Пандемия: надо исключить человека из процесса принятия решений

Можно ли было подготовиться к эпидемии лучше и как извлечь из нее пользу?

3217
Сергей Фаер

Мир неожиданно изменился. Пандемия Covid-19 стала вызовом для государств, бизнесов и граждан. Можно ли было подготовиться к эпидемии лучше? Что теперь делать руководителям? Можно ли извлечь из новой ситуации пользу? Эти вопросы мы задали мастеру ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач), президенту Академии траблшутинга Сергею Фаеру.

– Считается, что у государств и корпораций есть наработанные методики действий в чрезвычайных ситуациях. Но с нынешней эпидемией все долго пребывали в растерянности. Можно ли в принципе быть готовыми к рискам, подобным пандемии коронавируса?

– У политика свой взгляд, у экономиста свой, у психолога свой. Я же рассуждаю с позиции консультанта по нешаблонному мышлению, изобретателя, траблшутера.
Давать в этой ситуации готовые решения – это шапкозакидательство. Я про применение моделей и методов решения задач к осмыслению сегодняшней ситуации.

Нельзя сказать, что человечество было не готово к пандемии. Конечно, готовились, строили модели. Особенно после вспышек SARS-CoV в 2002–2003 году и MERS-CoV в 2012-м. А все равно всё плохо. Почему?

Часть ответа в том, что на чужих ошибках человечество по‑прежнему не учится. Почему‑то память хранится только в своих шрамах. Поэтому лучше всех оказались готовы к эпидемии коронавируса те государства, которые пережили эболу, сарс и мерс.

Но ведь весь мир был свидетелем этих эпидемий! Изучали, фиксировали… Почему же сработала память только у пострадавших?

Давайте назовем это поведенческим иммунитетом. Поведенческий иммунитет приобрели только те государства, которые пережили эпидемии.

– Вывод: на чужих ошибках невозможно научиться?

– Нет, другой. У нас появляется интересная задача – что такого надо сделать, чтобы после локальной эпидемии весь мир получил не только абстрактный опыт, а самый настоящий поведенческий иммунитет? Человечество должно поумнеть настолько, чтобы научиться делать выводы из чужих ошибок… Увы, это касается не только эпидемий.

Давайте теперь посмотрим с другой стороны: почему не сработали алгоритмы действий, разработанные разными странами для таких форс-мажоров? Кто‑то надеется, что по итогам пандемии мы сделаем выводы, создадим еще более жесткие алгоритмы… А вдруг они точно так же не сработают? Опять те же грабли?

– Давайте разбираться на примере Covid-19: сначала Китай скрывает эпидемию. Потом Италия не обращает на нее внимания…

– Попробуем смоделировать события. Скорее всего, никто не желал зла – все действовали исходя из лучших побуждений. Тем более старались руководствоваться стандартами, правилами, протоколами. Но нельзя правилами описать все перипетии жизни – всегда возникают непредвиденные обстоятельства, мы называем их подзадачами. На то и есть интеллект, креативный ум, чтобы дорешивать эти подзадачи по мере их «поступления».

Опыт подсказывает, что в любой ситуации (техника, бизнес, политика, быт) задача неимоверно усложняется, когда возникает противоречие. Ситуация, когда борьба за две важные выгоды требует выполнения двух взаимоисключающих, противоположных действий. Вот тут‑то люди и допускают провалы.

Никто не учил их разрешать противоречия. А такие глобальные беды, как пандемия, в обязательном порядке влекут за собой задачи с противоречиями.

Например:

1. Первый врач выявил первых зараженных со странными симптомами. Возникает противоречие-1. Научно-медицинское.

Надо трубить во все инстанции, что есть что‑то подозрительное – вроде бы пора вводить карантин. И нельзя трубить, а вдруг это ложная тревога, а вдруг вирус не передается от человека к человеку? Чтобы подстраховаться, надо провести дополнительные анализы, посовещаться с коллегами… Упущено время-1.

2. Чиновники узнают от медиков про подозрительный вирус. Возникает противоречие-2. Бюрократическое.

Реагировать надо немедленно, чтобы остановить распространение вируса, и нельзя реагировать мгновенно, чтобы не попасть впросак, чтобы посовещаться с вышестоящими инстанциями, чтобы соблюсти субординацию, чтобы не нарушить законодательство… Как бы чего не нарушить – главный страх бюрократа. Чиновники придерживают информацию, чтобы зря не гневить верхи. Может, медики ошибаются? Упущенное время-2.

