Цифровизация производства: как идет процесс

1400
фото: Designed by pch.vector / Freepik

О преимуществах и вызовах работы в условиях трансформации просто фабрик в «умные фабрики» говорили участники сессии «Популярная промышленность. Отрасль созрела к цифровой трансформации» на форуме «Открытые инновации-2021».

 

 

 

Олег Фомичев, директор по стратегическому планированию и развитию ГК «Комплекспром»:

– Более года назад мы централизовали историю, связанную с цифровой трансформацией предприятий, входящих в нашу группу. А это и монополисты своих рыночных сегментов, таких, как аэропорты и коммунальные предприятия, и структуры, которые находятся в конкурентных условиях на рынке. Многие уверенно заявляли, что не нуждаются в обучении, так как уровень цифровой зрелости уже «зашкаливает».

 

Олег Фомичев – с июля 2012 года занимал пост статс-секретаря, заместителя министра экономического развития Российской Федерации. С 2019 г. по настоящее время – директор по стратегическому планированию и развитию АО «Комплекспром». Также является руководителем рабочей группы «Государственное управление» АНО «Цифровая экономика».

 

Когда спустя год мы начали работать с этими компаниями, проведя курс обучения по кросс-бизнес-проектам и буквально сделали «снимок» того, как подразделения понимают цифровизацию,– выяснили, что эти компании за год стали считать себя гораздо менее цифровизованными, чем они думали на старте этого процесса, просто потому, что полностью осознали, для чего бизнесу нужны эти процессы. Стоит отметить, что немногим ранее руководители этих структур говорили: мол, зайдем в цифровую трансформацию, а стратегию будем писать потом. Но мы все-таки заставили написать хотя бы некое подобие стратегий, потому что компаниям трудно осмыслить, куда они нацелились в этом процессе. После разработки стратегии уже сейчас необходимо создать перечень первых проектов, которые будут, так сказать, на старте. Сейчас у нас стоит задача выстроить бизнес-процессы, собрать команду, спланировать финансирование, чтобы каждая компания группы могла реализовывать все поставленные задачи. На следующих этапах некоторые компании можно будет выделить как отдельные цифровые бизнесы, а не только оставить их как оснащенные современной автоматизацией производства.

 

Мы говорим владельцам бизнеса, что не нужно сразу цифровизировать весь бизнес-процесс, но начинать с сопутствующих направлений – кадрового, финансового, закупочного, логистического и др.

 

Екатерина Дьяченко, директор проекта компании «Киберсталь Проект»:

– Металлургия пока еще отстает от других отраслей в сфере продаж. Но комплексный подход позволяет нам делать новое предложение на рынке. Мы фактически строим в чистом поле новое сталелитейное производство – это уникальная для России история, поскольку многие металлурги строят заводы на существующих площадках, постоянно наращивая мощности, такие примеры есть в Челябинске, Липецке, Череповце. Мы же ставим завод в новом регионе и месте. Это большая ответственность и, безусловно, огромные возможности для цифровизации, потому что не нужно ничего ломать, а можно сразу с нуля строить в «цифре». И, действительно, мы заранее думаем о проектировании, системе продажи и планируем также сделать полностью роботизированное предприятие. Это в металлургии довольно инновационно, ведь в целом отрасль консервативна, и здесь очень много старых технологий. Но мы совместно с партнерами из Cyberphysics внедряем технологии симуляции и просчитываем технологические потоки для того, чтобы посмотреть на производство по-другому.

 

Екатерина Дьяченко – директор проекта «Киберсталь Проект». Руководит проектом по строительству современного роботизированного производства нержавеющей бесшовной трубы в Татарстане, Россия. Основатель и руководитель онлайн-площадки для экспорта товаров российских производителей B2B-export.com, а также региональной энергетической компании АкваПауэр. Автор книги «Бизнес без границ. Практическое пособие о том, как сделать экспорт надежным каналом продаж».

 

Даже в столь консервативной отрасли, как наша, в последнее время появились интернет-магазины для сталепрокатной продукции, но они пока мало цифровизированы: доля продаж в интернет-каналах в металлургии составляет порядка 15%. Мы хотели бы существенно увеличить эту долю: возможно, не только безлюдно производить, но и безлюдно продавать свою продукцию, обеспечивая уникальный уровень сервиса для клиентов – В2В, помимо того что уже используем практики В2С.

 

Олег Теплов, генеральный директор VEB Ventures:

– В ближайшей перспективе – 5–7 лет – мы догоним мировые темпы внедрения и распространения цифровизации производств, причем не просто в формате жесткой цифровизации всего предприятия. Мы говорим владельцам бизнеса, что не нужно сразу цифровизировать весь бизнес-процесс, но начинать с сопутствующих направлений – кадрового, финансового, закупочного, логистического и др. Это положительно скажется на эффективности бизнеса. С другой стороны, безусловно, есть опасения у сотрудников по поводу потери работы. По анализу PricewaterhouseCoopers, 14% рабочих мест к 2030 году будет заменено цифровыми решениями и сервисами, а это порядка 400 млн рабочих мест.

 

Международное социологическое исследование демонстрирует, что половина действующих сотрудников компании испытывают тревожность относительно того, что с ними случится, когда придет цифровизация.

