Во время пандемии COVID-19 специалисты по управлению рисками прошли проверку на прочность. Опираясь на свои знания и опыт, они делали все возможное, чтобы помочь компаниям удержаться на плаву. Что из этого получилось, президент FERMA (Federation of European Risk Management Association — Федерация европейских ассоциаций риск-менеджеров) Дирк Вегенер (ФРГ) рассказал в ходе XVII Международного профессионального форума «Управление рисками – новые вызовы».
Недооценили масштаб
Никто не мог представить, насколько высокие риски принесет пандемия коронавируса. Однако оглянувшись даже на 10 лет назад, увидим, что подобные сценарии уже были: человечество периодически проходит через различные заболевания. Впоследствии некоторые государства проводят соответствующие учения, анализируя, как бороться с глобальными заболеваниями. Тем не менее, когда мир столкнулся с новой коронавирусной инфекцией, мы недооценили масштаб данной проблемы и поэтому сейчас находимся в эпицентре пандемии и гадаем, что же будет зимой.
Некоторые отрасли экономики пострадали больше, некоторые меньше; в целом эпидемия довольно негативно отразилась на всех. COVID-19 застиг специалистов по оценке рисков врасплох. Но, как говорится, нет худа без добра: в новых экономических условиях компании оценили возможности, которые дают современные технологии, и начали активно их использовать. Более того, многие смогли нарастить мощности и оказались не так уязвимы перед этим вызовом благодаря, кстати, специалистам по управлению рисками, пришедшим им на помощь в самый ответственный момент.
К сожалению, именно в таких сложных ситуациях можно проверить, на что мы в действительности способны. Пандемия показала, что мы можем сделать для того, чтобы минимально ограничить непрерывность хозяйственной деятельности предприятий. Многие компании перешли на дистанционный режим работы, нашли запасные «аэродромы» и площадки.
Сейчас можно констатировать: выжили те организации, система снабжения которых была основана не на одном поставщике, а на нескольких. В этот момент «в центре прожекторов» оказались специалисты по управлению рисками – они помогли выстроить ежедневную работу организации, и многие руководители поняли, что эта функция существует в компании не зря.
Страхуют собственные риски
В 2020 году, еще до пандемии, мы провели опрос среди профессионального сообщества относительно ситуации на рынке оценки рисков. Респонденты говорили об ужесточении работы на страховом рынке, снижении объема страховой премии и увеличении количества исключений.
Мы видим, что объем этого рынка в денежном выражении действительно снижается, а значит, тенденция по страхованию и перестрахованию продолжится. Кроме того, заметно, что рынок склоняется к использованию кэптивных, то есть внутренних, страховых компаний. Два этих тренда идут рука об руку: с одной стороны, правила игры на рынке ужесточаются, с другой – логично идет смещение в сторону того, чтобы страховать свои собственные риски и иметь внутренние компании, которые позволяют компенсировать общую стоимость работ по оценке рисков.
Страховые компании предлагают меньшие лимиты и требуют большего количества исключений. Они находятся под серьезным давлением с точки зрения цены, поэтому страховые специалисты покупают и продают меньше страховок, чем раньше. Это означает, что специалист по управлению рисками должен более четко определять и доводить до сведения заинтересованных лиц дополнительные вызовы и факторы риска, которые сейчас как никогда важны.
Пришло время объединить усилия
На мой взгляд, для того чтобы предотвратить развитие системных рисков, например пандемии или несанкционированного интернет-взлома, нужно объединить усилия. Логичным представляется развитие механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), который также позволит минимизировать риски прерывания хозяйственной деятельности.