В связи с этим противоречием в США сейчас разгорелся скандал федерального уровня! Чиновники FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов) фактически сорвали возможность раннего диагностирования COVID-19 в угоду своим бюрократическим играм. Потеряли месяц.

3. Власти узнают от чиновников и медиков про подозрительный вирус. Противоречие-3. Политическое.

Надо оповестить все мировое сообщество, чтобы упредить распространение вируса, и нельзя – ведь это удар по престижу, это бьет по многим национальным интересам. А может, мы своими силами справимся? Упущенное время-3.

Собственно говоря, так и произошло, когда Китай пытался «не вынести мусор за ворота», скрыть от мирового сообщества масштабы эпидемии.

4. Противоречие-4. Экономическое.

Надо вводить жесткие меры и карантин, и рискованно это делать, так как это страшный удар по экономике. Необходима экономическая оценка потерь от альтернативных вариантов «карантин – некарантин». Неизбежно упущенное время-4.

Можно продолжать и дальше эту цепочку потерь…

Но первый вывод такой: будущие алгоритмы поведения в экстренных ситуациях должны разрешить заранее все эти противоречия. Для начала.

– Это возможно?

– Уверен – возможно.

Затем, давайте на всякий случай, гипотетически, предположим – новые алгоритмы оставят простор для появления новых противоречий? К сожалению, да! Попробуем защититься и от этого.

Мы видим, что во всех этих ситуациях велик человеческий фактор. Человек становится перед выбором – какое из двух зол меньше, какое из двух благ больше. И делает ошибку: теряет время, идет на компромисс, перекладывает ответственность…

– То есть надо исключить человека?

– Да. Одно из сильнейших решений такого рода задач – техническое решение социальной задачи, исключение человека из процесса принятия решений. Например, уже в обозримом будущем простые технические устройства будут в реальном времени мониторить самочувствие и важные медицинские параметры каждого человека (корпорации, района, города, области, страны, мира) и сводить их воедино. Центральный диспетчер (а это – искусственный интеллект) мгновенно видит аномалии, распознает очаг и оповещает самый верх принятия решения или сам вводит временный локальный карантин до выяснения обстоятельств и т.п. Так мы не теряем время-1-2-3.

При такой технологии тоже появятся противоречия, которые нужно осознать заранее. Но нам хотя бы до этой стадии дойти.

– В чем, на ваш взгляд, главная проблема пандемии?

– На каждом ранге своя главная проблема. А точнее, свои противоречия.

На уровне мира. Противоречие между единством мира и суверенностью государств. Чем более связан, открыт, сложен мир, тем больше будет глобальных рисков. Тем четче должно «играть» человечество на этом поле. Каждая страна в ответе за весь мир. А мир – за каждую страну.

На уровне государства. Пандемия требует от властей одного поведения, а политические интересы – другого. Сейчас правит бюрократия. Она и в мирное‑то время не справляется – к чему не притронется, все превращается в дерьмо. А во время эпидемии, когда нужны быстрые и нестандартные решения, бюрократия впадает в «анабиоз», в полную растерянность. У меня такое впечатление, что они не решают задачи, а действуют по принципу «ну надо же что‑то делать»!

– Давайте конкретно – какую задачу можно решить, а она не решается?

– Есть ранги, на которых задача решается проще/дешевле. Например, необходимо разработать надежную, удобную и эстетически приемлемую индивидуальную защиту для каждого человека. Как энергетический барьер из фантастических книг. Чтобы 14 дней все могли без проблем ходить в такой защите.

– Мы и так ходим в масках.

– Разве это идеальное средство защиты от вирусов? Нет. Но никто даже не задумывается над созданием такой идеальной защиты.

Борьба с вирусом идет по двум направлениям: первое – оградить людей от зараженного вирусом воздуха, т.е. карантин и самоизоляция, на этот счет масса организационных, информационных и социальных изобретений. И это работает – мы видим примеры Китая, Сингапура, Тайваня, Японии… Но отрицательных последствий для экономики от карантинов тоже много.

Второе направление – воздух заражен, человек без защиты, но у него есть естественный или искусственный иммунитет. Или возможно мощное лечение от последствий заражения. Тут работа кипит в десятках лабораторий по всему миру. К сожалению, слишком большие сроки!

Но совершенно нет движений по третьему направлению – по созданию эффективного средства индивидуальной защиты. Ведь это же идеальная ситуация: люди общаются без всяких ограничений, но вирус не может передаваться от одного к другому – эпидемия сдохнет, не начавшись!

