Цифровые технологии меняют рынок ретейла

109
фото: Designed by Freepik

За время пандемии в сфере ретейла произошли серьезные изменения. Уход торговли в онлайн-сферу, использование искусственного интеллекта для автоматизации цепочки поставок, применение технологий дополненной реальности при коммуникации с покупателем – все это одним позволило занять лидирующие позиции, а других вынудило поменять направление бизнеса. Также в ретейле началась борьба за снижение «экологического следа» и внедрение цифровых технологий. Обо всем этом шла речь на сессии «Занимательный ретейл. Технологии, меняющие рынок» на форуме «Открытые инновации-2021».

 

 

Артем Семенихин, исполнительный директор PWC:

– Технологии, безусловно, спасут мир, в них надо вкладываться и они приведут к конкурентному преимуществу бизнеса в целом и различных отраслях. В сфере ретейла мы все знаем «черных лебедей» 2020 года, которые спровоцировали сокращение загрузки торговых сетей, которые основывались на физическом присутствии людей в точках продажи,– этот сегмент ретейла претерпел значительные удары. Однако он смог выстоять и восстановиться – за счет тех же новых технологий, таких, как онлайн-продажи, softline-чейн и другие, позволяющие потребителю лучше взаимодействовать с товаром. По нашим исследованиям, ретейл в мире и России отвечает сейчас на три важных вопроса: правильный баланс между офлайном и онлайном с точки зрения продаж, грамотный баланс между качеством и себестоимостью товара, минимальный углеродный след, который предприятия оставляют за собой.

 

Инвестировать в квалификацию

Компания Intel – крупнейший поставщик решений на непродуктовый ретейл. Грег Кноссен, генеральный директор сектора «Глобальные потребительские продажи» Intel, рассказал, как прошла адаптация компании в условиях пандемии и как высокий технологический статус компании позволил ей выйти на более амбициозные цели:

– Наша главная цель – использовать технологии, которые меняют мир и улучшают качество жизни людей. Основная стратегия нашей компании – занять лидирующую позицию с точки зрения использования технологий. В рамках адаптации к новым условиям мы задумались над тем, как наиболее эффективно использовать каналы взаимодействия с потребителями. Мы думаем не только о внешних факторах, но и создаем определенную среду по использованию технологий внутри компании. Так, важным изменением стала необходимость большего инвестирования в образование: если сотрудник будет более образованным, он станет гораздо более вовлеченным в производственный процесс. Тогда наши продукты и услуги будут более привлекательными для клиентов, и мы увидим, что это одна из наиболее важных зон, где нам нужен больший опыт. Еще одним важным направлением, куда мы стали больше инвестировать,– это НИОКР. Нам нужно еще больше данных, и мы инвестируем также и в направления по сбору этих данных. Мы, к сожалению, ожидаем обрушения рынка, но если смотреть по странам, то можно увидеть, что ситуация похожа во многих областях. И я думаю, что если посмотреть на сроки жизненного цикла товара, то он может составить 6–12 месяцев, но новые технологии позволяют сократить эти сроки. В ближайшей перспективе технологии будут расти и также расширится сфера их применения. Цифровые инновации будут участвовать не только в рамках предоставления быстрых услуг клиенту, но и в корпоративной стратегии компаний, в принятии решений и ведении бизнес-процессов.

 

Грег Кноссен отвечает за продажу продукции Intel по каналам потребителей по всему миру, обеспечивая рост продаж за счет инновационных технологий, упрощенного пути к покупателю и преобразования данных розничной торговли. Присоединившись к Intel в 2000 году в качестве инженера, Кноссен возглавил несколько отделов продаж и технических специалистов в регионах США и Азиатско-Тихоокеанского региона, включая бизнес-группы, связанные с ПК, центрами обработки данных и IOT.

 

 

Путешествовать по интернету

Как поставщик IT-решений для мировых авиакомпаний, включая российский Аэрофлот, компания Sabre находится в центре туристической индустрии. Как рассказал Сундар Нарасимхан, президент Sabre Labs, Sabre Corporation, за прошедшее время стало очевидным влияние пандемии на сферу путешествий на международном уровне, но это стало стимулом для освоения новых инструментов бизнеса:

– Изначально было очень много неуверенности, ведь остановились передвижения людей по миру. Но потом, когда появилась вакцина, мы увидели, что появился отсроченный спрос на путешествия и многие наши партнеры и поставщики сфокусировались на персонализированной рознице – то есть индивидуальных турах и поездках, а также технологиях дополненной реальности. И мы смогли предоставить клиентам свой опыт.

Учитывая то, что сфера туризма – достаточно старая, отрадно сознавать, что и она использует новые технологии в своем арсенале. Допустим, теперь можно, находясь в одном городе мира, общаться с партнерами по современным каналам связи в режиме реального времени, без необходимости совершать поездки: я нахожусь в Бостоне и одновременно – в России участвую в форуме. За счет этих технологий облегчились путешествия много лет назад, но сейчас все больше и больше идет сдвиг в сторону персонализированного ретейла.

 

Артем Семенихин – исполнительный директор технологической практики PwC в России и руководит группой предоставления консультационных услуг в области искусственного интеллекта, включающей такие компетенции, как Data Science, Data engineering, DevOPs, Архитектура ИТ-систем, продуктовая разработка, внедрение гибких методологий, стратегический консалтинг. В течение последних десяти лет Артем Семенихин руководил различными проектами в области применения методов машинного обучения к различным задачам в сегменте Upstream для компаний нефтегазового, энергетического и металлургического секторов.

