«Управленческие науки»-2019: новая экономика выбирает инновации

В ходе ежегодной конференции эксперты назвали ключевые драйверы цифровой трансформации

1491

С 13 по 15 ноября в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации состоялась VII Международная научно-практическая конференция «Управленческие науки в современном мире». В ней приняли участие более 350 делегатов – ученых и практиков, которым удалось обменяться мнениями по актуальной проблематике, поделиться результатами исследований и опытом.

На пути к устойчивому развитию

На конференцию традиционно приехали не только российские специалисты из таких городов, как Санкт-Петербург, Иваново, Москва, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, но и иностранные гости – из Италии, Армении, Беларуси, Казахстана и Пакистана.

В течение трех дней в рамках конференции были проведены десятки секций на русском и английском языках, состоялись круглые столы с участием представителей ведущих российских компаний и заседания студенческих секций.

Ключевым событием первого дня конференции стало пленарное заседание, на котором рассматривались вопросы развития Индустрии 4.0 и изменения поведения компаний.

О влиянии новых технологий на рынок электроэнергии и повышении энергоэффективности промышленных компаний говорил руководитель Департамента менеджмента Финансового университета при Правительстве РФ, профессор, д.э.н. Аркадий Трачук. Он акцентировал внимание на том, что энергетика стоит перед новым вызовом, связанным с трансформацией бизнес-моделей на основе технологий интернета вещей, появлением новых конфигураций энергосистем и ростом рынка технологий распределенной генерации. Эти тренды влекут трансформацию поведения участников энергорынка. Все большее распространение получило такое явление, как demand response, что на практике означает переход от пассивного потребителя, когда гражданин только покупает электроэнергию, к активному потребителю, который эффективно управляет собственным потреблением. Следовательно, появляются новые участники энергорынка, являющиеся одновременно и потребителями, и производителями энергии.

 

Аркадий Трачук
Аркадий Трачук

 

Докладчик представил результаты исследования, проведенного в 2018 году коллективом сотрудников Департамента менеджмента и ориентированного на изучение новых технологий в сфере энергетики, определение их влияния на поведение потребителей. В рамках данного исследования сформирована расчетная модель, позволяющая оценить экономические эффекты от внедрения новых технологий в электроэнергетике, а также разработан индекс зрелости для оценки возможностей промышленных компаний перехода к модели активного потребителя.

Профессор Политехнического университета Бари (Италия) Умберто Панниелло рассказал о технологиях предпринимательства в цифровом обществе. Эксперт убежден: современные технологии оказывают значительное влияние на существующие бизнес-модели. Переход к Индустрии 4.0 стал драйвером цифровизации компаний по всему миру, но для того, чтобы цифровая революция действительно произошла, предстоит освоить и внедрить множество передовых решений. Наиболее перспективными профессору Паниелло представляются: аддитивные и облачные технологии, дополненная реальность, компьютерное моделирование, интернет вещей, Big Data и технологии кибербезопасности.

 

Умберто Панниелло
Умберто Панниелло

 

Еще одним заметным трендом является персонализация: сегодня пользователи хотят получать эксклюзивный товар или услугу, однако стратегия персонализации зависит от характеристик взаимодействия пользователя и бизнеса (зрелости их отношений, сложности взаимодействия и ряда технологических факторов). В то же время характеристики их взаимодействия могут меняться под влиянием эволюционных факторов и могут привести к изменению стратегии персонализации.

Профессор Политехнического университета Бари (Италия) Лоренцо Ардито, специализирующийся на бизнес-стратегиях и устойчивом развитии, остановился на инновациях в сфере предпринимательства и на том, какие эффекты они оказывают на разные сегменты.

По словам ученого, современное экономическое развитие и экологическая ответственность – понятия совместимые. При этом компаниям следует придерживаться тройственного метода, который уравновешивает экологические, социальные и экономические аспекты в процессе принятия решений. Пристальное внимание в рамках перехода к устойчивому развитию бизнес должен уделять инновационной составляющей своей деятельности.