Конечно, есть «акваланги» – полная изоляция: костюм, шлем, автономная система дыхания. Это надежно, но дорого. Маски – дешево, но неэффективно. И то и другое очень неудобно. Между ними десятки вариантов на тройку – хоть не на сто процентов эффективно, зато и не так дорого.

Это не просто слабое место – это провал. У нас у каждого в кармане смартфон – целый космический корабль, если оценивать по инженерной сложности. А защищаемся мы от вируса в период пандемии тряпочками на лице. Которые не помогают.

Человечество смартфон изобрело, а стопроцентно надежное средство индивидуальной защиты для каждого не изобрело. Где хайтэк в средствах индивидуальной защиты?

– У вас есть решение?

– Я не претендую на решение, я формулирую правильную задачу для экспертов. Нам нужна идеальная индивидуальная защита. Что это значит? Это значит, что она должно быть эффективна – гарантированно, на 100%, не подпускает опасные мельчайшие частицы в воздухе к нашему лицу. Принцип защиты должен быть легко доказуем – хотелось бы обойтись без долгих научных изысканий, а использовать то, что уже проверено и работает. Оно должно быть удобным, чтобы можно было носить целый день и не мешать общению. Должно быть дешевым, чтобы было доступно миллионам. И очень простым, чтобы его можно было быстро запустить в производство.

Держим эти требования в уме и переходим к технической стороне. Вирус – это мельчайшие частицы. Поэтому простые маски не срабатывают, не задерживают вирус. То есть ничтожный размер вируса – вред. А нам надо обратить вред в пользу.

Почему нам может быть выгодно, что вирус такой маленький? Потому что его частицы легче оттолкнуть, не подпустить к лицу. И легче вытянуть из потока воздуха. И легче прилепить к чему‑то.

Вывод: мы должны отказаться от принципа механического фильтрования и перейти на другие принципы, использующие эти выгоды. Помочь может: ультразвук, электростатика, ионизация, ветер, ультрафиолет, лазерное излучение, инфракрасное излучение?.. Экспертам по фильтрам и СИЗ это все, конечно, известно. Но где же тогда удобная идеальная защита?

На мой взгляд, самое реалистичное решение: электростатика. В респираторах высокого класса защиты принцип электростатического притягивания мелких частиц уже используется. Но респираторы дороги и неудобны. А надо придумать, как принцип электростатики перенести на простую маску. Тогда у нее появятся мощные защитные свойства, но она останется дешевой. Я бы подумал об электростатике на сетке перед лицом. Сетка – как у спортсменов-рапиристов.

Остается нерешенный вопрос эстетики. Тут можно вместо сетки рапириста использовать «вуаль», закрывающую все лицо…

– Это сформулированная вами задача для изобретателей и бизнеса?

– Да. С подобным изобретением в любой сложный момент можно будет посадить весь мир на идеальный «карантин», когда никто не заперт, все общаются, как обычно, но вирус не распространяется.

Цена вопроса: на разработку такой защиты – порядка $500 тысяч.

– Давайте возьмем задачу другого уровня: надо ли раздавать деньги населению?

– Сегодня кажется очевидным, что власти должны поддержать граждан деньгами в режиме самоизоляции, чтобы не голодали. И это же вливание в будущий спрос, чтобы резче отскочила экономика после карантина.

Но на пути опять злое противоречие (всего лишь одно из многих) – вертолетные деньги или адресные? Власти не хотят давать деньги всем, хотя это проще и быстрее. Но так они достанутся и тем, кто в них не нуждается. А адресные деньги хороши в плане экономии, да только на практике ни до кого не доходят – слишком много бюрократических барьеров. И задача остается совершенно нерешенной…

И еще. В такие времена государство обязано поднимать дух людей! Это даст людям энергию бороться, созидать, даст надежду и даже усилит иммунитет. Назначенным чиновникам и «эффективным менеджерам» это под силу?

– То есть раздавать деньги населению – это хорошо и духоподъемно. А что делать бизнесам?

– Предприятия тоже попали в условия жестких противоречий.

Золотые кадры – как их сохранить, если нет средств. Руководители ломают голову: закрывать предприятие – не закрывать, увольнять – не увольнять. Они попали в такую ситуацию, потому что в свое время не решили другое противоречие: необходим серьезный запас на черный день, но это замораживание, выведение средств из оборота. В далеком будущем, после карантина, каждый будет вынужден думать, как подготовиться к следующему «черному лебедю». А сейчас есть более срочные задачи.

