Для новых подходов нужен «этический компас»

1161

В новой реальности к лидерам предъявляются новые требования. Современный руководитель должен уметь не только «зажечь» людей и повести их за собой – он также должен обладать мощным эмоциональным интеллектом, заботиться о социально-общественной ответственности компании и не забывать о целях устойчивого развития, которые сегодня во многом определяют курс развития бизнеса. Таково мнение зарубежных экспертов – участников тематической дискуссии на Гайдаровском форуме-2021.

 

Эрик Корнуэл, генеральный директор и главный исполнительный директор Европейского фонда развития менеджмента (EFMD):

Эрик Корнуэл, генеральный директор и главный исполнительный директор Европейского фонда развития менеджмента (EFMD)
Эрик Корнуэл, генеральный директор и главный исполнительный директор Европейского фонда развития менеджмента (EFMD)

– На мой взгляд, лидер должен обладать такими навыками и качествами, как креативность, интуиция, гибкость, эмоциональный интеллект. Вместе с тем, он должен уметь завоевывать доверие заинтересованных лиц через свою ответственность. Если же следовать определению экономиста, публициста, педагога, одного из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века Питера Друкера, лидер – это тот, у кого есть последователи. В перечень критически важных качеств лидера я бы добавил способность к импровизации, которая крайне необходима в нашем непредсказуемом мире, а также умение прощать и признавать свои ошибки. Лидер должен позволять своим подчиненным выходить за заданные рамки и не бояться проводить эксперименты.

В настоящее время мир волнуется по поводу нарастающего разрыва в навыках, в какой‑то степени даже их дефицита, однако речь в данном случае идет о трудовых ресурсах нижнего и среднего уровня. Относительно лидеров вопрос в другом – какие навыки они должны освоить в обязательном порядке, и какой должен быть баланс между жесткими (hard skills) и мягкими навыками (soft skills)?

Индустрия 4.0, облачные вычисления, интернет вещей, трехмерная печать, социальные сети, большие данные – самые широко обсуждаемые темы в цифровом мире, каждая из них повлияла на то, как мы работаем, взаимодействуем друг с другом и как живем. Независимо от нашего желания, цифровые технологии произведут революционные изменения и в цепочках создания стоимости, и в привычных процессах, и в работе бизнеса в целом. Лидеры должны осваивать новые технологии, в каком‑то смысле это является продолжением так называемой революции интеллекта. Однако не исключено, что наступит момент, когда все технологии будут созданы, и вам больше не нужно будет иметь миллиард программистов или специалистов по обработке данных, вместо этого будут нужны люди, которые умеют работать с технологиями и применять свои человеческие, межличностные и лидерские навыки. Технологии и инструменты, дающие возможность быстро принимать решения, позволят организациям стать более эффективными.

На мой взгляд, корпоративный мир слишком долго концентрировал внимание на максимизации выгоды для акционеров. Сейчас круг заинтересованных лиц растет. Кстати, термин «стейкхолдер» – «заинтересованное лицо» – существует уже практически 60 лет. Вспоминается цитата президента компании Standard Oil, считавшего, что цель руководства состоит в том, чтобы добиться наиболее правильного учета интересов всех акционеров, заинтересованных лиц и общества в целом.

 

Лидер должен позволять своим подчиненным выходить за заданные рамки и не бояться проводить эксперименты.

 

Возникает вопрос – могут ли лидеры применять свои таланты свободно? К настоящему моменту в мире сложилась ситуация, которую я называю «ограниченным лидерством» – теория максимизации выгоды для акционеров побуждает лидеров концентрироваться на краткосрочных выгодах. Такой подход привел нас к глубокому кризису легитимности, что может спровоцировать серьезные общественные и социальные проблемы.

На лидерах всегда большая ответственность, но сегодня важно, чтобы они принимали на себя ответственность не только за решение бизнес-вопросов, но и вопросов этики, устойчивого развития. Фокусировка внимания на этическом поведении, корпоративной ответственности и уважении к устойчивому развитию – важное новое требование для лидеров.

По моим наблюдениям, нынешние студенты стремятся устроиться на работу в те компании, которые комбинируют задачи по достижению прибыли с реализацией своей миссии. Молодые люди хотят испытывать гордость за проекты, в которых участвуют, и это логично.

Организации высшего образования уже начали реализовывать в своей работе задачи по формированию экологичного и устойчивого мировоззрения у студентов, однако нужно идти дальше и встраивать этику, экологичность и ответственность в культуру учебных заведений и лидерства, а также в программы исследований. Академический мир и бизнес-школы в частности имеют высокий потенциал стать агентами изменений.

 

Жан-Франсуа Манзони, президент Международного института управленческого развития в Лозанне (IMD):

Жан-Франсуа Манзони, президент Международного института управленческого развития в Лозанне (IMD):
Жан-Франсуа Манзони, президент Международного института управленческого развития в Лозанне (IMD):

– Не знаю, нужны ли нам новые лидеры, но нам определенно требуются лидеры, которые знают актуальные тренды и мыслят по‑новому.

