После «шторма» бизнес не будет прежним

2139

В рамках цикла трансляций Ассоциации независимых директоров «Открытый совет директоров» 28 мая 2020 года состоялось онлайн-заседание на тему «После шторма. Сценарии будущего». Повестка развития в новой реальности». Эксперты, приглашенные к дискуссии, обсудили изменения в бизнес-процессах компаний, связанные с ограничительными мероприятиями ввиду распространения COVID-19, и дали рекомендации отечественному бизнесу.

 

 

– На наших глазах постепенно развеивается призрак тотальной изолированности. По всему миру открываются страны, города, начинают работать магазины. На улицах становится больше людей, возобновляются перелеты и, похоже, скоро нас ожидает бурный и интенсивный период восстановления. Пока этого не произошло, стоит обсудить, каким будет этот восстановительный этап, и сформулировать стратегии, которые будут работать в среднесрочной перспективе, – считает руководитель Академии Ассоциации независимых директоров (АНД) Игорь Розанов.

Руководитель Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов добавил, что по результатам проведенных недавно опросов ожидания общества от короткого будущего, которое наступает в наши дни и продлится до конца года, очевиден массовый запрос на какую‑то новую среду.

– Мы назвали это «синдромом возвращения с войны». Люди выходят из локдауна, в котором они оказались, и значительная часть из них не хочет воспроизводить прежние модели и практики взаимоотношений с государством, работодателями и друг с другом. Они описывают это так: меньше барьеров и регулирования, больше свободы; то есть общество становится более либеральным; меньше государства, больше горизонтальных взаимодействий и солидарности. По сути, речь идет о формировании новой социальной политики, – говорит эксперт. – Вопрос в том, как в связи с этим за время режима действия ограничений поменялись взгляды бизнеса, чего он ждет от этого периода, вернется ли он к докризисным моделям или нас ждут серьезные перемены.

Генеральный директор АО «Гознак», руководитель департамента менеджмента Финансового университета при Правительстве РФ Аркадий Трачук обратил внимание на важность переосмысления информационных процессов и распределения информации.

По его словам, бизнес оказался в непростой ситуации, когда, с одной стороны, необходимо обеспечить конфиденциальность процессов, с другой – есть понимание, что в новой модели распределенного офиса гарантировать герметичность и контролируемость информации достаточно сложно. Это значит, речь идет о ментальной перестройке многих служб, в первую очередь, службы безопасности, а также менеджмента в целом.

Еще один важный аспект связан с новыми моделями организации офисного пространства. Руководителям, полагает Аркадий Трачук, предстоит переосмыслить потребность в офисном пространстве и его организацию, проанализировать возможность использования коворкинга.

Кроме того, неизбежным, по мнению руководителя Гознака, является пересмотр после кризиса организации работы компании с точки зрения функций: от каких‑то, возможно, стоит отказаться или сильно их изменить, тем самым уменьшив количество вовлеченных в процессы людей.

Аркадий Трачук отметил: в силу специфики возглавляемое им предприятие продолжало работать все это время, хотя пандемия коронавируса, безусловно, повлияла на организацию бизнес-процессов, начиная от необходимости соблюдения санитарных требований, заканчивая трансформацией привычных процессов производства. К примеру, на одном из московских филиалов Гознака в связи с нахождением некоторых сотрудников на карантине, пришлось изменить организацию работы и продолжительность смены.

Спикер считает, что в новой реальности относительно крупным компаниям, обремененным не просто избыточной, а токсичной инфраструктурой (особенно это касается производства, недвижимости и т.п.), придется задуматься о более гибком ее использовании.

В условиях роста конкуренции Аркадий Трачук порекомендовал бизнесу в ближайшие год-два делать акцент на производстве той продукции, которая будет востребована потребителем, с учетом его финансовых возможностей, уделять пристальное внимание развитию удаленных систем и разработке, внедрению инноваций.

Исполнительный директор группы «Интерфакс» Владимир Герасимов полагает, что существенно вырастет значение нефинансовых факторов, репутации компании, ее GR-возможностей и запроса к ней со стороны общества. В то же время изменится интенсивность информационных потоков и, возможно, для того чтобы в них ориентироваться, потребуется особая навигация. Изменится и принцип работы корпоративных центров, ведь многие сотрудники успешно адаптировались к удаленной работе. Следовательно, будет переосмыслена роль офиса и личного присутствия специалистов.

