Бизнес на карантине

Лидеры рынка рассказали, какие решения помогли им укрепить позиции во время коронакризиса

644

Пандемия стала мощным триггером инноваций. Многие компании были вынуждены искать новые возможности заработка, запускать порой «сырые» цифровые проекты, предлагать клиентам новые услуги. Лидеры рынка, не просто удержавшиеся на плаву во время пандемии, но и сумевшие улучшить свои показатели, в рамках Московского международного форума «Открытые инновации-2020» поделились рецептами успеха, а также обменялись мнениями о том, достиг ли максимума рынок онлайн-сервисов.

Александр Ларьяновский, управляющий партнер онлайн-школы Skyeng:

Александр Ларьяновский, управляющий партнер онлайн-школы Skyeng
Александр Ларьяновский, управляющий партнер онлайн-школы Skyeng

– Мы не на максимуме, а только в начале пути. По сути, современные технологические компании вроде нашей сейчас отдают некий технологический долг отрасли, привнося в нее те технологии, которые в другие сферы проникли достаточно давно. Пандемия и вынужденная цифровизация образования сослужили нам в целом хорошую службу. Впервые в жизни я увидел такой рост метрик – мы с нуля набрали 80 тысяч учителей, причем сработал так называемый вирусный эффект – они сами рекомендовали наш сервис друг другу.

Рост спроса на цифровые сервисы в России сдерживают, прежде всего, сами люди, не готовые менять свои привычки.

В октябре люди вошли во вкус, поняли, что эффективность учебного процесса не зависит от того, находятся учитель и ученик в одном помещении или в разных. В связи с этим мы отмечаем ускорение роста аудитории нашего проекта.

Объем всего рынка образования составляет сотни миллиардов рублей в год, а EdTech (онлайн-образование) пока зарабатывает от него первые проценты. Нам есть куда расти, у нас большие перспективы как в части детского, так и взрослого образования. Опыт показывает: в кризис спрос на образовательные программы увеличивается, и, думаю, в ближайшие пять лет нам удастся занять существенную долю рынка.

При этом, на мой взгляд, рост спроса на цифровые сервисы в России сдерживают, прежде всего, сами люди, не готовые менять свои привычки. Первые интернет-магазины появились в нашей стране в конце 90‑х, и только в последние три-четыре года они стали востребованными. Таков менталитет россиян: нам нужно время, чтобы освоиться и привыкнуть к новым технологиям.

Даниил Шулейко, генеральный директор Яндекс.Такси:

Даниил Шулейко, генеральный директор Яндекс.Такси
Даниил Шулейко, генеральный директор Яндекс.Такси

– Мы тоже только начали расти. Сейчас перед нами, образно говоря, непаханое поле, которое предстоит вспахать в следующие несколько лет.

Спустя два месяца после смягчения ограничительных мер мы запустили приложение Яндекс Go, в котором собрали воедино актуальные сервисы: заказ такси, еды, продуктов и доставки посылок, а еще каршеринг и расписание транспорта.

Идея создания подобного приложения возникла давно, мы начали экспериментировать в этом направлении еще год назад. Тогда внутри приложения Яндекс. Такси появился сервис Яндекс. Еда, он перебрасывал пользователя в отдельное приложение с полноценным сервисом. Стало понятно, что в этом что‑то есть и надо копать дальше, искать, как это должно быть.

В марте в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации ряд отраслей экономики оказался под ударом. Мы заметили, что начал проседать спрос на такси, а ведь в таксопарке Яндекса работают сотни тысяч водителей, у нас также есть таксопарки-партнеры. Мы начали искать возможности исправить ситуацию и дать людям возможность заработать. Приложение Яндекс Go к тому моменту не было готово к запуску, оно было сырым, но мы начали выводить на главный экран Яндекс. Такси такие услуги, как, например, возможность доставки еды из ресторанов. Тем самым помогли коллегам из сферы общественного питания, дав им возможность увеличить выручку в такой непростой период.

Самым страшным этапом для нас стала смена названия приложения, потому что приложением Яндекс.Такси каждый месяц пользуются миллионы людей. Скажу откровенно: каждый день мы пытались придумать миллион и одну причину, почему этого не стоить делать, но все же рискнули. Сейчас понятно, что данное решение было правильным, а вот насколько, сможем узнать через полгода-год, когда можно будет подвести промежуточные итоги.