 

 

 

Профессор Ардито проиллюстрировал плюсы и минусы подобного подхода на примере электромобилей, упомянув о том, какое воздействие на экологию оказывает транспорт будущего, какими характеристиками он обладает и насколько соответствует концепции устойчивого развития. В ходе своего выступления докладчик отметил, что электромобили действительно являются эффективной инновацией, но они проигрывают традиционным автомобилям, поскольку, например, утилизация аккумуляторной батареи оказывает вредное воздействие на окружающую среду. Резюмируя, спикер подчеркнул, что переход к устойчивому развитию не может быть быстрым, поскольку речь идет о формировании новой культуры.

Профессор Падуанского университета (Италия) Патриция Гаренджо убеждена: для улучшения эффективности необходимо внедрить систему ее измерения, ведь чем более зрелая система внедрена, тем более зрелые показатели демонстрирует компания.

Под измерением эффективности понимаются оценки, идентификации, маркировки критических различий между фактическим и желаемым результатом и понимания основных причин для введения корректирующих действий, направленных на то, чтобы устранить какие‑то пробелы, в том числе в производительности компании.

 

Патриция Гаренджо
Патриция Гаренджо

 

По словам профессора Гаренджо, чтобы реализовать систему измерения эффективности организаций государственного сектора, нужно уделять внимание не только техническим параметрам, но и решать вопросы социального характера. Докладчик также высказал мнение о том, что Индустрия 4.0 – собирательный термин для технологий и концепций организации производственно-сбытовой цепочки предприятия. Эти инновационные методы, так или иначе, способствуют улучшению организационной деятельности компании.

Выступления всех докладчиков вызвали большой интерес аудитории – в эпоху цифрового перехода подобный обмен опытом крайне важен.

После пленарного заседания работа продолжилась в рамках семнадцати секций:

• «TEDS. Innovation and Technological Entrepreneurship»;
• «TEDS. Sustainable Development and Entrepreneurship».
• «Стратегии бизнеса»;
• «Международный бизнес»;
• «Управление изменениями и лидерство»;
• «Теория и практика проектного управления»;
• «Операционный менеджмент и управление бизнес-процессами»;
• «Антикризисное управление и банкротство компаний»;
• «Государственное управление и проблемы эффективности государственного сектора»;
• «Корпоративное управление и финансовая ответственность бизнеса»;
• «Управление инвестициями в реальном секторе»;
• «Управление крупными городами и городскими агломерациями»;
• «Цифровой маркетинг и маркетинговые коммуникации»;
• «Системный анализ в менеджменте»;
• «Стратегический финансовый менеджмент»;
• «Теоретические вопросы управления»;
• «HR-менеджмент».

Новые подходы и индикаторы

Большой интерес аудитории вызвали две сессии, объединенные одной темой «Корпоративное управление и социальная ответственность бизнеса». Модераторами выступили: профессор Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финуниверситета при Правительстве РФ Бэлла Батаева, первый заместитель декана факультета экономики и финансов топливно-энергетического комплекса, доцент Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финуниверситета при Правительстве РФ Хвича Харчилава, заместитель декана факультета финансовых рынков имени профессора В. С. Геращенко, доцент Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финуниверситета при Правительстве РФ Мария Пухова.

На обе секции было заявлено 18 докладов. Лучшими признаны доклады: Идели Бадыковой, Юлии Растовой и Дениса Чичуленкова.

Доцент кафедры бизнес-статистики и математических методов в экономике ФГОБУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», к.э.н. Иделя Бадыкова описала методику авторского рейтинга корпоративной социальной ответственности (КСО) и остановилась на результатах оценки влияния КСО на финансовую эффективность бизнеса. Автор использовала рейтинг в качестве индикатора социально ответственного и транспарентного ведения бизнеса.

Согласно полученным результатам, рейтинг КСО и соотношение расходов компании на КСО к выручке оказывают положительное воздействие на акционерную стоимость.

