Сверхразум: коллективные решения станут более весомыми

1448

Одним из главных трендов будущего может стать развитие и применение сверхразума. Уже сегодня в этом направлении ведутся разработки, которые подтверждают, что решения, вырабатываемые сверхразумом, отличаются высокой эффективностью. Об этом в ходе Московского международного форума «Открытые инновации»-2020 рассказала исполнительный директор Центра коллективного интеллекта Массачусетского технологического института Кетлин Кеннеди.

 

Люди взаимодействуют с алгоритмами

– Термин «сверхразум» сформулировал основатель нашего Центра Томас Малон (Thomas W. Malone). Согласно его гипотезе, сверхразум, или коллективный разум – это интеллектуальные усилия группы людей, направленные на достижение какого‑то результата.

Сверхразум присутствует во всех сферах нашей жизни – в семье, компаниях, армии, финансовых рынках, фермах, правительстве; все это – примеры групп людей, которые работают вместе над достижением определенного результата. Важно уточнить, что они работают интеллектуально. Фактически все, что когда‑либо было достигнуто человечеством, достигалось сверхразумом, то есть усилиями группы людей, а не отдельно взятого человека.

За последние несколько лет мы увидели предпосылки развития сверхразума, которые стали возможны благодаря стремительному внедрению передовых технологий. В качестве примера можно привести компанию Google. Люди создают в интернете страницы, а алгоритмы Google собирают данные для того, чтобы подставлять параметры поисков в строку поисковика. В данном случае речь идет о взаимодействии людей и алгоритма Google. Таким образом, создается новый – гибридный – сверхразум.

Чтобы разобраться, как можно измерить коллективный интеллект или интеллект группы, в нашем Центре коллективного интеллекта был реализован проект, в рамках которого применялись статистические техники, обычно использующиеся для измерения интеллекта индивидуумов. Мы же применили эти методологии к группе для того, чтобы понять, работает ли коллективный разум так же, как индивидуальный? В ходе этой работы выяснилось, что коллективной разум коррелируется в очень скромной степени с индивидуальным интеллектом людей, из которых состоит группа. Это значит, что если вы соберете в группу много очень умных людей, не факт, что она будет умнее другой.

Также мы выявили три аспекта, которые серьезным образом влияют на уровень коллективного интеллекта группы. Первый – социальное восприятие: социальный интеллект членов группы сильно влияет на интеллект группы в целом. Второй – равенство участия в разговоре: если каждый участник в равной мере вносил свой вклад в общение группы, такая группа будет умнее, чем та, в которой дискурс ведет один человек. Третий – исследование показало: чем выше число женщин в группе, тем выше будет ее коллективный интеллект. Здесь есть увязка с тем, что обычно женщины более социально ориентированы, у них выше социальное восприятие, и они склонны к общению в группе.

Проведенное исследование подтверждает, что формат общения (личный или онлайн) не влияет на качество работы групп.

Вернемся к концепции сверхразума. Томас Малон определил несколько типов сверхразума и выделил коллективные группы, основываясь на том, как они принимают решения.

Первая группа – иерархии. Большинство людей сталкивается с иерархией в организации или компании: у вас есть начальник, и у него есть начальник, а решения принимаются на высшей точке уровня иерархии.

Вторая группа – демократия. В таких группах решения принимаются путем голосования. Мы часто видим эту модель в государствах и правительствах.

Третья группа – рынки, здесь решения принимаются на основе спроса и предложения.

Четвертая группа – сообщества, где решения принимаются на основе консенсуса, который обоснован общими нормами и репутациями. Обычно это спортивное или религиозное сообщество. Стоит отметить, что сегодня сообщества появляются и распространяются крайне быстро, хороший пример – появление новых сообществ в социальных сетях.

Пятая группа – экосистемы, где действует закон джунглей: решения принимают те, у кого сила.

 

В «петле» технологий

Давайте посмотрим через призму сверхразума, как люди и компьютеры могут работать вместе. Для начала необходимо понять разницу между этими разумами. Есть специализированный интеллект – это способность достигать особенных целей в предложенных условиях, это тот самый искусственный интеллект, о котором мы так много говорим. Пример: IBM Watson (суперкомпьютер фирмы IBM, оснащенный системой искусственного интеллекта) смог победить в телевикторине самого сильного игрока. IBM Watson был запрограммирован на конкретную задачу, и он ее выполнил.

 

Фактически все, что когда-либо было достигнуто человечеством, достигалось сверхразумом, то есть усилиями группы людей, а не отдельно взятого человека.

С другой стороны, есть общий интеллект – способность достигать широкого спектра целей в разных условиях. Даже пятилетний ребенок обладает этой способностью: он может поддержать разговор на разные темы, может перемещаться в неизвестной физической реальности и может определить, какие эмоции испытывают окружающие люди, благодаря эмоциональной восприимчивости.

Сегодня мы видим, что у технологий есть узкий – специализированный разум. По прогнозам, через несколько десятков лет они овладеют общим интеллектом. У нас есть время, чтобы разобраться, как умные технологии могут работать с разными группами людей. В любом случае, компьютеры нуждаются в людях, неважно, говорим ли мы о компьютерном коде, каких‑то изменениях или необходимости исправления ошибок. Также люди будут выполнять все другие задачи, которые не под силу искусственному интеллекту.

Давайте представим, что группа людей находится в так называемой «петле» или цикле технологий, и есть технология, которая взаимодействует с этой группой. Уже сегодня компьютеры позволяют нам быть гиперподключенными: мы пользуемся соцсетями, обмениваемся сообщениями и электронными письмами. В будущем группы людей и компьютеры будут работать совместно для того, чтобы достигать наиболее продвинутых результатов.

