Риски в пищепроме: минимизация потерь через оптимальные решения

35
Евгений Гиркин
Евгений Гиркин

Как бы владельцы бизнеса ни старались предусмотреть возможные ситуации, по максимуму обезопасить свои компании, рано или поздно различные факторы будут создавать предпосылки для рисков. О том, что в этом направлении беспокоит бизнес в последнее время, журналу «Риск-менеджмент. Практика» рассказал cобственник и генеральный директор группы компаний ToDoFood Евгений Гиркин.

 

– Мы работаем в пищевой отрасли, выпускаем продукцию для паназиатской кухни. Один из главных рисков для нас – повышение стоимости ингредиента, используемого в производстве. Такая ситуация возникла в середине июня: вследствие плохого урожая на рынке увеличилась стоимость зерна, что повлияло на стоимость муки – нашего основного ингредиента.

Теперь у нас два возможных варианта развития событий: либо уменьшаем маржинальность продукции и берем разницу в стоимости на себя, либо решаем вопрос за счет клиентов. Но учитывая, что мы недавно поднимали стоимость, повторное повышение цены может негативно отра-зиться на наших взаимоотношениях и часть из них может уйти к конкурентам. Поэтому тщательно и деликатно прорабатываем все нюансы, думаем – какие дальнейшие действия следует предпринять. Пока решили не поднимать стоимость продукции, а посмотреть, что будет происходить с ценами на зерно, насколько они стабилизируются. Иначе может получиться так, что мы повысим цены на наши товары, а через какое‑то время стоимость зерна и, соответственно, муки опять увеличится, тогда нам в очередной раз придется поднимать цены на продукцию. Для клиентов это будет очень большой стресс. Сейчас постараемся взять возникшие издержки на себя, подождать какое‑то время, а позже выйдем с новым предложением для клиентов.

Следующий риск – дефицит квалифицированного персонала. Мы испытываем кадровый голод по ряду специальностей – например, сегодня очень нужны компетентные в своем деле менеджеры по продажам (у нас есть определенный критерий – берем людей с опытом работы в фуде, пищевой промышленности не менее трех лет). В настоящее время столкнулись с проблемой – не можем найти квалифицированные кадры на подобные вакансии. Приходится налаживать более интенсивный поиск, привлекать аутсорсинг – помимо нашего отдела кадров подбором персонала занимаются специалисты на аутсорсинге. Это проблема, я так понимаю, общего характера, знакомая многим компаниям, и она периодически обостряется.

 

Не всегда стоит сразу принимать новые обстоятельства, факты так, как они о себе заявляют. Старайтесь сначала взвесить все «за» и «против», найти оптимальные решения.

 

Также в июне обозначился риск, связанный с арендой. Один из наших арендодателей внезапно решил повысить аренду производственной площадки в два раза. Это стало для нас неожиданностью, ничто не предвещало такого развития событий. Мы оказались перед выбором – проработать по старой ставке два месяца и уйти (как прописано в договоре), что нам не очень бы хотелось делать, либо пытаться договориться о более лояльных условиях и работать по повышенной ставке, но точно не в два раза превышающей нынешнюю. Удалось провести переговоры и несколько смягчить арендную ставку – она вырастет на 30%, что, конечно, ударит по себестоимости продукции, от этого никуда не денешься. На ближайшие дни запланировано собрание с сотрудниками компании, чтобы проговорить – как быть дальше, что выпускать на этой площадке, чтобы покрыть дополнительные расходы, связанные с повышением арендной платы. Подобные риски возникают не так часто, обычно нюансы по аренде прописываются в контрактах, тем не менее иногда они дают о себе знать. В нашем случае арендодатель решил повысить ставку, так как почувствовал, что может найти других арендаторов на эту площадку за более высокую цену. Мы к этому не были готовы, но в бизнесе так бывает.

Как показывает практика, не всегда стоит сразу принимать новые обстоятельства, факты так, как они о себе заявляют. Старайтесь сначала взвесить все «за» и «против», найти оптимальные решения. Для владельцев бизнеса важно как можно обстоятельнее минимизировать возможные потери для компании, сохранить имеющийся потенциал и резервы. Всегда есть несколько вариантов выхода из сложившихся трудностей, проблемных ситуаций, главное – грамотно их проанализировать и найти тот самый верный путь для дальнейшей деятельности и развития бизнеса.

 

Елена ВОСКАНЯН