– Есть наиболее пострадавшие отрасли – туризм, транспорт, сфера услуг. О чем должны думать их руководители?

– Некоторые рестораны смогли переключиться на онлайн-обеды, обслуживание медработников. Некоторые гостиницы обслуживают медработников. Это хорошие ресурсные решения. Но давайте посмотрим на самых пострадавших, для которых даже эти варианты недоступны, – туризм, развлечения. Что бы можно было сделать (оговорюсь – решать задачи надо с конкретным руководителем бизнеса, потому что он эксперт в своей области)?

Начал бы я с анализа ресурсов: что у нас есть хорошего, плохого? Какие особенности нашей компании, услуги? И думать, как это использовать в сегодняшней ситуации.

Какие есть ресурсы? Люди в режиме экономии – как использовать эту ситуацию? Есть клиенты с деньгами, есть клиенты без денег. Как помочь им и себе?

Например, у нас остались потенциальные клиенты, которые не потеряли работу. Деньги есть, но, пока карантин, нет возможности удовлетворить свои желания. Зато как они потом рванут и оторвутся. Какой вывод? Это наша ЦА – целевая аудитория. Понятно, где она обитает, готовим для нее специальные предложения. И аккуратно начинаем продавать это замечательное будущее, помогаем строить планы уже сейчас.

Другой ресурс – потерявшие работу, но с накоплениями. Да, после карантина они не будут транжирить деньги, как раньше. Но все были взаперти несколько месяцев. Очень хочется свободы, передвижения, чувств и эмоций. А это как раз и есть туризм, рестораны, развлечения! Да, денег мало, но они есть. Эти деньги схватит тот, кто креативно решит свои задачи и перехватит внимание ЦА. И бороться за эти свободные остатки накоплений можно уже сейчас. Будет большая конкуренция.

Я пока не видел такой тенденции, но, мне кажется, должны появиться предложения от сферы туризма и развлечений в духе «послевоенные планы», продажа опционов. Люди будут дарить друг другу такие опционы, чтобы поддержать боевой дух. Можно так красиво расписать, что человек получит от вашей услуги, что он будет жить с улыбкой на губах и мечтать: «Вот закончится карантин, и я …»

Этот ход в какой‑то мере разрешит и противоречие «увольнять – не увольнять» золотые кадры компании. Хоть понятно за что платить частичную зарплату – это битва за «послевоенного» клиента.

Есть еще интересный ресурс. У предпринимателя же иногда случается крах и без всяких пандемий? Он в яме, бизнес пропал. Какое‑то время дно. Потом потихоньку выползает. А сейчас весь мир в таком дне.

Во время локального дна бизнесмена спасет спрос, океан спроса. Сейчас же такого спроса у нас не будет. Но более богатые страны побеспокоились о будущем послекризисном спросе – вливают десятки процентов ВВП в граждан.

А что делать нам? Как минимум «украсть» чужой спрос. Интересная креативная задача для наших предпринимателей – воспользоваться океаном спроса чужих стран.

 

«Мир становится с каждым годом все более связным и все более сложным. А значит, «черные лебеди» типа этой пандемии будут прилетать регулярно.»

 

– Какие выводы из этой пандемии должны сделать люди и страны?

– Скажу только один, самый главный. Мир становится с каждым годом все более связным и все более сложным. А значит, «черные лебеди» типа этой пандемии будут прилетать регулярно.

Вопрос готовности к ним – это вопрос жизни и смерти. Все может быть и очень плохо, и вполне даже хорошо. Пути назад нет – есть только путь вперед. Это умные технологии и умные люди. Потому что если умные технологии попадают глупым людям – жди беды.

Умные, креативные, образованные люди – это основной капитал страны и мира. А искусственный интеллект – основная прорывная технология. В нашем профессиональном сообществе есть интересные наработки, как можно «срезать угол», бросить вызов технологическому отставанию и победить. Проницательный читатель уже догадался, что это связано с искусственными нейронными сетями. Остается найти «ухо», которому имеет смысл сейчас это рассказать.

– Должны же быть и позитивные стороны у этой эпидемии?

– Позитив заключается в том, что если вы сами креативны и образованны – то у вас есть возможность решать те самые подзадачи, разрешать противоречия на своем личном уровне, на уровне своей семьи. Чего я и желаю нашим читателям!

Сергей БАЛУЕВ