Сервисы доставки плотно вошли в нашу жизнь, интерес к ним будет только расти. Даже в те месяцы, когда были некоторые послабления в части ограничений и люди начали выходить на улицу, спрос на доставку продолжил расти. Замечу: растет он и сейчас – попробовав эту услугу разово, человек понимает, насколько она удобна.

Кроме того, в двух городах – Москве и Санкт-Петербурге – нам удалось сформировать привычку отказа людей от общественного транспорта и собственных автомобилей, многие пересаживаются на каршеринг.

Чтобы цифровые сервисы росли, они должны быть лучше, быстрее, технологичнее, чем нецифровые. Также требуется особое регулирование, которое бы учитывало, что цифровые сервисы не имеют границ, при этом крупные и маленькие игроки должны быть в одинаковых рамках.

Анатолий Сморгонский, генеральный директор Gett Россия:

Анатолий Сморгонский, генеральный директор Gett Россия
Анатолий Сморгонский, генеральный директор Gett Россия

– Во время пандемии нам удалось быстро адаптироваться к новым условиям работы, нарастить в пять раз направление доставки и одними из первых возобновить работу в премиум-сегменте.

Я пришел в Gett в ноябре 2019 года, когда никто не знал про грядущую пандемию. Уже тогда мы начали трансформацию, потому что глобальный Gett принял новую стратегию, и к марту мы подошли с другой структурой, она стала более плоской, мобильной, к нам пришло много молодых ребят. Чисто технически мы одними из первых вышли на удаленку, поскольку видели, что происходит в мире.

Сервис такси сжался очень быстро, и мы постарались сместить акцент на доставку, сделав ее первой кнопкой в приложении, а также начисляли людям бонусы за то, что они находятся дома и пользуются доставкой. Кстати, многие компании, которые не ушли на удаленку, начали тоже активно пользоваться данным сервисом – как для доставки документов, так и для перемещения сотрудников. Таким образом, доставка не откатилась сильно назад, а сейчас она в несколько раз больше, чем во время первой волны пандемии.

Кстати, консервативным людям, которые никогда не пользовались сервисом доставки и привычно по пути с работы заходили в магазин, пришлось перестраивать мышление. По факту, у них не было выбора, а впоследствии они осознали, насколько это удобно.

При переходе на дистанционный режим работы у нас не возникло сложностей, потому что Gett давно пользуется современными информационными технологиями. Нам не приходилось контролировать своих сотрудников, потому что мы смотрим не на количество отработанных часов, а на результат. При этом ценностные основы нашей компании позволяют работать гибко.

Дмитрий Русаков, директор по взаимодействию с органами государственной власти OZON:

Дмитрий Русаков, директор по взаимодействию с органами государственной власти OZON
Дмитрий Русаков, директор по взаимодействию с органами государственной власти OZON

– Мы видим огромный потенциал дальнейшего роста онлайн-сервисов независимо от того, как будет развиваться ситуация и повторится ли локдаун.

Сегодня как никогда важна роль государства, прежде всего, в информировании населения и предпринимателей, особенно малых и средних, которые недавно вышли на рынок, относительно того, что цифровая экономика – это не так страшно. Люди должны узнать, что рынок становится глобальным, появились цифровые платформы, возможности для реализации собственной продукции на маркетплейсах, не надо этого бояться. Тогда наша экономика будет расти такими же темпами, как, например, в Китае.

По разным оценкам, пандемия привела в онлайн практически 15 миллионов человек, которые до этого не пользовались онлайн-сервисами и онлайн-магазинами. По нашим данным, каждый четвертый из этих клиентов продолжает активно пользоваться нашей площадкой.

Если сравнить с результатами прошлого года, во втором квартале 2020‑го мы зафиксировали рост онлайн-продаж почти в три раза, на 188%. Что характерно, это происходит не только за счет прихода на нашу платформу новых покупателей. Я бы хотел отметить роль производителей, объектов МСП, которые активно, особенно в период локаута, когда они не имели возможности торговать, как раньше, выходили на онлайн-платформы. В пики мы регистрировали по 500 новых предпринимателей, причем они активно развиваются именно в регионах. Так, в Новосибирске их число увеличилось в четыре раза, а в Краснодаре – в три с половиной. В том числе благодаря этому растут продажи через маркетплейсы и весь «пирог» экономики. Мы не можем говорить, что онлайн сильно «отъедает» у офлайна. Нет, вырастает целиком пирог, хотя, по данным аналитиков, за 1‑е полугодие 2020 года доля онлайн-продаж в России впервые составила 10,8%. Это очень хороший результат, потому что все ждали этой цифры только к 2022–2023 году.