По моему мнению, лидерам будущего важно иметь знания и хорошо ориентироваться в нескольких областях. Первая – стратегические умения и познания. Лидер должен обладать стратегической способностью – понимать, каким образом в неопределенном, меняющемся и разностороннем мире можно влиять на источники создания и извлечения ценности, на каком поле необходимо играть, чтобы добиться победы.

Вторая – организационные знания и умения. Он должен понимать, как организовать несколько сотен, тысяч и даже десятков тысяч людей, чтобы они сделали то, чего от них ожидают, и как направить их намерения и усилия на реализацию заданной стратегии.

Третья – самоорганизация, без нее современным лидерам точно не обойтись. В развитии самоорганизации могут помочь в том числе специальные тренинги.

Таким образом, чтобы превратиться в лидера, нужно очень много над собой работать; нужно понимать стратегию компании, уметь использовать свои организационные навыки, не забывать про этические ориентиры. Другое дело, что в динамично меняющемся мире рецепты и идеи, которые были действенными еще вчера, могут оказаться недостаточными сегодня и тем более завтра. Это значит, что лидер должен постоянно учиться. Ему в равной степени пригодятся и жесткие, и мягкие навыки. Мы живем в эпоху цифровой революции, лидеры бизнеса должны понимать ее суть, а также то, какое влияние она оказывает на деятельность конкретной отрасли и самой компании.

 

Лидерам часто приходится принимать решения исходя из финансовых интересов организации, но проблема в том, что чаще они смотрят на краткосрочную перспективу. А ведь можно оценить и долгосрочную – какой эффект будет иметь ваше решение, допустим, для окружающей среды и общества в будущем.

 

Хотел бы напомнить о такой концепции, как «этический компас», подразумевающей способность лидеров функционировать этическим образом. Это не значит, что они должны строго выполнять какие‑то законы или правила. Речь идет о том, что в любой ситуации они должны задать себе вопрос: а как поступить правильно? Это «правильно» складывается из многих аспектов – и здесь речь идет не о выгоде, а о том, насколько это решение правильное с точки зрения, допустим, экологических и социальных вопросов. Конечно, лидерам часто приходится принимать решения исходя из финансовых интересов организации, но проблема в том, что чаще они смотрят на краткосрочную перспективу. А ведь можно оценить и долгосрочную – какой эффект будет иметь ваше решение, допустим, для окружающей среды и общества в будущем.

Само общество все больше вынуждает бизнес обращать внимание на то, какое влияние компании оказывают на окружающую среду. В будущем именно заказчики услуг будут мотивировать организации платить за тот ущерб, который они наносят, и предпринимать действия для его минимизации. Выходит, при принятии того или иного решения проще заранее просчитать возможные последствия.

Считаю, что при обучении будущих руководителей им нужно объяснять, почему они должны вести себя именно так, почему их решения должны быть этичными и экологичными. Мы должны научить лидеров принимать правильные, сбалансированные решения, избегая перекосов.

 

Эндрю Джек, редактор по глобальному образованию Financial Times:

Эндрю Джек, редактор по глобальному образованию Financial Times
Эндрю Джек,
редактор по глобальному образованию Financial Times

– Сегодня как никогда велика роль бизнес-школ, которые должны привить выпускникам новые навыки и умения, в том числе эмоциональный интеллект. Если бизнес-школы не смогут дать следующему поколению менеджеров и лидеров те навыки и умения, которые позволят им мотивировать своих работников, бизнесы будут снижать свою производительность и угасать.

Ведется много споров по поводу развития мягких и жестких навыков. На самом деле hard skills можно нарабатывать, это довольно просто, можно даже их делегировать, а вот без soft skills лидеру точно не обойтись – он должен уметь мотивировать и стимулировать людей, чтобы им захотелось двигаться в том направлении, в каком нужно лидеру. Конечно, существуют риски компромиссов, особенно в периоды кризисов. Вот и сейчас, во время коронакризиса, компании сосредоточились на максимизации прибыли, на это брошены все силы. Бизнес по всему миру пытается найти ответ на вопрос: как более эффективным образом противостоять вызовам? Может быть, стоит сделать шаг назад и переосмыслить прогресс, достигнутый в последние годы. Как вариант – можно посмотреть на опыт лидеров других стран, как во время борьбы с мировыми угрозами им удается сохранить бизнес и не забывать о, допустим, снижении своего углеродного следа.

Кроме того, сейчас все говорят о целях устойчивого развития, обозначенных ООН. Они, по нашим наблюдениям, определяют политику многих глобальных компаний, но в то же время, стремясь их достичь, бизнес нередко забывает о том, что изначально идея ЦУР – сделать так, чтобы обществу жилось лучше. А для этого надо пересмотреть те практики, те виды деятельности, которые ухудшают общее благосостояние, сконцентрировав внимание на регулировании нормативно-законодательной базы, осознании социальных и экономических последствий цены движения по этому пути. У работодателей уже появился запрос к бизнес-школам в части подготовки студентов, которые на выходе из учебного заведения знали бы, что такое ЦУР и понимали их значимость. Формирование нового облика общества и улучшение состояния нашей планеты требуют совместных усилий – работодателей, учебных заведений и самих студентов. Только в таком случае лидеры будущего смогут грамотно управлять бизнесом и будут делать это не в ущерб планете.

 

 

Елена ВОСКАНЯН