Логистические риски: санкции, дефицит кадров, инфляция

68

За последние несколько лет отечественная и мировая логистика претерпели серьезные изменения. Это оказало влияние на рынок логистических услуг, а также привело к трансформациям в структуре и уровне логистических рисков. В 2024 году отрасль продолжает приспосабливаться к новым реалиям, демонстрируя гибкость и способность быстро адаптироваться.

 

В рамках прошедшей весной этого года международной профильной выставки TransRussia эксперты отрасли отметили, что в сложившейся ситуации частота возникновения рисков растет. Это в значительной мере связано с необходимостью искать новые логистические маршруты и решать проблемы с международными переводами в условиях санкций.

Риски, с которыми сегодня сталкиваются логистические компании, в том числе наша, можно условно разделить на два типа:

  • касающиеся международных компаний, которые работают на российском рынке;
  • связанные с любой российской компанией.

Рассмотрим каждый тип подробнее.

 

Риски, касающиеся международных компаний, которые работают на российском рынке

1. Риски, связанные с санкциями

К ним относятся:

Выбор кода ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности). Код показывает основные свойства и характеристики товара и позволяет узнать, входит ли товар в список запрещенных к ввозу или вывозу в/из РФ, Европейского cоюза, Японии, США, Швейцарии, Соединенного Королевства. Этот список постоянно расширяется, поэтому крайне важно быть в курсе актуальных изменений.

Например, клиенту необходимо перевезти груз, запрещенный из‑за санкций к ввозу в Российскую Федерацию из третьих стран, а также провести за него платеж.

И то и другое в текущей ситуации может вызвать сложности, о чем мы предупреждаем заранее. Чтобы нивелировать риски, нам необходимо иметь достоверную информацию о перевозимом грузе, в том числе знать код ТН ВЭД, сведения о производителе и так далее. Эти данные являются обязательными для последующего проведения платежа.

В зависимости от предоставленных клиентом данных мы действуем по одной из отработанных схем:

  1. Ищем альтернативные варианты ввоза груза. Не все страны жестко соблюдают проверку товаров по ТН ВЭД и осуществляют проверку по области применения (главное, чтобы не оборонная промышленность).
  2. Работаем с самим кодом ТН ВЭД. Иногда смена одной цифры кода позволяет осуществить вывоз груза уже не как подсанкционного.

Финансовая логистика. Многие клиенты сталкиваются с проблемой проведения платежей.

В связи с тем что санкционная политика постоянно меняется, мы приняли меры:

  • открыли счета в различных банках;
  • выстраиваем инфраструктуру за рубежом;
  • используем сеть агентов.

Это расширяет возможности для проведения оп-латы.

Например, когда появляется инвойс на оплату, мы отправляем запросы сразу всем агентам. Такая мера позволяет понять, кому из них удается совершить оплату, а у кого возникают сложности. Благодаря этому также можем определить себестоимость платежа.

Международный бизнес. Риски связаны с тем, что под санкции подпадают и грузоперевозчики, и портовые терминалы, куда прибывают грузы. В связи с этим зарубежные контрагенты нередко отказываются работать с этими юридическими лицами, из‑за чего необходимо искать альтернативу.

Чтобы решить эту проблему, наши специалисты досконально изучают каждый пакет новых санкций. Это позволяет всегда быть в курсе того, какая контейнерная линия или порт подпадают под санкции, и заблаговременно находить другие варианты или оформлять документы на морскую перевозку таким образом, чтобы беспрепятственно пройти все этапы перевозки.

 

2. Сложная логистика

Основная проблема связана с тем, что закрываются различные пути ввоза. Яркий пример – напряженная обстановка в Красном море. Судоходные компании перенаправляют свои контейнеровозы в обход Африки, что привело в начале 2024 года к сокращению объема морских грузов на 80%. Эти изменения стали причиной роста расходов на топливо и, как следствие, увеличения стоимости транспортировки.

Для судов, следующих под флагом Российской Федерации, проход в Красном море возможен, но риски присутствуют. Чтобы не оказаться заложниками этой или другой подобной ситуации, специалисты нашей компании постоянно отслеживают обстановку и под каждый запрос выбирают наиболее оптимальный маршрут перевозки.

 

Когда появляется инвойс на оплату, мы отправляем запросы сразу всем агентам. Такая мера позволяет понять, кому из них удается совершить оплату, а у кого возникают сложности.