 

Еще одно международное социологическое исследование демонстрирует, что половина действующих сотрудников компании испытывают тревожность относительно того, что с ними случится, когда придет цифровизация. Искусственный интеллект и нейросети неизбежно придут в производство: мы уже начинаем локально внедрять ИИ на каких-то рутинных процессах. Приведу пример: молодые предприниматели настроили нейросети и сделали чат-бот, практически неотличимый от человека. И когда на встрече инвесторов они просто показали запись разговора клиента с оператором, в ходе которого только через 7 минут клиент понял, что с ним говорит робот, это было очень убедительно. Можно смело сказать, что роботизация, цифровизация, искусственный интеллект – наиболее перспективные отрасли для инвестиций. Только за прошлый год компании-стартапы, которые работают в области ИИ, подняли раунды в России на более чем 1,5 млрд рублей. И есть тенденция к росту. Роботизация, которая идет рядом с ИИ, предполагает замену ручного труда, оптимизацию и повышение эффективности производственных процессов и ведет к повышению капитализации компании, что для венчурных и стратегических инвесторов очень хороший показатель.

 

Олег Теплов – генеральный директор компании VEB VENTURES группы ВЭБ.РФ. Российский экономист, банкир, финансист. Один из создателей государственной программы Национальная технологическая инициатива (НТИ). Имеет 20-летний опыт работы в финансовом и государственном секторе. Специализируется на технологическом развитии экономики в России.

 

Одно из перспективных направлений – интернет вещей и все, что с ним связано. Делая процесс, так сказать, более дружественным для пользователя, интернет вещей позволяет создать многие операции как повседневные, например заказ пропуска, вызов курьера, мобильные покупки.

 

фото: Designed by Freepik

 

Владимир Гуриев, генеральный директор «Новоангарского обогатительного комбината»:

– Горно-обогатительная отрасль сопровождается очень сложными операциями. На этапе буровых и взрывных работ нужно, например, так рассчитать взрыв, чтобы не смешать полезную руду с пустой породой. И здесь не обойтись без моделирования взрыва и горизонта карьера. А это уже программный продукт и цифровизация. Далее все это идет на склад продукции. Технологический регламент обогащения свинцовой руды у нас построен на содержании свинца в руде в объеме 6,5% – это самый оптимальный показатель для технологического процесса обогащения. А руда бывает разной. И мы создаем склады усреднения, где специалисты теперь автоматически отслеживают разный состав руды.

 

Владимир Гуриев – генеральный директор «Новоангарского обогатительного комбината», председатель совета директоров ООО «Горно-металлургическая компания «СПЛАВ», генеральный директор ООО «УК «НОК ГРУПП», ООО «Новоангарский обогатительный комбинат», которое находится под управлением ООО «Управляющая компания «НОК ГРУПП», входит в число ведущих предприятий страны и крупнейших налогоплательщиков.

 

Любой другой процесс тоже требует инновационных решений, автоматизации и современных подходов. И везде есть человеческий фактор, который также нужно исключить путем внедрения цифровых решений. Кстати, мы инвестируем не только во внедрение инноваций на производстве, но и вкладываем средства в образовательные программы, позволяющие молодым специалистам уже со школьной скамьи знать основы программирования в промышленности.

 

В бытовом плане мы уже живем в цифровой реальности, но в компаниях это еще нелегко приживается.

 

Сергей Николаев, генеральный директор компании Cyberphysics:

– Мы наблюдаем огромный спрос на наши решения, но здесь есть подводные камни. С одной стороны, топ-менеджмент хорошо понимает эффективность цифровизации, особенно если руководители до этого были погружены в научно-техническую среду или просто хорошо знают инновации. Проблемы начинаются на самом производстве, когда, предположим, в кислородно-конвертерном цеху по выпуску стали даже слово «цифра» трудно представить, настолько там все сурово, «горячо» и металлически. Поэтому работники этих структур всегда настроены скептически ко всему инновационному, и через этот барьер нужно пробиться, что мы и делаем. Как результат, по сравнению с несколькими годами ранее мы сейчас уже больше обращаемся к сути инноваций, чем объясняем какие-то локальные вещи специалистам производства.

 

Сергей Николаев – генеральный директор Cyberphysics. Научный сотрудник МГТУ им Баумана, к.т.н. Инженер-исследователь ЦИАМ, научный сотрудник Сколтех.

 

 

Йорг Дерлер, партнер Deloitte:

– Фактор успеха цифровой трансформации – в привлечении сотрудников, чтобы они стали частью изменений в компании. В бытовом плане мы уже живем в цифровой реальности, но в компаниях это еще нелегко приживается. Каждая компания должна иметь стратегию, осознавать, для чего нужна трансформация и какую бизнес-проблематику она хочет решить. Потом стоит определить, куда двигаться, и тогда уже переходить на разработку перспективных продуктов. Важно также разработать план коммуникации между руководством, которое понимает смысл инноваций, и рядовыми сотрудниками, которые часто высказывают очень много претензий. Задача руководителей – показать сотрудникам, как цифровые решения будут помогать в работе, как ускорится процесс на производстве и т.д.

 

Йорг Дерлер – партнер Deloitte Consulting в Москве, где он возглавляет Deloitte Digital, а также группу по стратегии, аналитике и слияниям и поглощениям. Имеет обширный опыт работы в ведущих проектах цифровой трансформации в области разработки цифровых стратегий, оценки цифровой зрелости, а также разработки цифровых продуктов в различных отраслях.

 

Ирина КРИВОШАПКА