 

 

Несомненно, коронакризис сыграл определенную роль, и часть покупателей останется в онлайне. Важно дальше развивать эти сервисы, логистику, разрабатывать дополнительные сервисы для предпринимателей, которые хотят выйти в онлайн.

Есть большое заблуждение, что существует два сегмента – онлайн и офлайн. На самом деле их три: офлайн, куда входят классические магазины; онлайн – здесь классические магазины, которые завели небольшие онлайн- магазины и пытаются и продвигают свою продукцию там; e-commerce – абсолютно безграничная индустрия маркетплейсов. Чем больше клиентов и поставщиков будут пользоваться маркетплейсами, тем быстрее будет развиваться e-commerce. В перспективе трех-пяти лет этот сегмент может «отъесть» от общего пирога 15–20%, но не за счет того, что доля классического офлайна и онлайна сократится, а за счет того, что вырастет целиком пирог.

Максим Чернин, сооснователь, член совета директоров медицинской компании «Доктор рядом»:

Максим Чернин, сооснователь, член совета директоров медицинской компании «Доктор рядом»
Максим Чернин, сооснователь, член совета директоров медицинской компании «Доктор рядом»

– Российский рынок телемедицины только начинает развиваться. 1 января 2018 года вступил в силу закон о телемедицине. Однако он обладает существенным набором ограничений, которые в развитых странах мира либо вообще отсутствуют, либо во время пандемии данный рынок и законодательство были либерализованы, а ограничения сняты.

По нашему мнению, есть два потенциальных драйвера, которые могут изменить расклад на рынке, темпы его роста и развития. Это, прежде всего, либерализация законодательства. Сегодня в рамках первичного телемедицинского приема пациенту нельзя ставить диагноз, назначать конкретное лечение в виде медпрепаратов, выписывать больничный. Снятие этих ограничений в разы умножит рынок телемедицины. Второй драйвер – добавление телемедицины в услуги в рамках ОМС и государственную медицину.

Когда весной начался режим самоизоляции, в некоторых регионах клиники были закрыты на плановые приемы, да и сами люди, боясь заразиться новым коронавирусом, отменяли визиты к врачам. В этот момент мы запустили социально важный проект – сервис для бесплатных телемедицинских консультаций для всех жителей России. За три месяца, пока действовал данный проект, мы провели более 100 тысяч бесплатных консультаций. Причем всего 22% из них пришлось на Москву и Московскую область. Таким образом, многие граждане, независимо от региона их проживания, получили качественную медицинскую поддержку, когда это было нужнее всего.

Важно уточнить, что «Доктор рядом» – это цифровой медицинский сервис, к которому подключено большое количество клиник и врачей. Если до эпидемии мы проводили по 200 телемедицинских консультаций в день, то в пик их количество достигало 3,5 тысячи. В этой связи мы резко увеличили количество врачей – со 140 до 500, они представляют 20 российских клиник.

Уверен, сектор телемедицины и цифровой медицины будет расти. С теми законодательными изменениями, о которых я упомянул, и с развитием технологий – носимые человеком на руке гаджеты «переносят» поликлинику к нему домой, мы сможем оказывать квалифицированную современную помощь большому количеству людей и снизить барьеры пользования качественными медуслугами.

Максим Паршин, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

Максим Паршин, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Максим Паршин, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

– Я бы хотел развеять миф о том, что у интернет-компаний сейчас все хорошо. Да, есть те, кто выиграл от ситуации с пандемией, но, как мы видим по объективным данным Центрального банка, входящий денежный поток по отрасли сократился минимум на 40%. Проблема есть, а значит, задача государства – поддержать бизнес доступными нам инструментами.

На мой взгляд, задача государства заключается в том, чтобы, с одной стороны, не мешать бизнесу, с другой – помогать ему. Говоря «не мешать», я имею в виду умное регулирование, понимаемое больше как дерегулирование. Большие надежды возлагаем на закон о цифровых источниках, который позволит в экспериментальном режиме, не нарушая законодательство, внедрять концептуально новые продукты. Под «помогать» я подразумеваю те меры поддержки, которые помогут зарождению стартапов и создадут конкуренцию на этом рынке, что неизбежно приведет к повышению качества цифрового продукта.