 

Как сказал мой коллега Грег Кноссен, таким образом, мы можем делать важные наблюдения относительно поведения клиента за счет использования машинного обучения, искусственного интеллекта. В этом плане мы сотрудничаем с Google, он помогает нам реализовать идеи, связанные с искусственным интеллектом, чтобы дать клиенту все, что нужно. Если в самом начале пандемии мы нацеливались только на проверку контакта с клиентом, то теперь, когда активно проводится вакцинация, мы сотрудничаем с огромным количеством партнеров. И когда путешествия вернутся обратно с учетом огромного спроса, будет возможно персонализировать эту цепочку передвижений людей у поставщиков услуг, и это будет очень прибыльным бизнесом.
Несмотря на то что люди беспокоятся по поводу новых штаммов вируса, мы видим, что отложенный спрос на услуги туризма существует – люди хотят поехать в те любимые места, которые когда-то посещали, ведь это одна из основных человеческих потребностей.

Мы следим и за такими инновациями, как виртуальная реальность. Смотрите: мы надели наушники и получили какой-то опыт. Может быть, люди перестанут тратить столько денег на путешествия, сколько они планировали изначально. Но есть еще важная тенденция цифровизации: поставщики услуг могут показать клиентам, предположим, какой-то определенный отель, а авиакомпании – каким может быть перелет, если вы полетите первым классом. За счет бесконтактных инноваций пополняется и опыт ретейлеров. Мы наблюдаем формирование нового уровня услуг – web 3. Ранее web 1 мог только «читать» различные сайты. Затем web 2 позволил изучать данные централизованной платформы, где аккумулировалась информация о сотнях компаний похожей деятельности, туда мог зайти любой клиент, но деньги зарабатывали лишь несколько основных участников платформы. Сейчас есть web 3, куда можно загружать еще больше информации, и потребители должны участвовать и выбирать все, что им нравится, при этом здесь также могут подробно представить свои предложения и поставщики продуктов и услуг. Это дает нам возможность удовлетворять потребности клиента. Мы говорим: «Представьте, что вы летите на высоте 3000 метров и жалуетесь на отсутствие доступа в интернет, а дополненная реальность может избавить вас от этих проблем». Мы можем сделать такое будущее возможным.

 

Сундар Нарасимхан как старший вице-президент Sabre по продуктовой стратегии и президент Sabre Labs отвечает за формирование технологического видения и стратегии компании, развитие ретейл-платформ следующего поколения и исследование бизнес-процессов. Он имеет более 25 лет опыта в качестве руководителя и специалиста по разработке технологий. Опыт Сундара Нарасимхана играет важную роль в осуществлении стратегии SabreNext, направленной на создание передовой платформы для ретейла, дистрибуции и реализации услуг, построенной на микросервисной архитектуре. До прихода в Sabre он возглавлял разработку решений для индустрии гостеприимства в Google.

 

 

Роботы на последней миле

Технологии современного ретейла в агропромышленном секторе намного шире, чем просто цифровые решения. Владельцы бизнеса в этом секторе именно за счет инноваций наращивают добавленную стоимость своих продуктов. Такое мнение высказал Николай Попович, директор по корпоративным инновациям компании «Вкусвилл»:

– Мы разделяем инновации на три блока: технологии для работы с клиентами, оптимизационные сервисы по сборке и доставке продуктов, решение экозадач. Но прежде всего мы говорим о фудтехинновациях. За год человек касается еды в среднем 1150 раз, какие-то потребности он закрывает через покупку продуктов в магазинах и доставку на дом. Но при этом человек питается еще в офисе, дома, в учебных заведениях, кто-то выбирает спортивное питание. Наша задача состоит в том, чтобы закрывать потребности человека в каждом формате питания в любом месте.

Мы приняли решение и теперь с инновациями работает не выделенное подразделение, а вся компания. Таким образом, мы дали возможность всем сотрудникам поработать с фудтехиндустрией. У нас есть платформа, куда мы приглашаем любого предпринимателя, где проект со «Вкусвиллом» привносит что-то новое – так у нас родился проект, например, с микромаркетами. Конечно, на развитие этого сектора повлияла пандемия, когда человек отказался от магазинов и стал заказывать продукты всеми возможными способами. Нам пришлось следовать за индустрией, составлять рационы питания и как можно больше персонализировать эту тему. Теперь наши цели – персонализировать услуги и расширить рекомендательные сервисы, то есть с учетом особенностей и потребностей клиента давать ему максимально подходящий результат.

 

Николай Попович, директор по корпоративным инновациям компании «Вкусвилл», является членом Совета управляющих «ВкусВилл», ответственным за инновации. Также он – управляющий партнер венчурного фонда StartupLab. В его активе – 28 портфельных проектов; разработка стратегии развития инноваций для компаний DPD, «ВкусВилл», «Колесо»; разработка концепции и подхода к управлению компанией Beyond Taylor (модель управления); внедрение и поддержание использования концепции Beyond Taylor во «ВкуcВилл».

 

Что касается таких цифровых решений, как виртуальная реальность (VR), мы пока не видим их практической ценности: для качественной VR необходимы огромные графические мощности, чтобы человек понимал, что продукт в виртуальной реальности выглядит точно так же, как и настоящий. Пока мы не добьемся того, чтобы изображение было идеально таким же, как в руках клиента, вряд ли мы найдем применение этим технологиям. Помимо этого, мы планируем запустить в бизнес такие инновации, как возвратная тара или экологичное направление, и роботы на «последней миле», когда роботы осуществляют доставку в день заказа и на последней миле, т.е. на последнем этапе доставки товара до клиента, где уже не применяются оптовые перевозки.

Ирина КРИВОШАПКА