Как бы владельцы бизнеса ни старались предусмотреть возможные ситуации, по максимуму обезопасить свои компании, рано или поздно различные факторы будут создавать предпосылки для рисков. О том, что в этом направлении беспокоит бизнес в последнее время, журналу «Риск-менеджмент. Практика» рассказал cобственник и генеральный директор группы компаний ToDoFood Евгений Гиркин.
– Мы работаем в пищевой отрасли, выпускаем продукцию для паназиатской кухни. Один из главных рисков для нас – повышение стоимости ингредиента, используемого в производстве. Такая ситуация возникла в середине июня: вследствие плохого урожая на рынке увеличилась стоимость зерна, что повлияло на стоимость муки – нашего основного ингредиента.
Теперь у нас два возможных варианта развития событий: либо уменьшаем маржинальность продукции и берем разницу в стоимости на себя, либо решаем вопрос за счет клиентов. Но учитывая, что мы недавно поднимали стоимость, повторное повышение цены может негативно отра-зиться на наших взаимоотношениях и часть из них может уйти к конкурентам. Поэтому тщательно и деликатно прорабатываем все нюансы, думаем – какие дальнейшие действия следует предпринять. Пока решили не поднимать стоимость продукции, а посмотреть, что будет происходить с ценами на зерно, насколько они стабилизируются. Иначе может получиться так, что мы повысим цены на наши товары, а через какое‑то время стоимость зерна и, соответственно, муки опять увеличится, тогда нам в очередной раз придется поднимать цены на продукцию. Для клиентов это будет очень большой стресс. Сейчас постараемся взять возникшие издержки на себя, подождать какое‑то время, а позже выйдем с новым предложением для клиентов.
Следующий риск – дефицит квалифицированного персонала. Мы испытываем кадровый голод по ряду специальностей – например, сегодня очень нужны компетентные в своем деле менеджеры по продажам (у нас есть определенный критерий – берем людей с опытом работы в фуде, пищевой промышленности не менее трех лет). В настоящее время столкнулись с проблемой – не можем найти квалифицированные кадры на подобные вакансии. Приходится налаживать более интенсивный поиск, привлекать аутсорсинг – помимо нашего отдела кадров подбором персонала занимаются специалисты на аутсорсинге. Это проблема, я так понимаю, общего характера, знакомая многим компаниям, и она периодически обостряется.
Не всегда стоит сразу принимать новые обстоятельства, факты так, как они о себе заявляют. Старайтесь сначала взвесить все «за» и «против», найти оптимальные решения.
Также в июне обозначился риск, связанный с арендой. Один из наших арендодателей внезапно решил повысить аренду производственной площадки в два раза. Это стало для нас неожиданностью, ничто не предвещало такого развития событий. Мы оказались перед выбором – проработать по старой ставке два месяца и уйти (как прописано в договоре), что нам не очень бы хотелось делать, либо пытаться договориться о более лояльных условиях и работать по повышенной ставке, но точно не в два раза превышающей нынешнюю. Удалось провести переговоры и несколько смягчить арендную ставку – она вырастет на 30%, что, конечно, ударит по себестоимости продукции, от этого никуда не денешься. На ближайшие дни запланировано собрание с сотрудниками компании, чтобы проговорить – как быть дальше, что выпускать на этой площадке, чтобы покрыть дополнительные расходы, связанные с повышением арендной платы. Подобные риски возникают не так часто, обычно нюансы по аренде прописываются в контрактах, тем не менее иногда они дают о себе знать. В нашем случае арендодатель решил повысить ставку, так как почувствовал, что может найти других арендаторов на эту площадку за более высокую цену. Мы к этому не были готовы, но в бизнесе так бывает.
Как показывает практика, не всегда стоит сразу принимать новые обстоятельства, факты так, как они о себе заявляют. Старайтесь сначала взвесить все «за» и «против», найти оптимальные решения. Для владельцев бизнеса важно как можно обстоятельнее минимизировать возможные потери для компании, сохранить имеющийся потенциал и резервы. Всегда есть несколько вариантов выхода из сложившихся трудностей, проблемных ситуаций, главное – грамотно их проанализировать и найти тот самый верный путь для дальнейшей деятельности и развития бизнеса.
Елена ВОСКАНЯН