В период пандемии мы столкнулись с тем, что ряд компаний-разработчиков оказался в непростой ситуации. Речь идет не о тех игроках рынка, которые зависят от спроса населения, а о тех, главным заказчиком которых является корпоративный сектор. Их показатели серьезно просели, ведь первое, что «режут» заказчики в ситуации нестабильности, это контракты, связанные с ИТ. Такие компании особенно нуждаются в нашей поддержке. С другой стороны, некоторым повезло – спрос на их сервисы вырос многократно, но они оказались не готовы к масштабированию.

Михаил Мишустин, председатель Правительства Российской Федерации:

Михаил Мишустин, председатель правительства Российской Федерации
Михаил Мишустин, председатель правительства Российской Федерации

– Каждая страна выбрала свои способы борьбы с распространением коронавирусной инфекции, свои пути восстановления, но международные эксперты сходятся во мнении, что последствия пандемии были бы более тяжелыми, если бы не шел процесс общей цифровизации. Благодаря этому многие предприятия смогли перейти на удаленную работу.

В России запущена национальная программа «Цифровая экономика», которая комплексно готовит государство к переходу в новую цифровую экономическую реальность. В рамках нее формируется регуляторика и доступная информационная инфраструктура. Большое внимание уделяется «взращиванию» компетентных кадров, поддержке российских технологий и модернизации государственного управления на основе «цифры», а также – обеспечению кибербезопасности. Благодаря реализации этой программы на протяжении последних двух лет госструктуры и бизнес сумели быстро подстроиться под новые условия, поэтому она будет продолжена.

Идет работа по созданию сетей связи пятого поколения. Определены наиболее перспективные диапазоны радиочастот. Мы развиваем разработки в области сквозных цифровых технологий, позволяющие по‑новому организовать производственные процессы, финансовые услуги и логистику.

Искусственный интеллект сегодня – самое перспективное направление, и Россия планирует занять здесь лидирующие позиции. Кроме того, создаются условия для появления и развития в нашей стране IT-компаний. Чтобы наша юрисдикция была привлекательна для таких компаний – как российских, так и зарубежных, со следующего года налог на прибыль для IT-компаний будет снижен до 3%, а ставки страховых взносов – до 7,6%. В целом продолжим создавать благоприятную среду для ведения бизнеса в нашей стране.

Все страны сегодня стремятся победить в технологической гонке, Россия – в их числе. Но новый, глобальный технологический мир должен создаваться всеми без исключения государствами, только объединив усилия, можно достичь успеха. В одиночку ни одно государство не способно решить масштабные и непростые задачи, которые стоят перед миром.

Хотя коронавирус физически дистанцировал нас друг от друга, возможности для общения у нас безграничны, их надо использовать. Призываю обмениваться опытом и идеями, развивать взаимодействие. Наша страна открыта для сотрудничества. Отвечая на главный вопрос форума – готовы ли мы к изменившемуся миру? – скажу: да, Россия готова. Уверен, мы справимся со всеми сложностями и сможем добиться тех целей, которые перед собой ставим.

Чон Се Гюн, премьер-министр Республики Корея:

Чон Се Гюн, премьер-министр Республики Корея:
Чон Се Гюн,
премьер-министр Республики Корея:

– Как ни парадоксально, из‑за коронакризиса мы переходим к обществу новых связей и социальной солидарности через информационно-коммуникационные технологии. Изменения происходят во всех сферах, в том числе в производстве, потреблении, дистрибуции, ускоряется развитие новой бесконтактной экономики, набирает обороты цифровая трансформация.

Кризис – очень хороший шанс для развития инноваций. Можно вспомнить пандемию чумы, которая поразила в XIV веке Европу, она положила конец Средневековью и привела к началу Возрождения.

Кризис – очень хороший шанс для развития инноваций. Можно вспомнить пандемию чумы, которая поразила в XIV веке Европу, она положила конец Средневековью и привела к началу Возрождения.

Республика Корея преодолела два последних кризиса – валютный и финансовый, реализовав смелые проекты по стимулированию венчурного предпринимательства и создания сверхскоростного интернета. Коронакризис тоже можно преодолеть инновационными решениями. Из-за глобальной пандемии мы вступаем в эпоху новой нормальности, когда перестраиваются глобальные цепочки производства и требуется новый мировой порядок.