 

Во многом благодаря умению отечественных транспортных логистических компаний находить альтернативные решения суммарный объем перевозок грузов российским транспортом за январь – май 2024 года, по информации seanews.ru, составил 2,68 млрд тонн, что на 9% превышает показатели за тот же период прошлого года. Например, только в мае текущего года сравнительно с показателем мая 2023‑го суммарный объем перевозок грузов отечественным транспортом вырос на 13,2% – до 785,3 млн тонн. В числе лидеров, по информации rzd-partner.ru, – авто- и морской транспорт: +10% и +4,6% соответственно.

 

Риски, связанные с любой российской компанией

1. Дефицит квалифицированных кадров

По последним данным, которые приводила lenta.ru, в мае 2024 года число вакансий в отрасли транспорта и логистики выросло на 23% в годовом выражении. Другая проблема в том, что многие соискатели стремятся получать достойную оплату, но не готовы приносить компании необходимую ей пользу. Это оказывает пагубное влияние на бизнес, так как если квалификация и ценности сотрудника не резонируют с тем, что востребовано в организации, в работе происходит сбой.

Чтобы избежать негативных последствий, мы приняли меры:

  • наняли профессионального эйчара, который качественно отбирает потенциальных сотрудников;
  • делаем ставку на ключевых специалистов, работа которых приводит к высокому результату;
  • прокачиваем эйчар-бренд, что делает компанию более привлекательной в глазах соискателей;
  • работаем над созданием внутренней школы: проводим обучение членов коллектива, прививаем ответственность и дисциплину.

 

2. Инфляция

По данным Росстата, годовая инфляция в России выросла до 9,13%, ключевая ставка составляет 16% (и это не предел), что повышает цены. Значит, любой кредит обходится компании достаточно дорого.

Мы приняли решение осуществлять финансирование из собственных средств или искать альтернативные пути решения этого вопроса. В настоящее время у нас есть запас прочности в виде предоплаты от клиентов. Таким образом, нивелируется риск, связанный с получением кредитов.

 

3. Новые правила расчета НДС для логистических компаний

Основной риск в том, что при неправильном расчете НДС компаниям грозят штрафные санкции, однако четкое понимание того, как это сделать грамотно, есть не у всех.

Например, в разделе 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ добавлены уточнения, согласно которым ставка НДС в размере 0% не распространяется на услуги организаций по международной транспортировке, а также на транспортно-экспедиционные услуги в случае перевозки на территории Российской Федерации, если заказчики не указаны в транспортных, таможенных и иных документах.

В связи со вступающими изменениями ООО «Эни-Роудс» проводит детальный анализ всех сделок, обсуждает с партнерами оптимальные условия перевозки и перестраивает внутренние процессы бизнеса. Это позволит минимизировать налоговые риски всех участников сделки и сохранить выгодные ставки для клиентов.

 

4. Проблемы с экспортом

Из-за отправки угля за рубеж по железнодорожным путям в восточном направлении в настоящее время возникли сложности с поставкой на экспорт контейнеров, поскольку выбраны практически все квоты. В связи с чем трудно согласовать ГУ-заявки (формы для планирования перевозки грузов) на отправку груза.

Чтобы не рисковать, мы находим альтернативные пути решения. Каждый из них имеет свои нюансы, которые заранее оговариваются с клиентами. Например, можно использовать автотранспорт, однако этот вариант обходится дороже.

 

5. Финансовые риски

Не все владельцы компаний оценивают важность налаживания системы управления финансовыми рисками и контроля средств на счетах организации, дебиторской и кредиторской задолженностей и так далее, что может привести к серьезным последствиям.

Мы постоянно отслеживаем финансовые риски, рассчитываем экономику сделок, учитываем основные показатели, это позволяет понимать ликвидность компании и ее возможности.

 

Designed by rawpixel.com / Freepik
Designed by rawpixel.com / Freepik

 

Большинство рисков, связанных с международными перевозками, возникло в 2023–2024 годах. Они серьезно повлияли на весь бизнес – как российский, так и международный.

В то же время расширение транспортной инфраструктуры является ключевым фактором развития экономики России. По прогнозам, объем рынка логистических услуг в 2024‑м составит 6113 млрд руб-лей, а расходы на транспортно-логистические услуги в стране будут увеличиваться в среднем на 15% в год.

В нынешних реалиях максимально быстрая и качественная доставка становится основным показателем высокого уровня сервиса компании и решающим фактором при выборе логистического партнера.

Поэтому мы внимательно следим за развитием ситуации в отрасли и мире, стараемся быть гибкими и быстро адаптироваться. Несмотря на объективные сложности, связанные с санкциями и логистикой, у нас широкая сеть международных партнеров, которые стремятся к взаимовыгодному сотрудничеству. Совместно мы ищем возможности для решения проблем. Как показывает опыт, такой подход очень эффективен.

Николай Соловьев, СЕО и основатель компании AnyRoads