Во время текущей пандемии сфера риск-менеджмента прошла проверку на прочность, мы еще раз убедились, как непросто действовать в условиях высокой неопределенности. Однако в одиночку нам не справиться. Поэтому призываю государственные органы прийти к нам на помощь и сформировать принципы ГЧП. Они должны основываться на показателях страхования, потому, что страхование уже имеет методики по оценке, ценообразованию и передаче рисков от организаций в страховые компании и перестраховочные фирмы. В таком случае нам удастся ускорить работу над методиками надлежащей оценки рисков на уровне текущей деятельности предприятий. Наша большая цель — снизить риски или совсем устранить их, а одна из важнейших задач сейчас — сделать все возможное для того, чтобы этот риск не стал реальным ущербом.
Риск-менеджер должен быть кондуктором, проводником своей компании, он должен иметь необходимые контакты и доносить до сведения сотрудников и руководства то, что происходит на самом деле, – не просто теоретические выкладки, но и информацию о реально существующих мерах, которые помогут ответить на вызовы.
Ассоциация FERMA сформулировала и направила в адрес Институтов Европейского Союза, которые являются нашими основными визави на политической арене, два важных посыла. Первый касается важности создания подобной частно-государственной гибкой сети, что позволит поддержать управление рисками в коммерческих компаниях для предотвращения угрозы системных рисков. Второй посыл состоит в том, чтобы профессиональные специалисты по оценке рисков помогали или прилагали усилия для обеспечения гибкости европейских компаний. В целом наша задача заключается в том, чтобы сделать экономику более экоустойчивой и социально ответственной. Механизм поддержки компаний на основе страхования поможет достичь этой цели, поскольку будет стимулировать надлежащее предотвращение ущерба.
Проводники неожиданностей
Кризис, вызванный пандемией COVID-19, еще раз продемонстрировал, что специалисты по управлению рисками должны быть гибкими и адаптивными. Как говорится в одной пословице, «думай о том, что нельзя представить, и ожидай неожиданного». В этом смысле нужно сделать все, чтобы ваша компания имела возможность эффективно реагировать на многочисленные, в том числе совершенно новые, задачи. Конечно, это потребует от вас профессиональной подготовки, ваша функция в организации должна быть на надлежащем уровне.
Риск-менеджер должен быть кондуктором, провод-ником своей компании, он должен иметь необходимые контакты и доносить до сведения сотрудников и руководства то, что происходит на самом деле, – не просто теоретические выкладки, но и информацию о реально существующих мерах, которые помогут ответить на вызовы. Особую важность сегодня приобретает мощный и эффективный бизнес-план по повышению устойчивости функционирования предприятия.
Жизнь продолжается, и мы не должны забывать о других актуальных вопросах: обеспечении экоустойчивости, проблематике изменения климата, различных природных катаклизмах, например лесных пожарах или наводнениях. Риск-менеджерам теперь приходится работать в нескольких плоскостях, не сбавляя хода, ведь их задача усложнилась — они должны повышать информированность топ-менеджмента о том, что нас ждет в обозримом будущем. Мы не знаем, что будет дальше, каков будет масштаб этих проблем, тем не менее должны двигаться вперед. У нас есть все необходимое для этого, включая концепции и техническую часть. Я считаю, что риск-менеджеры должны стать гибче и адаптивнее к вызовам сегодняшнего дня. Здесь большую роль играют программы обучения и повышения квалификации.
Меня часто спрашивают, есть ли в Европе практические кейсы, которые помогают количественно оценить эффективность управления рисками. Я слышал, что подобные исследования ведутся, но их мало в публичном пространстве, по крайней мере, научных выкладок я не видел. Задача специалиста по рискам – подготовиться к неожиданному, в основном компании делают это на индивидуальной основе.
Хочу отметить, что Россия пока не входит в состав Евросоюза, а значит, напрямую не испытывает влияния наших директив. Тем не менее вы не одиноки, существуют и другие страны, которые вынуждены действовать в похожей ситуации. Я бы посоветовал вам становиться гибче, усиливать работу по обеспечению гибкости на местах. А мы со своей стороны поможем вам нашим передовым опытом. Это, поверьте, тоже большое подспорье.
Дирк Вегенер, президент ассоциации FERMA