным квалификациям в области управления рисками и финансовыми сервисами Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка (СПК ФР), руководитель рабочей группы по подготовке проекта нового профстандарта «Специалист по управлению рисками», сооснователь и руководитель направления АНО ДПО «ИСАР» Константин Дождиков.

 

Актуальность обновления профессионального стандарта

Немного предыстории. Профессиональный стандарт «Специалист по управлению рисками» был создан в 2015 году. В 2018-м он был обновлен. Однако с того времени многое изменилось: вышел новый международный стандарт ISO31000 2018 года, соответственно, обновился ГОСТ Р ИСО:31000 2019 года; в риторике семейства международных стандартов и в современной практике риск-менеджмента появились такие понятия, как «риск-ориентированное управление организацией», «риск-ориентированный аудит», «встраивание риск-менеджмента в существующие бизнес-процессы и процессы принятия решений». Также действующая версия профессионального стандарта (обновленная в 2018 году) в основном покрывает реальный сектор экономики и не учитывает потребности и специфику финансового сектора. В связи с этим в Комиссии по профессиональным квалификациям в области управления рисками и финансовыми сервисами Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка и профессиональном сообществе риск-менеджеров была инициирована работа по обновлению существующего профессионального стандарта. В рамках этой работы была создана инициативная группа по обновлению текста профстандарта.

Три основные задачи

Перед рабочей группой, занимавшейся обновлением профессионального стандарта, стояло, по сути, три основные задачи.

Задача № 1. Прежде всего, нужно было объединить в рамках профстандарта деятельность финансового сектора и реального сектора экономики.

Рабочая группа постаралась сделать некий «шапочный» стандарт, которым была бы покрыта любая область деятельности. Было стремление создать профессиональный стандарт, в рамках которого каждый желающий двигался бы по профессиональной лестнице в области риск-менеджмента и мог бы развиваться в своем направлении, неважно, идет ли речь о банковской деятельности, страховых компаниях или реальном секторе экономики.

Для того чтобы реализовать эту идею, рабочая группа договорилась сделать два уровня профстандарта. Уровень 1 (верхний уровень) – это сам стандарт, который будет покрывать любой вид деятельности, некий высокоуровневый документ. Уровень 2 – это квалификации, соответствующие отдельным направлениям видов деятельности, целью которых как раз и является учет специ-фики разных видов деятельности. Состав квалификаций будет рассматриваться после утверждения проекта обновленного профстандарта.

В рабочей группе обсуждался следующий список квалификаций:

1. Специалист по управлению рисками в компаниях реального сектора экономики;
2. Специалист по управлению рисками в банках, брокерских и дилерских компаниях;
3. Специалист по управлению рисками в страховых компаниях;
4. Специалист по управлению рисками в компаниях – профессиональных участниках финансового рынка, помимо брокеров и дилеров;
5. Специалист по управлению рисками в компаниях коллективных инвестиций, включая НПФ, УК ПИФ и НПФ, а также спецдепозитарии.

Принцип разделения по квалификациям в настоящий момент времени связан со спецификой и различиями в требованиях регуляторов в области риск-менеджмента и практикой внедрения риск-менеджмента в разных направлениях деятельности.

Задача № 2. Вторая задача, стоявшая перед рабочей группой, касалась приведения профстандарта в соответствие с обновленными международными и национальными стандартами риск-менеджмента ISO 31000 2018 года, ГОСТ Р ИСО 31000 2019 года. В проекте обновленного профессионального стандарта учтены термины и важные элементы таких стандартов.

Задача № 3. Третья задача: учет риск-ориентированного подхода к управлению организацией, встраивание риск-менеджмента в существующие бизнес-процессы и процессы принятия решений. Уже сегодня во многих областях деятельности внедряется риск-ориентированный подход, включающий, по сути, лучшую мировую практику в области риск-менеджмента, и эксперты рабочей группы не могли обойти вниманием данный аспект. Учет риск-ориентированного подхода потребовал переосмысления структуры профстандарта и его наполнения.

Структура нового профессионального стандарта

Структура нового профессионального стандарта предполагает обобщенные трудовые функции:

Уровень квалификации 4. Осуществление вспомогательных функций в управлении рисками;
Уровень квалификации 5. Оценка влияния рисков на цели, ключевые показатели эффективности и решения, принимаемые организацией;
Уровень квалификации 6. Внедрение элементов управления рисками/актуализация и обеспечение работы элементов управления рисками в бизнес-процессах, включая процесс принятия решений;
Уровень квалификации 7. Разработка и реализация риск-ориентированного подхода управления организацией;

7-й уровень квалификации – это, по сути, главный риск-менеджер компании или директор по управлению рисками, который должен сформировать концепцию внедрения риск-ориентированного подхода к управлению в организации, спланировать и организовать его внедрение, раскрывать информацию о рисках во внутренней и внешней отчетности, общаться с ключевыми заинтересованными сторонами и лицами, принимающими управленческие решения, участвовать в процессе принятия решений с учетом неопределенности, организовывать работу по оценке уровня зрелости управления рисками.