Одна из гипотез о наличии связи между расходами на КСО и акционерной стоимостью компании оказалась подтвержденной, что, по мнению автора, объясняется ресурсной теорией. В завершение исследования сделан вывод о потенциальной возможности использования социально ответственного поведения в качестве инструмента повышения акционерной стоимости компании.

Профессор кафедры менеджмента и инноваций Санкт-Петербургского государственного экономического университета, д.э.н. Юлия Растова представила доклад, подготовленный совместно с аспирантом Денисом Яровым. Свое выступление она начала с информации о намерениях петербургских специалистов сделать город авторитетной евразийской научно-образовательной площадкой для конструктивного профессионального обсуждения широкого круга теоретических проблем и лучших практик корпоративного управления, а также для подготовки кадров в этой области.

В планы инициаторов проекта входят: создание центра коллективного пользования по оказанию на условиях аутсорсинга услуг корпоративного секретаря, внутреннего аудитора, независимых директоров, профессиональных поверенных; расширение практики использования рейтингов как инструмента мониторинга качества корпоративного управления; содействие развитию рынка деловой информации, а также услуг дью-дилидженс и прокси-платформ; поддержка профессиональных сообществ.

Детально Юлия Растова остановилась на предлагаемом подходе к управлению отношениями с владельцами (акционерами), как ключевыми стейкхолдерами, с использованием индикаторов оценки их удовлетворенности, лояльности и вовлеченности, возникающими в результате владения ценными бумагами определенной компании. Такой подход реализуется Денисом Яровым в рамках работы над диссертацией на тему: «Развитие методов корпоративного контроля в публичной компании» (научный руководитель: Юлия Растова). Докладчик подчеркнул, что в реалиях рынка с тенденцией к снижению курсов потребности и ожидания владельцев (акционеров) в достижении устойчивой рентабельности и прозрачности компании становятся особенно актуальными.

Удовлетворенность владельцев (акционеров) складывается из их позитивных оценок в ходе опросов таких аспектов деятельности компании, как исполнение стратегии, опыт топ-менеджмента, персонал, лидерство на рынке, лидерство в исследованиях; риски и обязательства; качество основных процессов. Лояльный инвестор в целом удовлетворен деятельностью компании, готов продолжить владеть ее ценными бумагами и рекомендовать партнерам. У вовлеченного владельца (акционера) появляется эмоциональная привязанность к компании, которая выражается в ответах на серию вопросов, касающихся гордости за причастность, уверенности в честности и мотивированности топ-менеджмента и т.д.

Предложенные индикаторы, по мнению Юлии Растовой, должны быть включены в IR-технологии компаний, что снизит риск девиантного поведения, прежде всего, миноритарных акционеров. А массовые независимые опросы позволят выявлять лучшие значения компаний-лидеров по секторам экономики, сравнить оценки контролирующих лиц и миноритариев или держателей голосующих акций и не имеющих такого права, определить влияние степени участия государства в капитале компании на результаты опроса ее акционеров.

Доцент Департамента финансовых рынков и банков Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н. Денис Чичуленков говорил о проблемах банковского кредитования социального предпринимательства. По его мнению, одной из проблем социального предпринимательства является дефицит финансовых ресурсов для реализации и расширения даже успешных проектов. Банковский кредит может расширить ресурсную базу социальных предприятий, однако российские банки практически не кредитуют проекты в этой области. Основными препятствиями для банков являются, во‑первых, высокая рискованность, во‑вторых, повышенные операционные издержки по причине малого количества окупаемых проектов и низкой величины среднего кредита, в‑третьих, недостаточность денежного потока многих потенциальных заемщиков для возврата ссуды. Для решения этих проблем потребуется расширение обучающих мероприятий для социальных предприятий, создание национальной электронной базы проектов, разработка и реализация инструментов разделения рисков банков, в том числе благодаря увеличению масштабов государственной поддержки.

Кроме того, участники сессий обменялись мнениями об изменениях на финансовых рынках и их влиянии на прозрачность компаний и корпоративное управление, обсудили влияние политических рисков в связи с санкциями на корпоративное управление.