Специалисты нашего Центра коллективного интеллекта разработали технологию Supermind Design, то есть дизайн сверхразума. В рамках данной концепции люди и компьютеры уже работают совместно, и мы размышляем, как можем улучшить эту работу, как создавать компании наиболее эффективным образом, как правительство, общество, экономика могут работать лучше. Один из главных вопросов – как мы можем воспользоваться всем лучшим, что есть у людей и технологий, ведь по мере развития этих технологий и смены настроений и желаний людей, скорее всего, системы и их конфигурация будут меняться? Дизайн сверхразума – своего рода методология для коллективного разума и систем, направленная на то, чтобы работа была более эффективной.

В основе этого дизайна лежит огромное количество идей, что повышает шанс того, что какие‑то из них окажутся действительно хорошими и полезными. В дополнение к спонтанным идеям здесь есть методики, которые мы называем «концептуальные движения». Этот инструмент можно использовать для появления инновационных идей, он может быть действительно полезным, когда вы хотите создавать какие‑то лучшие идеи в рамках взаимодействия людей и компьютеров. Кстати, дизайн сверхразума можно объединять с другими методологиями, например дизайном мышления или agile-дизайном.

Как это работает? В нашем дизайне сверхразума конфигурация выглядит следующим образом: столкнувшись с какой‑то проблемой, вы, опираясь на концептуальные движения, переходите от одной идеи к другой. Допустим, мы пытались ответить на вопрос, как можно бороться с депрессией в Японии. На первом этапе наши специалисты искали ответ на вопрос, как врач может диагностировать депрессию. Затем, используя инструменты сверхразума и расширяя это мышление, рассматривали уже не отдельного врача, а какую‑то поликлинику и впоследствии – всю систему здравоохранению, потом – общество в целом. После этого они сузили круг и начали разбираться, как сообщества могут диагностировать депрессию. Следующий шаг – подумать, как можно диагностировать депрессию в рамках социальных сетей. В итоге они перешли к машинному обучению, которое должно отслеживать паттерны в соцсетях и таким образом диагностировать депрессию.

 

Роль искусственного интеллекта усиливается

Я упоминала о том, что есть разные категории коллективного интеллекта: иерархия, демократия, рынки, сообщества и экосистемы. Используя подход группирования (Groupify), можно понять, какая группа может быть наиболее полезной для решения какой‑либо задачи и какое движение еще можно сделать. Это называется Cognify, то есть система фокусируется на разных типах интеллектуального поведения. На принятие решения влияют разные аспекты, например, иногда мы составляем список возможных решений, оцениваем обстановку вокруг себя, обращаемся к своему опыту и только после этого выбираем наиболее оптимальное решение.

Есть еще одно движение Technify – здесь говорим уже о технологиях, как они могут помочь разным группам людей в принятии решений. Мы выделили четыре основных способа. Первый – можно подумать о том, какие компьютерные инструменты могут нам помочь, которые к тому же будут наиболее эффективными и дешевыми в использовании. Однако люди все‑таки хотят контролировать этот процесс, поэтому компьютер здесь используется только в качестве инструмента. Второй аспект –
помощь, то есть компьютеры могут помогать людям без какого‑то вовлечения непосредственно человека, основываясь, допустим, на алгоритме. Третий способ –
компьютеры могут использоваться в качестве коллег для людей. Четвертое – компьютеры могут быть управленцами, менеджерами в системах: искусственный интеллект может управлять работой, например, helpdesk.

 

Будущее уже наступило

Давайте рассмотрим конкретные проекты, которые мы вели в рамках использования систем коллективного интеллекта для решения каких‑то глобальных задач.

 

Дизайн сверхразума – своего рода методология для коллективного разума и систем, направленная на то, чтобы работа была более эффективной.

Во время пандемии, когда человечество столкнулось со множеством вызовов, мы решили создать сверхра-зум экспертов, которые могли бы оценить вызовы и риски, связанные с пандемией. В процессе этой работы мы изобрели такую концепцию, как активация экспертного сверхразума (Expert Supermind Activation). Пригласили к сотрудничеству несколько подразделений Массачусетского технологического института и 180 экспертов со всего мира, которые работают в совершенно разных индустриях и секторах: здравоохранении, правительственных органах и так далее. Работа велась на протяжении полугода, и по ее завершении мы создали колабораторию по ответу на пандемию (Pandemic Responce CoLab). Любой из вас, находясь в любой точке мира, может присоединиться к этой инициативе. Мы только что завершили первый раунд обсуждения инноваций в области защитных масок и сейчас работаем над системой раннего предупреждения инфекционных заболеваний.

Еще один интересный проект осуществили несколько лет назад в партнерстве с фармацевтической компанией Takeda, он касается диагностики депрессии и полного пересмотра этого процесса. 40 ученых анализировали этот вызов. Наша методология сверхразума позволила сгенерировать инновационные идеи, которые уже легли в теоретические основы и в будущем могут применяться в рамках борьбы с депрессией.

В августе мы создали уникальную платформу Minglr – специальное программное обеспечение, которое помогает людям взаимодействовать онлайн в рамках неформального общения. Думаю, Zoom и Teams вскоре внедрят эту новую технологию.

Мы убеждены: в эпоху цифровых технологий сверхразум будет играть одну из ключевых ролей в принятии решений, в том числе глобальных. Уже сегодня компании могут начать внедрять принцип сверхразума в своих организациях, опираясь при принятии решений на мнение группы компетентных специалистов.

Подготовила Елена ВОСКАНЯН