Уровень квалификации 6 – это менеджеры по управлению рисками, которые могут возглавлять отдельные направления в области риск-менеджмента или сопровождать отдельные бизнес-процессы организации. Их задача – внедрять элементы управления рисками, актуализировать и обеспечивать работу элементов управления рисками в бизнес-процессах, включая процесс принятия решений. По большому счету, это руководители, ответственные за бизнес-направления внутри компании, где они внедряют риск-менеджмент. Их можно разделить по бизнес-процессам: например, менеджер по рискам в закупках либо, если речь идет о банковской деятельности, менеджер по кредитам частных лиц, и так далее.

Уровень квалификации 5 – это эксперты, осуществляющие оценку влияния рисков на цели, ключевые показатели эффективности и решения, принимаемые организацией.

Самый низкий уровень квалификации 4 – это специалист/стажер, осуществляющий вспомогательные функции в управлении рисками. В рамках рабочей группы долго размышляли по сути уровня 4 и требований к нему и пришли к выводу, что, по большому счету, чтобы попасть в профессию риск-менеджера, нужно иметь много базовых знаний, не только теоретических, но и практических. Достаточно сложно рассматривать риски каких-то видов деятельности без хотя бы базового понимания, как она организована, как функционирует, какие бизнес-процессы есть внутри.

 

Конкретные действия на каждом уровне квалификации

В рамках рабочей группы было фактически расписано, кто что делает на каждом уровне квалификации. Для этого были рассмотрены основные функциональные блоки риск-менеджмента:

1. Анализ требований и рекомендаций регуляторов и заинтересованных сторон (сбор необходимых требований, которым должен соответствовать риск-менеджмент);

2. Определение уровня зрелости и областей для улучшения, формирование и реализация плана мероприятий по внедрению риск-ориентированного управления организацией;

3. Разработка верхнеуровневых внутренних документов по риск-менеджменту (политика, принципы, цели, задачи);

4. Анализ рисков (непосредственно работа, связанная с оценкой рисков);

5. Мониторинг (всей деятельности, а именно: как используются механизмы риск-менеджмента, насколько качественно и так далее);

6. Формирование отчетности с учетом рисков;

7. Автоматизация (речь идет об автоматизации технических процессов; она может быть разной – уникальной или встроенной в какие-то уже автоматизированные системы внутри организации);

8. Коммуникация/сопровождение/методологическая поддержка/консультации (риск-менеджеры должны осуществлять коммуникацию на всех уровнях. Это касается и стажеров, когда они собирают информацию);

9. Развитие культуры управления рисками (риск-менеджмент зачастую плохо внедряется из-за отсутствия в организации культуры управления рисками, поэтому ее развитие вынесено отдельным блоком).

Далее для каждого блока и для каждого уровня квалификации рабочая группа постаралась определить конкретные действия специалистов, а затем – какие знания и умения для этого нужны.

Для лучшего понимания рассмотрим один из девяти блоков, а именно «определение уровня зрелости и областей для улучшения, формирование и реализация плана мероприятий по внедрению риск-ориентированного управления организацией» (см. представленный рисунок).

 

 

Предполагается, что в рамках этого блока специалист/стажер (уровень квалификации 4) должен осуществлять вспомогательные функции в части поиска информации, ее агрегации, заниматься сбором статистики.

Эксперт (уровень квалификации 5) отвечает за анализ и подготовку проектов документов, а также за разработку методологии анализа влияния рисков для встраивания в бизнес-процессы.

Менеджер (уровень квалификации 6) коммуницирует с представителями подразделений (руководителями бизнес-процессов, направлений, дочерних структур), разрабатывает предложения по внедрению риск-ориентированного подхода в конкретные бизнес-процессы.

Директор (уровень квалификации 7) налаживает и осуществляет коммуникацию с ключевыми заинтересованными сторонами (регуляторы, акционеры, совет директоров, топ-менеджмент компании), отвечает за разработку и координацию реализации риск-ориентированного подхода управления организацией. По сути, именно он задает тон, определяет, каким должен быть этот подход, где его будут внедрять, для каких целей, задач и для каких процессов принятия решений.

 

Статус текущего проекта нового профстандарта и дальнейшие планы

Рабочая группа, разработавшая проект профессионального стандарта, уже официально представила его в Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка. 4 февраля 2022 года состоялось первое официальное публичное обсуждение документа. В рамках зимней сессии АНО ДПО «ИСАР» (https://winter.riskawarenessweek.com/) 11 февраля 2022 года прошло второе официальное обсуждение стандарта. Публичные обсуждения проекта профстандарта продолжатся и в дальнейшем, после чего планируется утвердить документ в СПК ФР и направить его в Министерство труда и социальной защиты РФ для дальнейшего публичного обсуждения и утверждения.

 

В настоящее время текст проекта актуализированного профессионального стандарта «Специалист по управлению рисками» доступен для общественного обсуждения по ссылке:

 

 

Константин ДОЖДИКОВ, сооснователь и руководитель направления АНО ДПО «ИСАР», член наблюдательного совета ассоциации «Гильдия экспертов финансового рынка»,
Елена ВОСКАНЯН