Важна творческая составляющая

В рамках секции «TEDS. Innovation and Technological Entrepreneurship» доцент кафедры маркетинга Государственного университета управления (Москва), к.э.н Ирина Алешина выступила с докладом «Artificial Intelligence in an Age of Digital Globalization» (Искусственный интеллект эпохи цифровой глобализации).

– Искусственный интеллект (ИИ) рассматривается как ключевой элемент цифровой глобализации и глобализации 4.0, – говорит Ирина Алешина. – В своем выступлении я раскрыла социальные последствия развития технологий ИИ и их значение для цифровой трансформации российского образования.

На секции «Стратегии бизнеса» один из докладов – «Визуальные манипуляции при принятии управленческих решений» – был представлен доцентом кафедры «Бизнес-информатика» Финуниверситета при Правительстве РФ, к.т.н. Ириной Денежкиной.

– Процесс принятия управленческих решений имеет творческий характер и зависит от конкретной личности, – убеждена она. – Воздействие на эту личность при переговорах может оказаться «не вполне честным». Такие приемы применялись всегда. Сегодня количество информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, уже превысило человеческие возможности. Одним из важнейших оснований для принятия бизнес-решений является числовая информация, приводимая в качестве аргументов. Объем такой информации может быть сколь угодно велик. Для ее осмысления применяются различные средства визуализации, такие, как графики и диаграммы. В моей работе на простых примерах показано, как можно манипулировать данными в этих случаях.

Среди этих приемов, например, визуальное искажение данных без искажения чисел, построение объемных диаграмм, искажение или некорректное использование координатных осей, частичное скрытие информации, показ информации вне контекста и т.д.

По словам спикера, подобных приемов много и, на первый взгляд, манипуляция очевидна. Но если принять во внимание, что решение часто принимается в условиях дефицита времени и не всегда в комфортной среде, можно допустить, что эмоциональная составляющая, основанная в том числе на визуальном восприятии информации, будет решающей.

Успешные исследования и авторские подходы

На секции «Цифровой маркетинг и маркетинговые коммуникации» профессор кафедры «Логистика и маркетинг», заведующий экспериментальной лабораторией «Нейротехнологии в управлении» Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н. Светлана Карпова в своем вступительном слове отметила возрастающую роль цифровых технологий в маркетинговой деятельности современных организаций различных отраслей и сфер деятельности. Долгосрочный тренд цифровизации, охватывающий все новые коммуникационные процессы взаимодействия компаний и потребителей, требует постоянных и глубоких исследований, результаты которых было предложено обсудить в рамках работы секции.

В докладе доцента кафедры «Логистика и маркетинг» Финуниверситета Светланы Азаровой на тему «Характеристика каналов продвижения в диджитал-маркетинге» был представлен интересный авторский подход к классификации инструментов цифрового маркетинга, основанной на различиях в коммуникационных каналах, свойственных диджитал-среде.

На функциях и практике применения в ходе опросов потребителей программного обеспечения «QUIZER» подробно остановилась старший преподаватель Департамента менеджмента Финуниверситета Ольга Бородина.

Доцент РАНХиГС Валентина Григорьева уделила внимание различным аспектам формирования и управления имиджем органов власти в социальных сетях, рассмотрела несколько кейсов из практики SERM в сфере государственного управления.

Доцент кафедры менеджмента МИРЭА Наталья Лобарева детально проанализировала составляющие конкурентоспособности предприятия в контексте управления взаимоотношениями с потребителями. В представленной авторской модели формирования конкурентоспособности были затронуты основные метрики цифрового маркетинга, формирующиеся на различных этапах воронки продаж.

 

Елена Федорова
Елена Федорова

Результаты своих исследований в области этики маркетинговой деятельности представила доцент кафедры «Логистика и маркетинг» Финуниверситета Надежда Козлова. Автор рассмотрела эту категорию применительно к таким направлениям маркетинга, как исследования, коммуникации, разработка продукции и пр.