Отвечая на современные вызовы, правительство Кореи объявило новую национальную стратегию развития – так называемый новый корейский курс. Его суть в цифровизации во всех областях. Объем инвестиций составит 58 триллионов корейских вон до 2025 года. В рамках реализации стратегии запланировано создание 900 тысяч рабочих мест, усиление экосистемы всех цепочек образования данных, начиная со сбора, использования и дистрибуции с помощью политики открытых социальных данных для улучшения благополучия населения и создания крупных дата-центров искусственного интеллекта.

В настоящее время данные дают весомое конкурентное преимущество. Вся деятельность человека становится источником данных, а они – источниками экономических доходов и добавленной стоимости. Мы уверены, что введенные первыми в мире в эксплуатацию коммерческие сети 5G помогут нам ускорить сбор и использование данных, будут способствовать инновационному развитию разных сфер, в том числе беспилотных автомобилей, умного производства и медицины.

Одна из важных целей стратегии – трансформация электронного правительства. Мы намерены создать одну из лучших в мире систем государственного управления на основе 5G и облачной технологии. Для обеспечения безопасности и комфорта населения собираемся ввести цифровую систему в области чрезвычайных происшествий, а именно управление особо важными социальными объектами – автомобильными и железными дорогами, морскими портами. Также планируем реализовать проект по цифровым двойникам для умного управления подземным пространством, создав трехмерную цифровую карту. Новый цифровой курс является нашим ответом на текущий экономический кризис. Государство республики начало предпринимать смелые меры для создания будущего общества, и мы готовы приложить все усилия, чтобы перейти из догоняющей экономики в лидирующую.

Дмитрий Медведев, заместитель председателя Совета безопасности Российской Федерации:

Дмитрий Медведев, заместитель председателя Совета безопасности Российской Федерации
Дмитрий Медведев,
заместитель председателя Совета безопасности Российской Федерации

– Технологии являются наиболее универсальным способом адаптироваться к новой реальности. Пандемия способствовала резкому ускорению трансформации электронных сервисов и услуг. Мы стали свидетелями так называемой принудительной цифровизации всего того, что нас окружает. В этом есть как плюсы, так и минусы. Коронавирус стал не просто угрозой для благополучия человека, но и своеобразным экзаменом для инноваций. Те технологические нововведения, которые соответствуют сегодняшнему укладу жизни, сохранились и даже получили развитие, а те, которые не соответствуют, должны быть переосмыслены.

Принудительная цифровизация ускорит изменение многих профессий и квалификаций.

Россия в целом достойно встретила пандемию и гибко перестроила общественный уклад жизни. Это стало результатом работы, проводившейся в последнее десятилетие, а именно увеличения объема инвестиций в инновации, создания современной инфраструктуры их поддержки, привлечения бизнеса. В результате к началу пандемии наша страна обладала многими важнейшими технологиями, которые оказались востребованными в это непростое время, в том числе в части дистанционного образования.

Принудительная цифровизация ускорит изменение многих профессий и квалификаций. В ближайшем будущем нам потребуются биоинженеры, биофармакологи, проектировщики умной среды, нейропсихологи, архитекторы, дизайнеры виртуальной реальности, то есть специалисты, тесно связанные с технологиями, направленными на создание комфортной среды для работы и обычной жизни.

В числе приоритетных направлений – цифровая безопасность. Исторически интернет является синонимом открытости, однако пандемия показала не только все возможности цифровых технологий, но и в то же время мы зарегистрировали резкий всплеск интеллектуальной преступности. Это вполне закономерно, поскольку большое количество людей и компаний были вынуждены перевести свою деятельность в электронный формат. Об этом нужно помнить и всем вместе прилагать усилия для борьбы с такого рода проблемами. Россия считает, что каждое государство должно управлять своим информационным пространством, это справедливо и отвечает фундаментальным принципам международного права, иначе ни пользователи, ни бизнес не будут уверены в том, что их права надежно защищены. Ответом на эти вызовы может стать эффективная система кибербезопасности, внедрением которой сегодня активно занимается бизнес.

Перед нами стоят важные задачи: нужна более четкая стыковка инструментов государственной поддержки, инвестиционных планов крупного, малого и среднего бизнеса, а также большого числа технологических компаний. Государство и институты развития должны расширять формы поддержки такого бизнеса, подходить к этому более комплексно и стараться поддерживать все лучшее, что генерирует человеческий ум. Инновации всегда были стимулом для развития человечества, особенно в период, когда в мире происходят масштабные изменения.

Елена ВОСКАНЯН