 

«Ассоциация независимых директоров (АНД) – крупнейшая российская директорская организация, основанная в 2002 году. Миссия ассоциации – создание профессионального сообщества директоров и топ-менеджеров, использующих лучшую практику корпоративного управления для устойчивого развития бизнеса и общества. Ассоциация независимых директоров объединяет более 1300 членов советов директоров и правлений, топ-менеджеров, собственников бизнеса и экспертов по корпоративному управлению публичных, частных и государственных компаний.

В апреле 2020 года Ассоциацией профессиональных директоров запущен цикл онлайн-трансляций в формате заседаний советов директоров с участием руководителей крупнейших российских компаний и экспертов – «Открытый совет директоров».

В рамках цикла заседаний ведущие директора российских компаний обсуждают самые актуальные вопросы, с которыми сталкивается бизнес сегодня: финансирование, управление человеческими ресурсами, корректировка долгосрочных планов развития, операционная эффективность.»

 

– Есть ощущение, что конкуренция, которая всегда была на рынке, будет еще круче, – заметил спикер.

Этот посыл поддержала старший независимый директор Интер РАО Елена Сапожникова:

– У компаний появился шанс сделать апгрейд кадрового состава. Рынок сегодня работает на работодателя, он позволит серьезно переконфигурировать собственные кадры, произвести необходимые замены. При этом основная конкуренция развернется за диджитал-состав. Выиграют те, кто уже сейчас начнет присматриваться к рынку, особенно к специалистам, обладающим серьезными диджитал-компетенциями. Они будут востребованы, и это хороший ресурс для конкуренции.

 

 

Член совета директоров НОВАТЭКа Татьяна Митрова заметила: многие функции действительно можно передавать с мест в корпоративный центр, в этом смысле наблюдается перераспределение функционала между центральным офисом и региональными.

– Таким образом, иерархия, которая у крупных компаний выстроена достаточно затейливо, сейчас меняется. С другой стороны, выясняется, что многие функции можно отдать на аутсорсинг, хотя здесь возникает вопрос защиты информации, – говорит эксперт. – Во время пандемии коронавируса мы все оказались в ситуации тест-драйва, которую не получится игнорировать после снятия ограничений. Еще один яркий тренд – атомизация компаний и команд. Мы видим, что гораздо эффективнее работают маленькие группы. В этом есть как большие плюсы, так и угроза целостности духа всей компании. Сейчас весь бизнес занят «тушением пожаров»: урезают бюджеты, пересматривают инвестиционные программы, работают с дебиторской задолженностью, но важно за этими, несомненно, важными мерами не потерять дальнюю перспективу. Я бы посоветовала членам советов директоров помнить фразу «Don’t waste a good crises» – не тратьте впустую хороший кризис.

Участники дискуссии согласились с тем, что кризис показал важность горизонтальных связей – под большим ударом оказались компании, в которых выстроены жесткие иерархии. С переходом сотрудников на удаленный режим такие структуры начали рассыпаться на атомарные сущности, и выстроить рабочий процесс в новой реальности многим оказалось непросто. Это, считают эксперты, является поводом для переосмысления корпоративной среды внутри компаний.

Председатель совета директоров «ВЛМ-Инвеста» Илья Ломакин-Румянцев полагает, что нынешний и, очевидно, последующий период власть будет более пластична – она больше настроена на разговор с бизнесом, поскольку дальнейший план действий нужно вырабатывать сообща. При этом начинает обсуждаться ряд инициатив, которые явно идут против тренда – они нацелены на усиление регулирования в разных индустриях. Этот некий диссонанс, наблюдаемый на уровне отдельных законодательных инициатив и запроса бизнеса, по мнению спикера, приведет к усилению конкуренции. Дело в том, что пока обычный игрок рынка улучшает предложения, начинает точнее понимать своего потребителя и оптимизировать издержки, альфа-игрок делает все то же самое плюс может менять регуляторику так, чтобы это было хорошо для него. Какой‑то период времени власть будет открыта к законодательным изменениям, и уровень диалога может быть более активным и глубоким, чем в докризисное время. Этот момент можно использовать для изменения регуляторики с точки зрения барьеров, условий для бизнеса, поэтому нужно серьезно мониторить ситуацию.

– Одним из главных рецептов на будущую осень могут стать слова, приписываемые Черчиллю о том, что генералы всегда готовятся к прошлой войне. Так вот, нынешней осенью очень важно не быть генералом, – говорит Илья Ломакин-Румянцев. – Это касается и систем принятия внутрикорпоративных решений, и решений по планированию стратегического развития компаний, нужно отказаться от привычки использовать иерархические конструкции в подготовке и принятии решений и стать намного быстрее. Осенью будут выигрывать самые быстрые в плане скорости и качества принятия решений.

Елена ВОСКАНЯН