В завершение работы секции Светлана Карпова и доцент кафедры «Логистика и маркетинг» Финуниверситета Илья Рожков представили результаты исследования, которое было проведено в рамках выполнения НИР лабораторией «Нейротехнологии в управлении». Выступающие огласили результаты эксперимента, проведенного с использованием нейромаркетингового оборудования и направленного на оценку влияния нейромаркетинговых и нейролингвистических стимулов на потребителей в цифровой среде. Итоги исследования вызвали живой интерес аудитории, и коллеги выразили желание принять участие в совместных проектах по изучению цифрового маркетинга.

Профессиональный взгляд

На сессии «Стратегический финансовый менеджмент» профессор Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финуниверситета при Правительстве РФ Игорь Лукасевич рассмотрел новую роль и задачи финансового менеджера в цифровой экономике, обосновав необходимость разработки новых профессиональных и образовательных стандартов с учетом общих и профессиональных компетенций в области цифровых технологий.

Доцент Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финуниверситета, к.э.н. Ольга Борисова представила исследование, показывающее повышение эффективности бизнеса за счет применения современных финансовых технологий. На основе исследования компаний ритейла, недвижимости и телекоммуникаций выявлены изменения бизнеса и последствия от внедрения современных технологий. В результате исследований представлены типовые портфели финансовых технологий и технологий, связанных с финансовыми, позволяющие бизнесу выйти на новый уровень развития, что в целом положительно повлияет на российскую экономику. В заключение докладчик рассказал о позитивных и негативных последствиях от внедрения современных технологий, заключающихся в дальнейшем росте их количества, динамичном развитии бизнес-моделей компаний за счет расширения «продуктовой линейки», сокращения рабочих мест. При этом увеличиваются затраты на программное обеспечение, безопасность и поддержание технологий в рабочем состоянии.

В докладе профессора Департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий Финуниверситета Виктора Бывшева речь шла о задачах «мягких» вычислений в менеджменте, экономике и финансах, базирующийся на восходящей к Гауссу классической теории ошибок. Сделан вывод, что при проведении финансово-экономических и управленческих расчетов в ситуации неопределенности следует учитывать подход классической теории ошибок, доставляющий элегантные, проверенные вековой практикой и легкие для интерпретации результаты.

Профессор кафедры «Теории кредита и финансового менеджмента» Санкт-Петербургского государственного университета, д.э.н. Надежда Львова представила исследование, посвященное проблеме оценки финансового здоровья публичных компаний на формирующемся рынке. Докладчик конкретизировала понятие финансового здоровья публичной компании, что позволило обосновать его детерминанты, в качестве которых выступают глубина и волатильность финансового рынка. Модель профиля финансового здоровья публичных компаний, основанная на данных детерминантах, может найти применение в системе инвестиционного мониторинга, который на формирующемся рынке не должен игнорировать потенциал адаптации и внедрения методологии финансовой диагностики.

Влияние качества корпоративного управления на инвестиционную привлекательность компании рассмотрела ассистент Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финуниверситета, к.э.н. Любовь Хрустова. В частности, она отметила, что взаимосвязь качества корпоративного управления и инвестиционной привлекательности компании исследуется в работах отечественных и зарубежных ученых. Основной проблемой обоснования данного вывода выступает отсутствие единой методологии количественного измерения качества корпоративного управления. В работе выдвинута гипотеза о наличии взаимосвязи между раскрытием информации о корпоративном управлении и инвестиционной привлекательностью компании. Апробация авторского словаря, составленного на основе стандартов отчетности GRI, позволила на основе текстового анализа построить рейтинг российских компаний по степени раскрытия информации о корпоративном управлении. Построение регрессионной модели инвестиционной привлекательности российских компаний с учетом предложенного показателя степени раскрытия информации помогло обосновать выдвинутую гипотезу.

Поработали продуктивно

Во второй день конференции, 14 ноября, прошли заседания круглых столов и воркшопов. На круглом столе «Корпоративное управление и социальная ответственность бизнеса» рассматривались вопросы конкурентоспособности компаний в текущих условиях. Особое внимание докладчики уделили формированию «зеленой» экономики. Также были представлены доклады о роли корпоративной социальной ответственности и способах оценки ее эффективности.

На круглом столе «Переход от проектно-показательной модели к сервисной модели в рамках местного самоуправления. ПО СК Самоуправление вне границ», в частности, был представлен проект электронного ресурса «Умный город», участники конференции узнали о смарт-технологиях, позволяющих провести оптимизацию общей городской инфраструктуры и безопасности.

Впервые состоялся воркшоп компании IBM Россия и СНГ – одного из крупнейших в мире производителей и поставщиков аппаратного и программного обеспечения, а также IТ-сервисов и консалтинговых услуг. В рамках сотрудничества между Департаментом менеджмента Финансового университета и американской корпорацией приглашенные консультанты провели студенческий воркшоп в формате командного решения индустриального кейса, посвященного индустрии гражданской авиации. Выполняя предложенное задание, студенты проанализировали бизнес-кейс и прошли все этапы консалтингового проекта: от определения проблемы до генерации гипотез решений.

К участию приглашались команды, состоящие из студентов 3–4-го курсов бакалавриата и магистратуры. Команда-победитель получила эксклюзивное право упрощенного отбора на престижную программу стажировки в консалтинговом подразделении IBM iX, стоящем во главе цифровой революции и формирующем пользовательский опыт, создавая бизнес-модели и цифровые платформы.
В ходе круглого стола «Новейшие технологии государственного управления инновационным развитием территорий», организованного ПО Студенческий клуб «Самоуправление вне границ», обсуждались такие вопросы, как инновационное развитие субъектов РФ; развитие технологий «smart city» в некоторых регионах; управление инвестиционным развитием территорий.

Модераторами круглого стола выступили: руководитель ПО СК «Самоуправление вне границ», к.соц.н., доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Любовь Адамская и руководитель отдела науки ПО СК «Самоуправление вне границ» Анна Кочетова.

Участников мероприятия особенно заинтересовал вопрос инновационного развития Московской области, в связи с чем автору доклада задали множество вопросов по данной тематике.

Помимо этого, в качестве гостя на круглом столе присутствовал завкафедрой «Государственное и муниципальное управление» БГИ, к.э.н Сергей Кирсанов, с которым члены Клуба поделились опытом клубной деятельности и обсудили дальнейшие возможности взаимодействия.В работе конференции «Управленческие науки в современном мире» приняли участие ведущие преподаватели МГИМО (Университет) факультета МЭО, доценты кафедры «Банки. Денежное обращение. Кредит» – Татьяна Новашина и Владимир Карпунин. Спикеры представили в рамках обсуждения одной из основных тем конференции «Государственное управление и проблемы эффективности государственного сектора» доклад «Денежно-кредитная политика России как фактор обеспечения ее безопасности».

В ходе выступления авторы обозначили острые проблемы и противоречия, возникшие в современной денежно-кредитной политике и связанные с необходимостью обеспечения национальной безопасности России в условиях нарастания напряженности в сферах геоэкономики и геополитики. Одна из ключевых проблем, требующих безусловного и незамедлительного решения, – персональный состав, функциональное предназначение, механизм функционирования «Национального финансового совета». При этом полномочия Национального финансового совета в области формирования, контроля (за реализацией) единой государственной денежно-кредитной политики должны быть кардинально переосмыслены и модернизированы с учетом возникших новых значительных угроз национальной безопасности России.

 

Леонид Волков
Леонид Волков

 

В заключительный день конференции, 15 ноября, прошли заседания студенческих секций. В них приняли участие около 90 студентов. На повестке дня были взрослые вопросы: стратегический финансовый менеджмент и антикризисное управление; теория и практика корпоративного управления; операционный менеджмент и управление бизнес-процессами; цифровой маркетинг и маркетинговые коммуникации; государственное управление и проблемы эффективности госсектора; HR-менеджмент.

Елена ВОСКАНЯН, Ирина КРИВОШАПКА